Медведева Людмила Николаевна
Конспект комплексного занятия по развитию связной речи посредством изодеятельности в подготовительной группе «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого комплексного занятия по развитию связной речи через изодеятельность в подготовительной к школе группе на тему «Осень».
Цели: развитие связной речи у воспитанников подготовительной к школе группы через изодеятельность.
Использование нетрадиционных техник рисования («по мокрому листу», «монотипия»)в интегрированной образовательной деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект комплексного занятия по развитию связной речи посредством изодеятельности в подготовительной группе „Осень“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.
Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы.
Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Пополнение активного словаря существительными, сложными словами.
Познакомить воспитанников с новой техникой рисования «по мокрому листу», «монотипия».
Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Упражнять воспитанников в составлении цветовой композиции, передавая впечатления об осени. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Октябрь», А. Вивальди «Времена года. Осень», «Звуки леса»; альбомные листы, акварельные краски, кисти, губки, баночки с водой, салфетки.
Ход занятия
Воспитатель:- Доброе утро, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.
- Ребята, скажите, какой сегодня день?
- Хмурый, пасмурный или светлый и весёлый?
- Какое настроение вызывает у вас такая погода?
- А знаете, как можно улучшить настроение?
- Что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
- Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя нa них, ярче становится день и на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Воспитатель:- Ребята,сейчас я прочитаю вам стихотворение. Послушайте его.
Золотая осень чудной красоты
Голубое небо, яркие цветы,
Будто бы художник смелою рукой
Расписал берёзы краской золотой,
А, добавив красный, расписал кусты
Клёны и осины дивной красоты.
Получилась осень – глаз не оторвать!
Кто ещё сумеет так нарисовать?
- Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени).
- Сегодня мы с вами поговорим о самом красивом времени года, об осени.
- Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. Закройте глазки и послушайте музыкальное произведение П. Чайковского «Времена года», которое поможет почувствовать всю красоту осенней природы.
(дети закрывают глаза, звучит отрывок из музыкального произведения).
- Давайте вдохнем воздух и почувствуем, какой он? (Прохладный, свежий, пахнет прелыми листьями, грибами).
- Давайте прислушаемся, в лесу тихо, а можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох? Что вы слышите? (Как падают листочки, потрескивание веток, стволов деревьев, как перелетела птица с ветки на ветку, шепот ветра).
- Давайте попробуем изобразить ветер, если он дует сильно. (ш-ш-ш, а теперь ветер начинает немножко стихать (ш – ш – ш, но вот он опять разбушевался (ш – ш – ш, а теперь успокоился и совсем стих (ш – ш – ш).
Воспитатель: - Сейчас посмотрим с вами, что же происходит осенью в природе.
Беседа по картине И. И. Левитана «Золотая осень».
- Эту картину написал художник Исаак Ильич Левитан.
– Какое время года изображено на картине? (Осень).
- Почему вы так думаете?
- Как вы думаете, как художник назвал свою картину?
– Почему картина называется «Золотая осень»? (Все желтое как золото).
- Какие цвета он использовал? (Много желтых, оранжевых красок.)
- Как эти цвета можно назвать одним словом?
- Какие они (Теплые, радостные, веселые).
- Золотая осень восхищала и радовала художника. Давайте внимательно рассмотрим картину. Что интересного, красивого увидел художник?
-Что изобразил художник на картине близко к нам, на переднем плане.
(несколько деревьев).
- Расскажите о них. Какие они? (Тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричнево-оранжевая).
- Дальше, на дальнем плане, что вы видите? (Группа березок).
- Такую группу называют «роща». Листочки на этих березках не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.
- Какого цвета трава на лугах? (Коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Благодаря этим оттенкам мы видим, что это осень).
- Какого цвета речка? (Тёмная).
- Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета. Синие и фиолетовые тона – это холодные тона. Очень нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски.
- Мне, ребята, очень понравилась репродукция картины.
-Как называется картина? Кто её написал?
Воспитатель:- Сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Закончи предложение»
- Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лету пришла (золотая осень). Осенью листья (желтеют и опадают). Дует осенний (ветер). В лесу растут (грибы). Часто моросит (дождик).
