Наталья Иванова
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Волшебный ларец»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
Занятия в подготовительной группе №7 «Лучик» ДУУ «Ивушка»
Воспитатель: Иванова Наталья Ивановна
«ВОЛШЕБНЫЙ ЛАРЕЦ»
Программное содержание: Продолжать учить детей свободно мыслить, логически рассуждать и последовательно излагать свои мысли и суждения в беседе. Пользоваться характерными речевыми конструкциями. Самостоятельно находить способы решения поставленных проблем и отстаивать их, побуждать детей к речевой активности. Закреплять признаки весны в живой и неживой природе. вызывать у детей эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение к весенним явлениям через поэзию, творческую деятельность.
Публикация «Конспект комплексного занятия в подготовительной группе „Волшебный ларец“» размещена в разделах
Продолжать работу над выразительностью и точностью речи, закреплять знания о составе числа 7 из 2-х меньших чисел, упражнять в делении целого на 2, 4 равные части. Поддерживать интерес, любознательность к выполнению заданий
Развивать коммуникативные способности, воспитывать чувство собственного достоинства, взаимопомощь.
Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник) 2-х цветов на каждого ребенка, ножницы, простой карандаш. 2 набора тарелок на каждого ребенка, картинки капусты по 7 картинок на каждого ребёнка.
Предварительная работа: Чтение сказки «Два жадных медвежонка», занятия по математике, на которых дети учились делить целое на части, знакомились с числом 7 из двух меньших чисел. Знакомство детей с жанровыми особенностями произведений малых фольклорных форм (загадки, пословицы, длительные наблюдения за весенними изменениями в живой и неживой природе. Заучивание стихов, составление рассказов с использованием мнемотаблиц.
Ход занятия.
Ребё нок:
Дорогие гости проходите,
Занятие наше посетите,
Обещаем – будет интересно
И, конечно, познавательно, полезно.
(Дети здороваются с гостями.)
(Стук в дверь)
Воспитатель: Ребята, наверное, кто-то из гостей опоздал.
(Воспитатель вносит в группу конверт) Смотрите, письмо какое-то. Как вы думаете от кого всё это?
Дети: От нашего друга дяди Василия – лесничего.
Дети: От Тётушки Совы.
Воспитатель: Сейчас узнаем. Читаю адрес Ростовская обл., г. Ровеньки, кв. Шахтёров, д/сад «Ивушка», Детям подготовительной группы №4 «Лучики». От Тётушки Совы. Конечно же, от Тётушки Совы. Хотите услышать, что она нам пишет?
Дети: Да!
Воспитатель: Слушайте внимательно. Прослышала я в лесу, что у Вас гости сегодня, но что бы знанья показать, надо очень много знать. Поэтому смекалку и терпенье проявите, и меня не подведите, и себя не посрамите. Хочу вам помочь в этом, если вы хотите.
Воспитатель: Как вы считаете, ребята, примем помощь Тётушки Совы?
Дети: Да.
Воспитатель: Слушайте дальше. Дорогие ребята, предлагаю вам отправиться в интересное путешествие в страну знаний, где вас ожидают интересные необычные испытания, от меня Тётушки Совы – задания. Я уверена, что вы с ними справитесь и порадуете всех нас. Но эти задания вам следует найти. Удачи вам, ребята! Ваш друг – мудрая Тётушка Сова.
Воспитатель: Ребята, вы готовы к путешествию?
Дети: Да.
Воспитатель: Что бы всё выполнить, давайте вспомним правила культурного поведения на занятии.
Дети: Внимательно слушать, не перебивая товарищей. Отвечать только тогда, когда спросит воспитатель. Быть терпеливым, сдержанным, внимательным.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили правила, которые помогут вам в школе хорошо учиться.
Воспитатель: Дети, вы не заметили ничего необычного в группе?
Дети: Вот следы какие-то (на полу разложены детские следы вдоль ковра 10 пар.)
Воспитатель: Да, это следы. Давайте подумаем, что с ними делать? Вот загадка, которую нам следует отгадать.
Дети: Давайте их уберём.
