Елена Смирнова
Конспект комплексного занятия в средней группе «Стеклянное королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Познакомить детей с рукотворным материалом - стеклом; помочь выявить свойства и качества стекла (прозрачное, светлое, цветное, водонепроницаемое, гладкое и не гладкое, холодное, бьется); сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений. Способствовать дальнейшему развитию у детей бережного отношения к предметам, формированию у ребенка позиции созидания. Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования - монотипией. Вызвать интерес к новому виду рисования. Развивать фантазию, воображение. Учить дополнять получившийся оттиск (фон) изображением, нанесенным тонкой кистью.
Публикация «Конспект комплексного занятия в средней группе „Стеклянное королевство“» размещена в разделах
Обогащение словаря. Прозрачное, хрупкое, фон.
Материал. Различные стеклянные предметы : вазы, стаканы, флаконы, лампочки, банки, мензурки, очки и т. д. (предметы подбираются по толщине стекла, фактуре, цвету, уровню прозрачности); подобные предметы из непрозрачных материалов: дерева, пластмассы, металла и целлулоида; деревянный шарик, пипетка, пищевые красители, вода; листы бумаги, оргстекло (по количеству детей, краски, широкая и тонкая кисти, салфетки, 2-3 рисунка выполненных взрослым в технике монотипия.
Расстановка мебели. Стулья расположены полукругом перед демонстрационным столом. На столе - предметы из стекла. В стороне - столы с дополнительным материалом для экспериментирования и игры. На них размещены стеклянные предметы и аналогичные предметы из других материалов. Часть материалов накрыта салфеткой (для игры, часть – предназначена для экспериментальной деятельности. На отдельных столах - материал для рисования.
Ход ЗАНЯТИЯ
Организационная игра «Паровозик знаний».
Дети садятся на стулья, поставленные полукругом перед демонстрационным столом. Обращаю внимание детей на стеклянные предметы, расположенные на нем, и предлагаю назвать их. Подвожу итог:
- Все эти предметы очень похожи друг на друга, т. к. они «родственники» - все сделаны из стекла. Очень много разных предметов делают их стекла, не правда ли? Как вы думаете, почему? (Ответы). Сегодня о стекле знают все. Но были времена, когда человек не знал, что такое стекло. Ведь стекло - это не природный материал, это - дело рук человека. Однажды в давние времена моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костер и завели разговоры. А чтобы костер не погас, его обложили комками соды. Ночь и усталость взяли свое, моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление, когда утром вокруг кострища они нашли блестящие камешки-капельки, которые образовались из сплава песка и соды. Как вы думаете, что это были за камушки? (ответы детей). Правильно это было стекло!
- Сейчас мы с вами определим, какими свойствами обладает стекло (предлагаю детям ненадолго закрыть глаза и отпускаю в пластмассовый и стеклянный стаканы по цветному шарику).
- Как вы думаете, что в этом стакане? (показываю на пластмассовый стакан). Почему не виден предмет? (потому что стакан непрозрачный).
- А что в этом стакане? (показываю на стеклянный стакан). Как вы догадались о том, что в стакане цветной шарик? (ответы детей).
- Правильно, стекло прозрачное. Какое стекло? (прозрачное). Запомните это слово. Стекло прозрачное, поэтому через стенки стакана виден предмет, находящийся в нем. Люди пользуются этим качеством стекла и делают из него линзы для очков, оконные стекла. Вспомните, где еще используется стекло? ( предполагаемые ответы детей: стекла автомобилей, градусники, витрины магазинов, стенки аквариумов).
- Но стекло может быть не только прозрачным, но и матовым (показ); оно может быть гладким и не гладким (показ, тонким и толстым (показ). Стекло бывает светлым и цветным (показ). Назовите изделия из цветного стекла, которые вы видите на столе (синяя и красная лампы, коричневая бутылочка, очки с зелеными и затемненными стеклами и др.)