Солнышко все реже и реже выглядывает из-за (туч). 3емля стала похожа на красивый (ковер).Птицы собираются в стаи и (улетают в теплые края).
— Молодцы! Вы правильно закончили предложения!
- Ребята, дождь - это хорошо. Какая польза от того, что идёт дождь? (Полезен для растений, для земли и будущего урожая; смывает пыль с деревьев).
Дождь – это плохо. А какой вред от того что идёт дождь? (Нельзя будет гулять). (ТРИЗ).
Физкультминутка «Мы-листики осенние» (под музыку А. Вивальди)
Воспитатель: - Давайте немного отдохнём и представим, что мы превратились в осенние листочки. Встаньте в круг.
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой).
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны).
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели. (Присели).
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой).
Закружились, полетели,
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам).
Воспитатель: - Ребята, назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
В старину осенние месяцы назывались иначе, чем сейчас, вот послушайте:
Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (Потому что в это время появляется рябина).
Октябрь – листопадник. (Потому что опадают листья).
Ноябрь – зимник или предзимье. (Становится холодно, как зимой).
-Как вы думаете, что обозначает слово «предзимье»? (Это время перед зимой).
-Какое знакомое слово слышится? (Зима).
- НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы.
- Почему называли воротами зимы? (Сильные ветры со снегом, снег ложится и не тает больше)
Воспитатель: -Сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери слово».
- Про что можно сказать «Осенний»? (месяц, день, вечер, листок, дождь, ветер, пейзаж).
- Про что мы говорим «Осенняя»? (погода, одежда, картина, берёза, пора, туча.).
- Про что можно сказать «Осеннее»? (небо, солнце, дерево, настроение).
Воспитатель: - Молодцы, ребята, много слов назвали.
-Ребята, осень называют «Художница Осень». Почему, как вы думаете?
- И мы с вами сегодня тоже будем художниками и будем «писать картины». Да-да, именно писать, а не рисовать. Ведь правильно надо говорить «писать картины». Я предлагаю вам написать каждому свою осень такой, какой она вам представляется.
- Занимаем свои места.
- Сегодня мы с вами будем рисовать необычный осенний пейзаж - пейзаж на котором деревья смотрятся в воду.
– Ребята, а что такое пейзаж? (Всё, что мы видим и всё, что нас окружает).
- Как же нарисовать такой пейзаж? Посмотрите, как веточка дерева отражается в зеркале. Отражение получается точно такое же. А какой прием мы можем использовать для рисования отражений? (отпечатывания).
Ваш лист согнут пополам, линия сгиба это берег, выше этой линии небо, а в низу вода, озеро или речка. Сначала вы затонируете нижнюю часть листа голубым цветом широкой кистью. А верхнюю часть листа вы смочите водой и нарисуете на ней осенние деревья. (Мы губкой смочим наш лист, быстрым движением руки). Когда все будет готово, быстро складываем лист, чтобы деревья и небо окунулись в воду. Раскрываем лист и видим два дерева: одно стоит на берегу и смотрит в небо, а другое отражается в воде.
-Прежде, чем приступить к работе, подумайте, что именно вы хотите изобразить на своём листе бумаги, какие краски вам понадобятся.
Если будете смешивать краски, чтобы получить другие оттенки, у вас есть палитры.
- Давайте проведём гимнастику для пальчиков «Дождик» с шариком Су-Джок.
Пальчиковая гимнастика «Дождик» (с шариком Су-Джок).
Капля раз,
Капля два.
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом.
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
Самостоятельная деятельность детей.
(Помощь нуждающимся детям).
-Готовые работы выкладываем на столе так, чтобы получился один осенний пейзаж.
-Ребята, посмотрите какая красивая речка, а как красиво в ней отражаются осенние деревья.
- Придумайте название нашему пейзажу?
Итог занятия.
– Ребята, чем мы сегодня занимались? Что понравилось? А в чём испытывали затруднения? С какой техникой рисования познакомились? Какую картину рассматривали? Кто её написал? Как называется место, где растут берёзки?
-Ребята, мне понравилось, как вы занимались. Молодцы!