Дети: Давайте лучше пойдём по следам.
Воспитатель: Я согласна. Давайте пойдем по следам. куда они нас приведут, посмотрим. (уточняю с детьми как правильно идти по следам – это след в след.) Дети идут друг, за другом.
Дети: Следы закончились, здесь лежит какой-то лист бумаги.
Воспитатель: Да это лист бумаги. Что вы на нём видите?
Дети: Цифры написаны.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: 1,2,3 (называют цифры написанные вразброс.)
Воспитатель: Эти цифры нам о чём-то говорят?
Дети: Нет.
Воспитатель: Постойте, постойте, но здесь что-то написано. Я сейчас прочту. Слушайте все внимательно. Эти цифры не простые. Эти цифры подсказка. Соедините их линией в порядковой нумерации и откройте. С обратной стороны на каждой из них написана буква. Прочтите слово-отгадку этого задания. Смелее ребята. Предлагаю детям выполнить задание, остальные хором помогают. Читаем с детьми слово ларец.
Воспитатель: Какое слово получилось?
Дети: Ларец.
Воспитатель: А вы его видите?
Дети: Нет его здесь.
Воспитатель: Где же его искать? Может, где-то ещё есть, подсказка? Ищите, смотрите внимательно.
Дети: Здесь какой-то чертёж с линиями и стрелками. Зашифрован.
Воспитатель: Что же нам делать?
Дети: Надо его расшифровать, прочесть.
Воспитатель: Посмотрим, что же здесь начерчено. Предлагаю детям прочитать.
Дети: Линия прямо со стрелкой под ней цифра 5 и буква Ш
Воспитатель: Что же это значит, как вы думаете? Напрягите свои мысли к разгадке этого ребуса.
Дети: Это значит 5 шагов прямо надо идти.
Воспитатель: Правильно, дети, читаем дальше.
Дети: Затем влево 4 шага и ещё прямо 4 шага.
(Идём по чертежу и находим ларец.)
Воспитатель: Вот и нашли мы его.
Дети: На ларце лежит записка.
Воспитатель: Сейчас я прочту её.
Я ларец не простой
А волшебный расписной,
Вы скорее подходите
И скорее отоприте,
Много разных здесь заданий
Игр. загадок для познанья,
Потрудитесь разгадать
Правильно ответ сказать.
Ребята, вы готовы выполнять все задания, которые лежат в ларце? Справитесь?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, я не сомневаюсь в вашем ответе, в вашей решительности. Ребята, я считаю, что вы справитесь с заданием потому, что вы многому уже научились в детском саду и готовы идти в школу учиться. Как же нам открыть ларец? Ребята, расскажите, что за замок на ларце?
Дети: Он необычный, на нём какие-то геометрические фигуры наклеены, а вот ключи в коробочке лежат.
Воспитатель: Так, что же нам нужно сделать?
Дети: Подобрать такой же ключ.
Задание «Подбери ключ»
Дети открывают ларец и обнаруживают там задания от Тётушки Совы.
Воспитатель: Тётушка Сова, предлагает детям разделиться на 2 команды, и выполнять задания - соревнуясь. Правильные ответы команд будет оценивать наше жюри – это наши гости, фишками, которые вы будете получать за правильный ответ. В конце занятия подведём итог, путём подсчёта фишек. У какой команды их будет больше, та команда и победила.
(Дети делятся на две команды.)
Воспитатель: И так, команды определились. Ребята, выберите себе капитанов и придумайте название своим командам. В названии должна прослеживаться связь со временем года. И так, как называется ваша команда?
Дети: «Подснежник»
Воспитатель: Как называется ваша команда?
Дети: «Пролески»
Воспитатель: Почему такие названия взяли?
Дети: Потому, что сейчас время года «Весна».
Воспитатель: И так команды готовы, судьи тоже. Серёжа, возьми конверт с заданием в ларце (читаю первое задание Тётушки Совы.)
