Папки-передвижки

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию «Как строили дом на Руси» (старший дошкольный возраст)

Татьяна Александровна Ульянова
Конспект комплексного занятия по познавательному развитию «Как строили дом на Руси» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование представлений о строении избы.

Задачи:

Образовательные: Формировать представления о строении избы. Рассказать о том, как строили на Руси (о частях русского дома, о процессе строительства).

Развивающие : Способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка. Расширить словарь: изба, кровля, плотник, клеть, сруб, венец, матица, причелина, красное окно и т. п. ;

Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства.

Темочки:

Материалы и оборудование: таблицы - схемы: строение дома, инструмент плотника, части дома, виды русских домов и т. д. ; слайды о строительстве дома и его частей - «Древнерусский дом», «Народоведение»; заготовки из бумаги: бревна, крыша дома и основа дома – каркас из картона для моделирования русской избы; писчая бумага, клей ПВА, ножницы, кисточки для клея, клеенка для стола.

Историческая справка: Русское слово изба происходит от древнеславянского слова «истьба». Истьбою, истопкою называли жилой сруб, в котором топили печь, в отличие от клети, которая не отапливалась.

Дома для больших семей составляли из нескольких срубов, в два-три этажа, с двухэтажными рублеными дворами. Строили дома и с внутренними рублеными стенами. Если такая стена делит дом пополам, то он называется пятистенок; дом шестистенок, – как бы два сруба под одной крышей. Строили дом из сосны. Это самое лучшее дерево, смолистое, дождей и снега боится меньше других деревьев, а значит, и дольше не загнивает. Из ели заготавливали кровлю, а покрывали кровлю чаще всего осиновой щепой или фигурными дощечками (наподобие черепицы, которые назывались лемехом.

Начиналась любая стройка из дерева со складывания дома из огромных бревен с пазами понизу, чтобы каждое следующее бревно очень плотно ложилось на нижнее. На концах брёвен делались ещё и особые вырубки, чтобы брёвна намертво сцеплялись друг с другом. Вся эта работа называлась «вязать сруб», т. е. связывать прямоугольник. Сруб - это основа любого строения на Руси.

Никаких гвоздей, как правило, никогда не использовали, но ни одно бревно в таком срубе невозможно было двинуть – так накрепко они соединялись. Основа у всех деревянных строений была одна – клеть или сруб, из четырёх стен. Клеть состоит из уложенных друг на друга венцов из бревен. Венец на венец – так растёт сруб в высоту. Самый нижний, первый и самый важный венец в срубе назывался окладной. Его клали на четыре камня, вкопанных по углам в землю или на смоляные и обожженные комли – толстые деревья, которые почти не гниют. Их называют стульями.

Каждый следующий венец складывали из огромных бревен с пазами понизу, чтобы каждое следующее бревно очень плотно ложилось на нижнее. На концах бревен делались ещё и особые вырубки, чтобы они уже намертво сцеплялись друг с другом. На последний, верхний, венец поднимали и укладывали поперек со стены на стену матицу – мощную балку, к которой крепится потолок. Матица в доме имеет важное значение: она скрепляет отдельные потолочные бревна в дружную семью. В народе существует много сочиненных загадок про матицу, например: Мать – в избе, рукава – на дворе.

Самое чудесное в деревянном доме – крыша, прочно сделанная без единого гвоздя, никакие ветры и бури ей не страшны. Делали крышу так. Подняв сруб на нужную высоту, плотники продолжали рубить переднюю и заднюю стены, укорачивая постепенно разом бревна. Получались треугольники – фронтоны, а по-русски – очелье: то, что над челом, лицо дома. Одновременно по скату очелья через бревно в самцы врубались слеги – продольные брёвна, которые несли на себя всю тяжесть крыши. Вырубались «курицы» из тонких елей. Их корчевали в лесу с корнями, которые превращались под умелым топором в птичьи головки, Головками вниз «курицы» укладывались на слеги, и шейки их держали выдолбленное бревно – потто, водотечник.

