Ирина Николаевна Груздева
Конспект комплексного занятия с участием родителей «Украшения саамской варежки»
▼ Скачать + Заказать документы
Украшения саамской варежки
Цель: Формирование коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности.
Показать красоту природы родного края.
Приобщать детей к культуре и истории «малой» Родины.
Формировать интерес и эстетическое отношение к декоративно-прикладному искусству народов Кольского полуострова-саамов.
Задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Закрепить правила поведения в лесу.
3. Воспитывать чувство восхищения природой Кольского пол-ва.
Темочки:
4. Учить составлять узор на рукавице используя геометрические фигуры добавлять сходства узоров на рукавице.
5. Закрепить цвета, название геометрических фигур.
6. Формировать коммуникативные действия в совместной работе с родителями.
7. Формировать позитивное, эмоциональное отношение к совместной деятельности с родителями.
Материал: презентация о природе, саамские варежки, аудиозапись «Оленята», заготовки рукавиц, готовые геометрические фигуры, клеёнки, клей, салфетки, тряпочки, кукла в саамском наряде, раскраски с саамскими картинками
Воспитатель: «Как приятно видеть мам и пап, которые пришли к нам в гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся. Начинается наше путешествие. Я приглашаю Вас в край голубых озёр, стремительных рек, великолепных лесов, богатых растительным и животным миром.
Показ презентации:
Природа этого края радует нас в любое время года:
Летом - великолепием белых ночей, цветение трав, кустарников.
Весной - проснувшиеся от зимней спячки реками, озёрами.
Осень - цветным калейдоскопом красок.
Только здесь можно увидеть одно из самых необычных явлений – северное сияние.
Несмотря на холодную, продолжительную зиму, и как в сказке завораживаемое своим великолепием.
Вы, наверное, догадались, что речь идёт о крае, в котором мы живём - о Кольском полуострове, ребята вспомните, как раньше называли наш край?»
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: «Да, Лапландия страна и мрачна, и холодна. Лишь полярное сиянье вспыхивает иногда. Но в Лапландии живёт спокойный северный народ! Коренные жители нашего края - саамы. Жили они в тундре, занимались рыболовством, охотой, разводили оленей».
Проведение физкультурной минутки.
Воспитатель: «Выходите ребята ко мне. Повторяйте:
Зимой в тундре выла вьюга громко у-у-у-кружимся, тихо у-у-у-у-приседаем
Но оленята в тундре не бояться вьюги теплые шубки.
Дети выстраиваются на саамский танец «Оленята»
Воспитатель: «Чтобы Оленята не потерялись в тундре, им на шею вешали колокольчик. Ребята, хлопните в ладоши, если вы услышали колокольчик»
Проводится игра «Узнай по звуку»
Воспитатель: «Саамы шили себе одежду из оленьих шкур, вот об одном предмете их одежды вам загадка: Чтоб не мерзнуть пять ребят в печке вязанной сидят?».
Предположительные ответы детей
Воспитатель: «Правильно, варежка. На саамском «кыыста». Саамы варежки шили из шкуры оленя, мехом внутрь, а кожей наверх, украшали варежку лоскутами и жемчугом, которой они добывали на реке Ена.
Для чего нужны варежки?»
Дети: «Чтобы руки защищать.
Надо варежки носить
Рукавицы сберегут маникюр и кожу
И от грязи защитят рукавицы тоже»
Воспитатель: «В наше время варежки вяжут, используя саамский рисунок. И сегодня мы откроем мастерскую по украшению саамской варежки, а встретит нас в мастерской кукла Лайна (в переводе - волна) (кукла саамка в национальном костюме)
Совместная деятельность детей и родителей по украшению варежки. Рассаживаются за столы. Демонстрация образцов орнаментов саамской варежки.
Воспитатель: «Посмотрите, какие яркие, красивые узоры на варежках. Они красочные и разноцветные. Орнамент украшения варежек ярок и разнообразен. Дорожка – северное сияние, сопки, синий цвет – вода, круг - солнце, огонь, треугольник – птица, зеленый – тундра, точка – мышиные лапки».
По завершению совместной деятельности, организуем выставку работ.
Воспитатель: «Мне понравилось, как трудились папы и мамы вместе с вами. Все делалось сообща с удовольствием.
Дети: «Ох уж эти рукавички, непослушные сестрички, пропадают постоянно с батареи, из кармана.
Я хватаю их за спинки, пришиваю их к резинке.
Доигрались рукавички, непослушные сестрички, шерстяные вязанные вы теперь наказаны».
Дети: Стихотворение «Маша варежку надела»
Воспитатель: Вы сегодня хорошо потрудились. Кукла Лайна приготовила вам подарки. Раздаем «Саамские раскраски».
Литература:
Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников-Санкт-Петербург, Детство-Пресс,2010
Большакова. Н. Жизнь, обряды и мифы Кольских саамов/ Н. Большакова Мурманск,2005г
Саамы. Хомич. СПб: Просвещение2000г.
Саамские сказки М. ,1962г
В. Н. Демин «Гиперборейские тайны».