Задание 1. «Накормим козлят из 2-х тарелок» Закрепление состава числа из 2-х меньших. Правило: каждый в своей команде берёт две тарелочки и разлаживает по ним 7 картинок капусты, которые берёт на подносе. То же выполняет 2 команда.
Воспитатель выясняет кто, как выполнял задание. Каждая команда получает фишки.
Воспитатель: Молодцы ребята, с первым заданием вы справились, и показали хорошие знания по математике. Саша, принеси следующий конверт с заданием. Ребята, я вам читала сказку о том, что не хорошо быть жадным и к чему приводит жадность. Ну-ка не молчите, хором название сказки скажите.
Дети: Сказка называется «Два жадных медвежонка».
Воспитатель: И так задание: надо поделить головку сыра прямоугольной формы команде «Пролески». Займите место, за столами слева от меня. А команда «Подснежник» займёт место за столами справа от меня. У вас головки сыра, какой формы?
Дети: Квадратной.
Воспитатель: И так, головку сыра желтого цвета делим пополам, а розового цвета на четыре ровные части. Чья команда быстрее справится, капитаны расскажут, какие фигуры в итоге получились, та команда побеждает. Приготовились – начали! (дети выполняют задание.)
Воспитатель: Время истекло. Команда «Подснежники», покажите часть головку сыра, какая геометрическая фигура получилась?
Дети: Получились две ровные части, прямоугольной формы.
Воспитатель: Покажите часть сыра квадрата. Какие фигуры получились?
Дети: Получилось 4 ровные части. Квадраты.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились все одновременно. Команда «Пролески», покажите часть головки сыра, прямоугольной формы. Какие фигуры получились?
Дети: Две ровные части, прямоугольной формы.
Воспитатель: А теперь покажите часть сыра, прямоугольной формы. Что у вас получилось?
Дети: Четыре ровные части сыра прямоугольной формы. Четыре прямоугольника.
Воспитатель: Ребята, а как проверить, что все части равны?
Дети: Надо наложить половинки друг на друга. Если они совпали, значит, правильно поделили. И четвертинки тоже.
Воспитатель: А что больше 2/4 или половинка? Что меньше?
Дети: Половинка больше (воспитатель предлагает проверить это утверждение.)
Воспитатель: Правильно, ребята 2/4 и половинка – это одно, и тоже, они равны. Медвежатам понравилось бы, как вы поделил сыр. Теперь уберите своё рабочее место. Что обозначает пословица «Каждой вещи своё место»? (дети отвечают.)
Воспитатель: Ира, принеси следующий конверт, из ларца с новым заданием. Следующее задание «Скажи пословицу». Слушайте внимательно.
Светлана села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Мама ей в ответ сказала пословицу. Какую?
Дети: Сделал дело – гуляй смело.
Воспитатель: Молодцы дети, вы все вместе ответили, потому, что мы её проговариваем каждый день. Каждая команда получает по одной фишке. Капитаны посчитайте фишки. Каждая команда имеет по 5 фишек. Посмотрите, что необычного в них.
Дети: Одна сторона белая, на обратной части рисунок.
Воспитатель: Никто не догадался, о чём это говорит, что надо сделать с фишками?
Дети: Разложить, сложить может, что-то получится
Воспитатель: Ну, что же команды принимайтесь за работу, разгадайте этот ребус Тётушки Совы. Составьте картинку (дети выкладывают картинку, ранняя весна, средина весны.) Я вижу, команды справились с заданием. Команда «Подснежники», что у вас получилось на картинке?
Дети: Капитан - У нас получилась картинка Весна
Дети: Капитан - У нас тоже получилась картинка Весна.
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на картинки, есть ли в них какие-то характерные признаки весны и как эти картины можно назвать иначе?
Дети: Ранняя весна. Весна в расцвете. Середина весны.
(Дети сидят на стульях полукругом)
Воспитатель: Дети, как называется первый месяц весны?
Дети: Март.
Воспитатель: Дети, кто прочитает стихотворение о весенних месяцах?
Ребё нок: -
Спешит весна и месяц март
За ним - другой, стучится в дверь
Он называется - Апрель,
И третий месяц вспоминай
Как, называется он - Май (дети отвечают хором.)