- А сейчас подойдите к этому столу (подзываю детей к столу с предметами, прикрытыми салфеткой; снимаю салфетку). Посмотрите и скажите, все ли предметы, стоящие здесь, сделаны из стекла? Уберите лишние предметы (дидактическая игра «Что лишнее?»).
Вопросы: Почему ты это убираешь? Как ты узнал, что этот предмет не из стекла? (он не прозрачный, не разбивается).
- А теперь возьмите в руки по одному стеклянному предмету (предлагаю детям небольшие изделия, выполненные из толстого стекла, которые довольно сложно разбить: флакончики, небольшие стаканчики, баночки). Постарайтесь определить какое стекло на ощупь (гладкое, скользкое, холодное, твердое и т. д. – помогаю назвать качество, если ребенок затрудняется). Обращаю внимание детей на одно из свойств стекла – толщину.
- Есть изделия из тонкого стекла, есть из толстого (демонстрирую). Как вы думаете, какое стекло прочнее? (толстое). И все-таки, если уронить стеклянный предмет, или стукнуть по нему, - то он … (разобьется). Правильно, стекло хрупкое, легко бьется. Какое стекло? (хрупкое, бьется, режется). А значит, как надо обращаться с предметами из стекла? (осторожно, аккуратно). Вот почему нельзя играть с мячом дома или на улице вблизи окон. (Дети возвращают стеклянные предметы на стол).
Физминутка. Игра «Зеркало».
Дети садятся на свои места.
Проводится экспериментальная деятельность: на водонепроницаемость стекла (наливаем воду в стеклянные изделия, еще один опыт на прозрачность стекла (подкрашиваем воду красителями). После каждого эксперимента, обобщив ответы детей, делаю вывод: стекло водонепроницаемо и, поэтому, в стеклянную посуду можно наливать воду; оно прозрачное - мы видим цвет воды в каждом стакане.
-Есть у стекла еще одно чудесное свойство: если до него дотронутся, оно издает мелодичный звук. Послушайте. (ударяю карандашом или стеклянной палочкой по вазе, стакану, слегка прикасаюсь одним стаканом к другому). Стекло звенит.
Обобщаю результаты наблюдений, предлагаю детям еще раз ответить на вопрос «Стекло какое?» (ответы детей).
- Отгадайте загадку: «Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь - разобьюсь» (ответы). Правильно! Это – стекло!
- Дети, а вы знаете, что можно создавать чудесные картины с помощью стекла? (Демонстрирую рисунки. Некоторое время рассматриваем их). Но на настоящем стекле вам, детям, рисовать опасно: мы же знаем о его хрупкости. Я хочу вас познакомить с оргстеклом. Оргстекло – родственник стекла, только оно гораздо крепче и разбить его довольно трудно. Я предлагаю вам нарисовать такие же красивые картины с помощью оргстекла. Хотите, я вас научу? У вас обязательно все получится, нужно только немного постараться.
(Беру широкую кисть и показываю, как надо наносить на оргстекло краску, накладывать сверху лист бумаги, разглаживать его, чтобы он хорошо прилип к стеклу и слегка намок).
- Теперь осторожно снимаем бумагу с оргстекла. У меня получился фон для будущего рисунка. Теперь надо подумать, что лучше нарисовать на этом фоне: цветы или лес, болото или сад. Это зависит от цвета красок, которые вы выберете для фона. Как вы думаете, что здесь лучше нарисовать? (советы детей). А рисовать я буду тонкой кистью (рисую).
Дети приступают к выполнению задания. При необходимости помогаю детям решить вопрос цвета фона; предлагаю прямо на оргстекле смешать 2-3 оттенка красок.
Выполнение этого задания требует от детей сосредоточенности, поэтому разговаривать с каждым ребенком лучше всего шепотом. Если у детей возникают затруднения с дорисовкой, - помогаю им советом, подсказываю направление, в котором должен идти творческий поиск.
В конце деятельности рассматриваем получившиеся рисунки. Хвалю за выполнение сложного задания. Вместе с детьми оформляем выставку работ для родителей.