Марина Доможирова
Конспект комплексного занятия в разновозрастной группе «С чего начинается Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня актуальна как никогда в современной педагогике. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Цель:
Публикация «Конспект комплексного занятия в разновозрастной группе „С чего начинается Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Формирование у детей нравственно-патриотических чувств через систематизацию знаний о своей стране, Родине, родном селе; через приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа.
Программные задачи:
Обучающие:
- уточнить и расширить представления детей о своей стране, о Родине, родном селе;
- расширить представления о народных промыслах.
Развивающая:
- Развитие познавательной активности;
- Продолжать развивать связную речь, активизировать словарь детей;
- Развитие любознательности, наблюдательности, мышления, памяти;
- Развитие способности сравнивать, сопоставлять факты, обосновывать своё мнение.
Воспитательная:
- Воспитывать любовь к родному краю родной природе;
- Воспитание осознанного отношения к родному селу;
- Воспитание дружеских взаимоотношений, коммуникативной этики, умения
общаться со сверстниками.
Оборудование и материал:
- игрушка Чебурашка;
- глобус;
- музыкальная запись «Родина любимая», «То берёзка, то рябина», «Во поле берёзка стояла»;
- ноутбук, проектор, интерактивная доска;
- слайды «Богатыри и витязи земли русской»;
- фотографии настоящего и прошлого родного села;
- загадки и сувениры на тему «Народные промыслы»;
- материалы для продуктивной деятельности;
- стихи о Родине и родном крае.
Методы и приемы:
Наглядный:
- знакомство с глобусом,
- просмотр слайдов «Богатыри и витязи земли русской»,
- просмотр фотографий настоящего и прошлого родного села,
- выбор сувениров на тему «Народные промыслы»;
Словесный:
- чтение стихов о Родине и родном крае,
- загадывание загадок на тему «Народные промыслы»,
- словесная игра «Кто, где, живёт?»
Практический:
- практическое задание «Собери узор»,
- рисование «Берёзка»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»;
«Социально – коммуникативное развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Речевое развитие»;
«Физическое развитие».
Планируемые результаты:
- сформировать у дошкольников основы патриотического воспитания, чувства гражданственности;
- знание истории своего села, национальных традиций, стремление к овладению родным языком;
- знать и называть столицу нашей Родины – Москву, ее историю, достопримечательности;
- дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля.
Предварительная работа:
- Цикл тематических бесед «Родной наш край», «Наши земляки»;
- Посещение музея «Русская изба» в сельском ДК;
- Участие во «Встречах с интересными людьми села»;
- Участие в мероприятиях ДК на «День Матери», «День Победы»;
- Создание фотоальбомов, фотовыставок совместно с родителями;
- Заучивание стихов, песен о Родине;
- Чтение книг, статей, отгадывание и придумывание загадок;
- Работа в уголке ИЗО: рисование, лепка, аппликация;
- Просмотр мультфильмов, презентаций;
- Подвижные, дидактические игры;
- Рассматривание фото альбомов о своей малой Родине.
Ход ООД:
Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас вами необычное, увлекательное путешествие по нашей большой, красивой стране. Давайте поздороваемся друг с другом, и наберёмся сил для того, чтобы отправиться в путь.
Эмоциональный настрой.
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Мы живём в большом краю,
Я тебя приветствую!
Звучит песня из кинофильма «Финист – ясный сокол» «Родина любимая…»
Воспитатель:
Ребята, о чём поётся в песне?
Дети:
О родной земле, о ясноглазой Родине.
Воспитатель:
Правильно, о Родине. Ребята, к нам в гости пришёл Чебурашка, он ничего не знает о своей Родине. Давайте расскажем ему, что же такое - Родина.
Дети:
Родина это место, где человек родился, где живёт его семья, его друзья. Это место, которое он хорошо знает и любит. Это наша большая страна.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Правильно у каждого человека Родина начинается со своей семьи, родного дома. Ребята, посмотрите на глобус - какая большая наша планета Земля. А как вы думаете, Родина у всех одна? Это наша Земля?
Дети:
Нет. На Земле живёт много людей разных национальностей, у них Родина там, где они живут.
Воспитатель:
Давайте поиграем в игру. Я называю вам страну, а вы народ, который в ней живёт.
Словесная игра «Кто, где живёт?»
Как называем мы людей, которые живут в нашей стране?
Дети:
Россияне.
Воспитатель:
Америка
Дети:
Американцы
Воспитатель:
Германия
Дети:
Немцы
Воспитатель:
Франция.
Дети:
Французы.
Воспитатель:
Правильно, ребята! Вместе с нами на земном шаре живут люди разных национальностей. Они различаются по цвету кожи, языку национальным традициям, и у всех народов Родина своя.
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Как и у человека, у каждой страны есть своё имя. А знаете ли вы, как называется страна, в которой мы с вами живем?
Дети:
Россия.
Воспитатель:
Да, ребята, живем мы с вами в прекрасной стране – Россия. Она у нас очень большая, трудолюбивая, красивая, добрая, гостеприимная.
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Хоровод «То березка, то рябина…»
А давайте-ка, ребята, вспомним красивый танец, который посвящён родному краю. Становитесь в хоровод.