Воспитатель: А теперь вместе назовите весенние месяцы.
Дети: Март, апрель и май ты не забывай.
Воспитатель: А сейчас каждая команда расскажет кратко о своей картинке по плану, отвечая на следующие вопросы:
• Какое время года нарисовано на картинке?
• Какой период весны?
• Почему вы так решили?
• Чем нас радует апрель?
Перечислите признаки весны. Какая она?
(дети составляют рассказ по своей картинке)
Воспитатель: Молодцы дети, вы справились и с этим заданием.
Дети, вы наверно устали?
Дети: Да!
Воспитатель:
А теперь все дружно встали (встают со стульев)
Руки кверху поднимаем (поднимают руки вверх)
А потом их опускаем (опускают руки вниз)
А потом к себе прижмём (руки сомкнуты в локтях)
И скорее разведём (разводят руки в стороны)
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей (хлопают в ладоши)
Раз, два, раз, два – зашагала детвора (шагают на месте)
Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы затруднялись, но всё же справились и с этим заданием Тётушки Совы.
Воспитатель: Ребята, на дне ларца ещё что-то лежит. Это картинка. Рассматриваем изображение (это знаки символы по содержанию стихотворения С. Маршака «Апрель») Посмотрите внимательно на картинку, кто догадался, какое время года изображено знаками символами?
Дети: Изображена весна.
Воспитатель: Докажите, что вы правы.
Дети: Капают, плачут сосульки, подснежник цветёт, птицы поют.
Воспитатель: Да это время года - весна. Поэт С. Маршак написал прекрасное стихотворение «Апрель». Послушайте, я его прочту.
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь,
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Вам понравилось стихотворение?
Дети: Да.
Воспитатель: Какие чувства оно у вас вызывает.
Дети: Оно весёлое, радостное, тёплое, как весеннее солнышко. Всё радуется весне и мы тоже.
Воспитатель: Сейчас я прочту стихотворение с помощью символов, которые вам помогут быстрее запомнить текст, стихотворения. Теперь вы попробуйте прочесть сами стихотворение, используя символы (рассказывают 2-3 ребёнка.) Дети больше нет заданий в ларце. Нет, нет смотрите здесь ещё …
Дети: Книга.
Воспитатель: Да, ребята, эта книга вам подарок от Тётушки Совы за то, что вы справились со всеми заданиями и честно заработали этот подарок. Мы её с удовольствием почитаем в свободное время, рассмотрим иллюстрации. Чем больше вы будете знать, тем легче вам будет учиться в школе. А теперь послушаем наших гостей.
(Жюри словами поощряет детей.)
Воспитатель: А теперь, когда все задания выполнены, все дела сделаны можно делать - то, что нам подсказывает пословица.
Дети: Сделал дело – гуляй смело!
Литература:
Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1995.
Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М. : Просвещение, 1990.
Гербова В. В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / В. В. Гербова. –М. : Просвещение, 2002. – 158 с.
Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждении / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М. :Просвещение, 2007 – 224с.
Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1984.
Пословицы: Пословицы о труде. Сделал дело — гуляй смело. Дело мастера боится. Любишь кататься — люби и саночки возить. Терпенье и труд все перетрут. Под лежачий камень вода не течет. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Делу время, потехе час. Что посеешь, то и пожнешь. Труд человека кормит, а лень портит. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Не спеши языком, спеши делом. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Пословицы об учебе. Больше узнаешь — сильнее станешь. Мир освещается солнцем, а человек — знанием. Ученье свет, а не ученье – тьма. По одежде встречают, по уму провожают. Век живи – век учись.
Пословицы о дружбе. Друга ищи, а найдешь — береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друг познается в беде. Гусь свинье не товарищ. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Старый друг лучше новых двух.
Пословицы о книгах. Не красна книга письмом, красна умом. С книгой жить – век не тужить. Книга мала, а ума придала. Хорошая книга – лучший друг. Кто много читает, тот много знает. Книги читать — скуки не знать. Книга для ума, что теплый дождь для всходов.