Наталья Елфимова
Сюжетно-ролевая игра в старшей группе «Путешествие к морским обитателям»
▼ Скачать +Заказ
с детьми старшей группы
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие к морским обитателям»
Цель:
Публикация «Сюжетно-ролевая игра в старшей группе „Путешествие к морским обитателям“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
уточнить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде;
совершенствовать умение соотносить художественное слово с движениями пальцев рук;
расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;
расширить знание детей о нетрадиционных способах рисования;
познакомить с новой нетрадиционной техникой – рисование по пене для бритья;
совершенствовать умения и навыки детей в рисовании;
развивать воображение и творчество;
продолжать воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: Запись музыки «Шум прибоя»; презентация «Морские обитатели».
Раздаточный: маски для подводного плавания, пена для бритья, лист картона на каждого ребенка, альбомный лист голубого цвета на каждого ребенка, линейки, гуашь, кисточки, салфетки
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций «морские пейзажи», «морские жители» в книгах и альбомах, фотографий о море.
Ход игры-занятия.
Воспитатель берё т в руки рупор и объявляет: «Внимание! Внимание! Желающие отправиться в путешествие к морю, могут пройти в автобус номер один (автобус построен из стульчиков, на нём прикреплена цифра один). В автобусе сидят водитель (ребёнок) и кондуктор (воспитатель). Автобус трогается в путь.
Кондуктор объявляет: «Остановка-пляж и море»
Звучит шум прибоя, крик чаек. (Дети выходят из автобуса).
- Ребята, сегодня жарко можно искупаться. Позагорать. Отдохнуть. Попить лимонад. (Воспитатель берет пустую бутылку из-под лимонада и "наливает" лимонад в "стаканчик" (кулачок, дети повторяют за воспитателем, пью из "кулачка" лимонад). Игра "Плаваем, загораем, отдыхаем"
(Раздаются крики о помощи)
Воспитатель: Ой! Кто это кричит и зовет на помощь? Вы здесь посидите на песочке, а я посмотрю, кому надо помочь. (Воспитатель выходит и переодевается в костюм водяного).
Водяной: Иди, иди, помогай, спасай, а я на берегу с ребятами побеседую, давно я детишек не видел. Здравствуйте! Вы знаете кто я?
Дети: Водяной.
Водяной: Правильно. Вы хотели бы побывать в моем подводном царстве?
Дети: Да!
Водяной: А вы умеете плавать?
Дети: Да!
Водяной: А как же вы сможете спуститься на морское дно? Вы ведь не сможете дышать под водой. Люди не приспособлены для жизни в воде, так как у человека нет жабр для дыхания. Люди дышат легкими, нет плавников и хвоста для передвижения.
Водяной: Но что же можно придумать, чтобы спуститься на морское дно?
Дети: Можно надеть водолазный костюм, акваланг.
Водяной: Ну, тогда надеваем маски и в путь. (Дети надевают маски для подводного плавания)
Водяной: Все готовы? Прыгаем!
(Под медленную музыку с плавными движениями «плывут» к «морскому дну».)
Водяной: Ребята, вот мы и на дне моря. Вот мы с вами оказались в подводном царстве.
Тихо, тихо в царстве нашем
Жемчуга на дне есть даже
Если хочешь их найти,
Должен, по морю пройти.
Водяной: Оглянитесь, посмотрите, как необычайно интересно, как таинственно и прекрасно дно морское.
Включается презентация «Морские обитатели»
Водяной: Но здесь вас ждёт испытание, вы должны назвать, кто и что находится на морском дне?
Дети: Рыбки, ракушки, морская звезда, медуза, камушки, морской ёж, морской конёк, кит, акула.
Водяной: Дети, мы спустились не очень глубоко. Поэтому здесь так светло и тепло. Светит солнце, оно согревает и освещает воду.
Водяной: Смотрите дети, какое чудовище! Это что за чудо-юдо-рыба?
Дети: Это кит.
Водяной: Кит не рыба, а морской зверь, потому что кит дышит легкими, как и другие звери, вскармливает детенышей молоком. Кит – млекопитающее. Киты питаются мелкими водорослями, планктоном, моллюсками.
Водяной: Плывем дальше. Посмотрите, какая рыба!
Дети: Это дельфин.
Водяной: Дельфин тоже морской зверь. Дельфины очень умные животные. Они могут спасать утопающих, легко поддаются дрессировке.
Водяной: А чем питаются дельфины?
Дети: Моллюсками, планктоном, мелкими водорослями.
Водяной: Плывем дальше. Посмотрите, какое красивое существо!
Дети: Это медуза.
Водяной: Ее трогать нельзя, она обжигает. Зачем она обжигает? Как вы думаете?
Дети: Так она защищается от врагов.
Водяной: Нас она не знает, друзья мы или враги, поэтому может обжечь.
Давайте уплывем то нее. Плывем дальше. Почему здесь так темно и прохладно? Мы спустились еще глубже. Солнечным лучам не пробиться через слой воды, поэтому темно, вода не прогревается солнцем.