Сверху на крышу укладывались доски кровли одна на другую так, чтобы они не пропускали воду. В верхние венцы сруба врубали поперёк простое бревно, поддерживавшее брёвна потолка. Украшали избу по-особенному, неукрашенных изб почти на Руси не было. Дом-это мир человека, защита его от окружающей чужеродной среды, поэтому к украшению дома относились особенно внимательно. Передняя сторона дома – это лицо, окна – «очи дома». Узоры вокруг окна называются наличниками, т. е. украшающие лицо. Выступ над окнами украшается резной лобовой доской, т. е над челом – так в старину называли лоб. Украшение вокруг – очелье, украшение углов – причелины, избу считали живой.

Ход ОД.

Педагог знакомит детей с технологией строительства макета деревянной избы. Для этого необходимы заготовки из бумаги – брёвна, крыша дома, и основа дома – каркас из картона, писчая бумага, клей ПВА, ножницы, кисточки для клея, клеёнка для стола, тряпочные салфетки.

Для брёвнышек лучше брать бумагу потоньше, а для крыши более плотную. Брёвнышки надо скатать, наматывая бумагу на карандаш и склеивая. Делают их двух размеров – длинные и короткие. Все брёвнышки наклеивают на каркас – основу дома для крепости и ровности строения. Так легче сложить избу, укладывая брёвна «с остатком», но делая выпуски через ряд. Чтобы не прорезать окна, наклеивают фольгу или тёмную бумагу, а затем делают узорные наличники. На верх крыши приклейте конёк и украсьте чело избы – фронтон. Верх фасада украшается узорными досками и «полотенцами», красное окно также украшается разными наличниками и ставнями. После украшения к входной двери прикрепляется крыльцо, которое также украшается по верху крыши. На верх крыши дома прикрепляются конёк и изображение образного конька.

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия «Древо жизни» (старший дошкольный возраст) Цель: - Формировать у детей представление о Древе Жизни, как о символе непрерывной связи поколений на земле, о смене времени года - зима,.

«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст)«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитывать любовь к родному посёлку, гордость за славную историю, вызывая познавательный интерес к родному краю. Задачи: 1. Дать.

«Зимние гости». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (старший дошкольный возраст)«Зимние гости». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (старший дошкольный возраст) Тема: «Зимние гости» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности детей «Зимние гости» Задачи: Создать.

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Сказочная история зимнего леса» (старший дошкольный возраст)Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Сказочная история зимнего леса» (старший дошкольный возраст) Цель : учить детей создавать картинку зимнего лес, создавать выразительный образ снеговика; побуждать к поиску оригинальных способов рисования.

Конспект занятия по познавательному развитию «Вербное воскресенье» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по познавательному развитию «Вербное воскресенье» (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитание чувств уважения к православным традициям своего народа. Задачи: Дать представление детям о православном празднике Вербное.

Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст) Цель:Продолжать знакомить детей с грибами,их особенностями,внешним видом,местах где они растут. Учить отличать съедобные от ядовитых. Пополнять.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; Задачи: — формировать у детей представление о значении почвы.

Конспект занятия «Семена сажаем — клумбу украшаем» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия «Семена сажаем — клумбу украшаем» (старший дошкольный возраст) Тема: «Семена сажаем - клумбу украшаем» (старший дошкольный возраст) В рамках тематической недели «Земля наш общий дом – чисто и красиво.

Конспект занятия «Чья песня лучше? Знакомство с духовыми инструментами» (старший дошкольный возраст) Знакомство с духовыми инструментами. Старший дошкольный возраст. Тема: «Чья песня лучше?» Цель: Познакомить детей с различными духовыми.

Конспект занятия «Знакомство с флейтой» (старший дошкольный возраст) Знакомство с флейтой. Старший дошкольный возраст. Тема: «Музыка флейты» Цель: Познакомить детей со звучанием флейты. Ход занятия Дети входят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия по познавательному развитию «Как строили дом на Руси» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 4 ноября 2020 в 15:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект комплексного занятия по познавательному развитию «Как строили дом на Руси» (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Александровна Ульянова (УИ 383111) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 января 2025 среда
02 января 2025 четверг
2025 год объявлен Президентом РФ Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, Годом мира и единства в борьбе с нацизмом



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД