Марина Анатольевна Барсукова
Конспект комплексной НОД по экологии в старшей группе «Приметы осени»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приметы осени»
(проводится в конце ноября, как заключительное по теме «Осень»).
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие: закреплять знания детей о приметах осени, о жизни растений, насекомых, птиц и зверей в осенний период. Развивать познавательный интерес, любознательность, умение пользоваться «моделями».
Публикация «Конспект комплексной НОД по экологии в старшей группе „Приметы осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать бережное отношение к природе, развивать умение внимательно слушать педагога и ответы детей, развивать общение детей со сверстниками во время выполнения заданий, умение работать в команде, воспитывать самостоятельность.
Речевое развитие: закреплять умение отвечать на вопросы педагога полными предложениями, выразительно читать стихотворение, активизировать и расширять словарь детей.
Физическое развитие: развивать и поощрять потребность в двигательной активности.
Художественно-эстетическое развитие: вызвать желание детей отобразить полученные впечатления в рисунках.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы: стихи, загадки, рассказы о животных и природе;
- рассматривание иллюстраций по теме;
- беседы о жизни животных осенью;
- разучивание стихотворения - В. Семернин «Дождь по улице идет…» с составлением мнемотаблицы.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, изобразительная.
Формы организации НОД: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Развивающая среда: макеты (рисунки) деревьев в разные периоды осени, мольберт, листья 3-4 деревьев, динамическая модель «Пень», предметные картинки с изображениями птиц, зверей, насекомых; модель скворечника; модели насекомых, птиц, рыб; рулон обоев, цветные восковые мелки.
Ход НОД:
В. - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в котором будем искать приметы осени. А делать мы это будем вот зачем: ваш знакомый Незнайка прислал письмо (показать конверт с письмом). Он совсем запутался во временах года и просит вас ему помочь.
- Скажите, какое сейчас время года? (Осень). Так давайте же поможем ему разобраться и запомнить, что же происходит осенью и как ее отличить от других времен года.
- Вы готовы ему помочь? Тогда отправляемся.
I. Подходим к мольберту, на котором расположены три изображения деревьев : 1-с зелеными листьями, 2-с желтыми и оранжевыми листьями, 3-дерево без листьев (а на земле коричневые листочки). Деревья расположены в порядке 3, 1, 2.
В. - Посмотрите на эти деревья. В какое время года так выглядят деревья? (Осенью).
- А как вы догадались? Как называется явление, когда листья с деревьев падают? (Листопад). Расставьте эти деревья так, чтобы было видно: 1-начало осени, 2-середина осени, 3-конец осени. Назовите первый, второй и третий месяцы осени. – А кто знает, почему деревья скидывают листья? (Не хватает питания).
Динамическая пауза: – Покажите ручками корешки дерева (руки опущены вниз, пальцы растопырены). Как они водичку и питательные вещества из земли вытягивают? (поднимаем руки вдоль туловища вверх). Куда они по веточкам поступают? (Раскрыли ладошки наверху). Правильно – к листочкам.
- К зиме вода замерзает, солнца мало, оно уже не греет, листики кормить нечем, деревце скидывает их. А что с деревьями происходит? Они погибают? (Нет, засыпают). И травка становится вялой, пожухлой, уже не такой зеленой, как летом.
(Здесь можно провести д/и «С чьей ветки детки?»)
- Давайте попрощаемся с деревцами и пойдем дальше.
II. Подходим к столу, на котором стоит динамическая модель «Пень». Открываем дверцу у пенька.
В. – Кто это здесь прячется? (насекомые - жучки). А зачем они сюда забрались? Им, наверное, холодно? (Нет! Им кушать нечего, нет сочной травы, поэтому они прячутся на зиму и засыпают). - А каких насекомых вы еще знаете? (дети перечисляют).
Физминутка «Бабочка».
- А когда бабочка проснется и выберется из кокона? (весной).
- Попрощайтесь с насекомыми. Пусть они спят, не будем их тревожить. Идем дальше.
III. Подходим к столу, на котором расположен скворечник (макет или картинка).
В. – Смотрите, дети – скворечник. Он пустой. А куда же скворцы-то делись? (ответы детей). – Да, они улетели. А почему они улетели? (мало корма). Куда они улетели? (в теплые края, где много еды). А что они едят? (насекомых, личинки). А какие еще птицы, кроме скворцов, улетают на зиму? (дети называют). Как одним словом назвать их? (перелетные). А они навсегда улетели или вернутся? Когда они вернутся? (весной, когда появится корм, т. е. проснутся насекомые).
- А почему одни птицы улетают, а другие – нет? (остаются всеядные). Назовите их (голуби, вороны, воробьи, галки и др.). Но им тоже все труднее добывать корм. Как мы можем помочь птицам перезимовать? (кормушки повесить).
- Посмотрите, здесь конверт какой-то. Давайте заглянем! Это от Незнайки. ( Внутри конверта карточки-модели: птицы + насекомые и три картинки: две с изображением птиц и одна с изображением бабочки). – Незнайка просит подсказать, как называются эти птицы ( выкладываем на стол три картинки: ворона, лебедь и бабочка). – Ребята, посмотрите, а разве все здесь птицы? (нет, бабочка – это насекомое). – А Незнайка решил, что раз у всех крылья, значит, это птицы! Давайте Незнайке расскажем – какие модели к птицам относятся, а какие - к насекомым. Одна команда находит карточки, которые рассказывают о птице, а другая – о бабочке, т. е. о насекомых. (С двух сторон мольберта дети выполняют задание, а затем команды проверяют друг у друга – правильно ли выбрали модели. Здесь можно подложить 1-2 модели, относящиеся к рыбам и спросить – почему их оставили).
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Попрощайтесь с птичками, пойдем дальше.
Физминутка: Предложить детям встать друг за другом, положить руки на плечи впередистоящего – «идем по узкой тропинке» змейкой. Опустили руки – скачем «с кочки на кочку» с продвижением вперед.
IY. Подходим к столу, где расположены картинки с изображениями диких зверей или фигурки из настольного театра – белка, еж, медведь, волк, заяц и др. (Предложить детям сесть на стулья вокруг стола – отдыхаем после «похода»).
В. – Вот мы с вами пришли в лес. Что же делают осенью в лесу звери? Как они готовятся к зиме? Про кого вы можете рассказать? (Дети по желанию выбирают картинки понравившихся зверей. Заслушиваются несколько рассказов, используя алгоритм «Дикие звери». Остальные дети добавляют или поправляют рассказчика).
- Молодцы, хорошо рассказывали и внимательно слушали рассказчиков. А теперь выходим из леса и возвращаемся в свою группу. Закрыли глазки. Раз, два, три – мы в группе!
- Давайте напоследок прочитаем Незнайке стихотворение про осень, которое мы с вами «нарисовали» (мнемотаблица к стихотворению «Дождь по улице идет…»). Читаем хором.
- Отлично! Как вы думаете, теперь Незнайка не перепутает осень с другими временами года? А какие еще времена года вы знаете? (Дети называют).
Обсуждение. – Что вам больше всего понравилось в осеннем путешествии? Чьи ответы были точными? А кто хорошо помогал своим товарищам?
- В благодарность за ваши рассказы Незнайка прислал вам угощения.
- Давайте теперь напишем Незнайке письмо в ответ. А так как мы еще не все умеем писать, мы ему нарисуем картинки про осень и про наше путешествие. (На полу расстилаем рулон обоев, дети ложатся на пол вокруг полотна и рисуют мелками).