Водяной: Ой, кто это?
Дети: Акула.
Водяной: Акула – хищник, питается рыбами, морскими животными. Она набрасывается на все, что движется. Акулы могут напасть на человека.
Водяной: Давайте спрячемся от нее, чтобы она нас не увидела. Ложитесь на дно, головой в круг.
Релаксация
На дно морское опустились
И в рыб красивых превратились.
Вокруг шумит вода морская,
Она приятная такая.
Со всех сторон нас омывает
Струей своею всех ласкает.
Чтоб от акулы нам укрыться
С морским песочком надо слиться
Ну вот, опасность миновала
Продолжить путь пора настала.
Водяной: Посмотрите кто это?
Дети: Это осьминог, морское животное.
Водяной: А почему оно так называется?
Дети: У осьминога восемь ног-щупалец, поэтому его назвали осьминогом.
Водяной: А для чего у него восемь ног и что за кружочки на них? Вы знаете? С помощью щупалец осьминог передвигается. На щупальцах множество присосок. Присосками осьминог присасывает добычу, удерживает ее.
Водяной: А что за странное существо?
Дети: Это рыба – морской конек.
Водяной: А почему она так называется?
Дети: Он похож на сказочного конька-горбунка.
Водяной: А вы знаете, как конек защищается от врагов? Чтобы спастись от хищников, коньки меняют окраску: подплывают к водорослям – зеленые, на фоне песка – желтые.
Водяной: А это что за существа похожие на цветы?
Дети: Это морские звезды.
Водяной: Они хищники, поедают моллюсков, мелких рыбешек, кораллы. Морские звезды караулят добычу (рыбешек, моллюсков, обхватывают добычу щупальцами, сдавливают ее. Морская звезда выпускает желудок, которым обхватывает добычу, втягивает желудок с добычей обратно.
Водяной: Молодцы, ребята, много всего назвали, вы очень хорошо справились с этим испытанием. А я все фотографировал. Сейчас мы посмотрим, что получилось. (Разворачивает фото, а это чистый лист бумаги, фото не получилось. Водяной расстроен). Ребята, может, вы мне поможете? Нарисуете сами морских обитателей (рыб, зверей, растения).
Но сначала приготовьте свои пальчики, давайте их согреем.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять (показ пальцев)
Скоро будем рисовать (вращение кистями рук).
Нарисуем осьминога, (пошевелить пальцами)
Потрясем рукой немного (потрясти кистями рук).
Рыба плавает в воде, (ладошки сложены и движение змееобразное)
Скат морской лежит на дне, (пальцы растопырены, лежат на поверхности)
Плавно движется медуза, (перебирать пальцами)
Рыба-шар надула пузо (делаем шар, смыкая все пальцы рук)
Всех смогли мы показать
Начинаем рисовать.
Водяной: Ой ребята, у меня же есть подарок. Я хочу подарить вам морскую пену и раскрою секрет рисования морской пеной. Вы хотите его узнать?
Дети: Да.
Водяной: Но перед тем как рисовать, я хочу уточнить, какого цвета море?
Дети: Синее, голубое.
Водяной: Значит, морских обитателей мы будем рисовать на голубом фоне. Водяной: А теперь смотрите внимательно. Я вам буду показывать, а вы запоминайте.
Наносим пену на картон
При помощи линейки разглаживаем пенную поверхность.
Набираем гуашь кисточкой и рисуем. (Водяной рисует рыбку, звезду, водоросли).
На готовый рисунок накладываем чистый альбомный лист голубого цвета, так как море у нас голубое, и слегка придавливаем ладонями.
Держим ладони на листе в течение нескольких секунд.
Аккуратно поднимаем лист, придерживая за уголок и кладем рядом.
При помощи линейки удаляем пену с листа и. о чудо! Наш рисунок отпечатался на листе!
(Каждый раз перед тем, как набирать гуашь, необходимо вытирать ее о салфетку, т. к. на ней остается пена).
Водяной: Все запомнили?
Дети: Запомнили.
Водяной: Тогда, прежде чем начать рисовать, давайте уточним правила рисования морской пеной.
(Дети называют последовательность рисования, воспитатель уточняет, поправляет.)
Под тихую музыку дети начинают работать, Водяной помогает детям справиться с заданием. Когда закончили, подошли к Водяному.
Водяной: Молодцы ребята, как красиво вы нарисовали на морской пене и запомнили много морских обитателей. Назовите мне, кто кого нарисовал.
Дети показывают свои рисунки и рассказывают, кто кого нарисовал.
Водяной: Умницы, большое вам спасибо, но нам пора возвращаться, давайте все вместе скажем «Волны выпустите нас».
Дети: Волны выпустите нас!
(под медленную музыку плавно «плывут» возвращаясь из путешествия).
Водяной: Ну вот, мы с вами совершили путешествие в мир прекрасного. Давайте бережно относиться к тому, что создала природа. А мне пора возвращаться в мое подводное царство. До свидания, ребята!
Дети: До свидания!