Воспитатель:
Славится наша страна тем, что живут здесь очень талантливые люди. Ещё с незапамятных времён на Руси почитали мастеров – народных умельцев, которые делали удивительно красивые вещи. У мастеров были ученики, которые смотрели, как работают мастера, учились делать такие же красивые предметы. Ученики становились мастерами, и тоже учили других. И так много-много лет подряд. До сих пор русские мастера делают такие красивые предметы, которые иностранные туристы покупают в качестве сувениров, и увозят на свою родину в память о нашей России.
В народе говорили: «Красна птица перьем, а человек уменьем». Я буду загадывать вам загадки, а вы выберете на нашем столе такой сувенир, назовёте его, и покажите нам.
Загадки «Народные промыслы»
Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней.
Козлы, барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собаки, гусары и рыбка
А ну, отгадайте, кто я?
(дымковская игрушка)
Сине – голубые розы,
Листья, птицы.
Увидев нас впервые
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре – синяя купель
Это называется просто роспись
(гжель)
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко
Наша
(русская матрешка)
Резные ложки, ковши.
Ты разгляди их, не спеши:
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может солнцем залитые.
(хохлома)
Воспитатель:
Ну, молодцы, все загадки отгадали, сувениры показали правильно, ни разу не ошиблись. Посмотрите – это семёновская матрёшка, но сарафан у неё почему-то не яркий. А это чашечка и кофейник с красивой росписью Гжель, только вот чашка белая, а не расписная. Сейчас вы станете русскими мастерами, девочкам нужно будет украсить сарафан матрёшке, а мальчики распишут чашку. На столе лежит пластилин разного цвета, и вам нужно быть внимательными, чтобы взять тот цвет, который необходим только для узора вашей росписи.
Выполнение задания «Сделай узор»
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Вы славно потрудились. А теперь давайте отдохнём и сделаем зарядку.
Физминутка «Зарядка» :
А сейчас всё по порядку:
Встаем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое ещё.
Дружно все присели, пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
Воспитатель:
Россия всегда отличалась удивительными героическими людьми, которые защищали границы русского государства, православную веру, почитали Русь как святыню. В народе говорили: «Люби Россию, ибо она твоя мать!»
Героизм, мужество, стойкость, готовность идти на подвиг во имя Родины – это характерные черты для настоящего русского человека. Первые богатыри и витязи, защищавшие Русь вошли в историю нашей страны, их помнят и любят до сих пор. Давайте ребята вспомним их.
Просмотр слайдов «Богатыри и витязи земли Русской»
Дети:
-Илья Муромец – связал Соловья-разбойника и привёз его в стольный Киев град.
-Добрыня Никитич - бился со Змеем Горынычем и победил его.
-Алёша Попович – бил врага богатырской силой.
-Святогор – богатырь-великан.
-Витязь Вольга Святославович – понимал язык птиц и зверей.
-Князь Владимир Красное Солнышко – славный защитник земли Русской.
Не зря говорят, что герой никогда не умрёт – он вечно в народе живёт!
Воспитатель:
Ребята, мы с вами живём в стране, в которой есть города и большие и красивые, но у каждого человека есть на земле место, где он родился и впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и первый снег. Это место называется малой Родиной. Ближе к сердцу для нас – это наше село Тилинино Нижегородской области.
Я иду по селу, мне кивают клёны
И берёзки машут нежною рукой.
Что-то шепчет ветерок ласково спросонок
И заря алеет яркой полосой.
Просмотр фотографий «Прошлое и настоящее нашего села»
Село наше очень древнее. 200 с лишним лет стоит оно на этой земле. Раньше это была небольшая деревенька у красивой реки Пьяна. Со временем она выросла, поменяла свой облик, и стала большим современным селом.
Ребята, а какое для вас наше село?
Дети:
Красивое, уютное, чистое, любимое, родное.
Воспитатель:
Ребята, кто из вас знает, какое растение является символом России.
Дети:
Березка.
Воспитатель:
Верно, ребята. Только у нас в России берёзки такие красивые.
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками
С зелеными сережками.
У каждого из вас, ребята, на столе лежит альбомный листок, краски, губка и трубочка. Они нам нужны для того, чтобы вы смогли нарисовать каждый свою неповторимую берёзку. Давайте подуем в трубочку на капельку краски и посмотрим, как она начнёт двигаться.
Дыхательная гимнастика (рисование воздухом) «Берёзка»
Ребята выкладывают на ковре свои рисунки.
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, какие разные, не похожие, но очень красивые у вас получились «берёзки», а если их соединить, то получится удивительной красоты берёзовая аллея. Окружают наше село в основном смешанные леса, но встречаются и берёзовые рощи, такие же красивые, какие получились у вас.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся народ,
Ждёт нас новый хоровод!
Хоровод «Во поле берёзка стояла»
Воспитатель:
Вот и подошло к концу наше путешествие по нашей Родине. Наша Родина – Россия – Великая страна! Мы все гордимся тем, что мы россияне!
Подведение итогов:
Воспитатель:
Что нового вы узнали, ребята? Кто приходил к нам в гости? Как вы думаете, Чебурашка понял, что такое для всех нас Родина?
Дети:
Да.
Воспитатель:
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете - есть Родина своя.
Есть ветки у листочка, овражек у ручья.
У каждого на свете есть Родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живём,
Края свои родные мы Родиной зовём.