Верховцева Любовь
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Скоро, скоро, Новый год»!
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений детей о русских обычаях и традициях празднования Нового года.
Материалы и оборудование: иллюстрации новогодней елки; презентация «Новогодние игрушки»; новогодние игрушки; образец в деталях объемной аппликации по технике квиллинг, круги из цветного картона одного размера, элементы квиллинга «спираль», снежинки, стразы, клеящий карандаш, салфетка, шкатулка, корзинка.
Ход занятия:
1. Вводная часть: Слайд № 1
Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас много гостей! Давайте поздороваемся со всеми»!
Дети: Здравствуйте!
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатель: А сейчас мы поприветствуем друг друга!
Собрались все дети в круг
Я – твой друг, и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: «А сейчас для вас, ребятки, загадаю я загадку. Слушайте внимательно!
Наступили холода
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь
Кто же скажет, кто же знает,
Когда это бывает?» (Слайд №2)
- О каком времени года говорится в загадке? – (о зиме)
- А теперь скажите, что же бывает у нас, только зимой?
- А что вы любите делать зимой?
Дети: идет снег, замерзает водичка, с крыш свисают сосульки, дети играют в снежки и лепят снеговиков, катаются на санках, коньках. Воспитатель: Ребята, а какой самый красивый, самый волшебный праздник бывает зимой?
Дети: Новый год!
Воспитатель: Конечно Новый год!
«А почему он волшебный нам расскажет сейчас Карина».
(рассказывает ребенок) Отрывок из стихотворения Сергея Михалкова «Под Новый год»
«Говорят, под Новый год
Что ни пожелается -
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается.
Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только говорят,
Приложить старания».
2. Основная часть.
История праздника.
Воспитатель: «Ой, ребятки, как бы было здорово узнать, как же отмечали Новый год в старину, в давние времена».
«А давайте, мы с вами попробуем перенестись в давние времена. А поможет мне волшебная палочка. Давайте закроем все глазки и повернемся вокруг себя».
Воспитатель: «В руки палочку возьму
Волшебство я позову
Чудо в гости к нам придет
В старину нас унесет».
(Дети закрывают глазки и поворачиваются вокруг себя).
(Слайд №3)
Воспитатель: «Ребята, открывайте глазки. Посмотрите, у нас получилось! (Дети видят старушку у избы)
Воспитатель: Ребятки, давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Здравствуйте!
Б. Лукерья: Ой, здравствуйте, ребятишки! Какие ж вы все хорошенькие, да пригоженькие! А меня зовут бабушка Лукерья!
А зачем вы ко мне пожаловали?
Воспитатель: Мы хотим с ребятками узнать, как праздновали Новый год в давние времена. Вы нам расскажите же?
Б. Лукерья: Ой, с удовольствием, мои хорошие!
Б. Лукерья: «А праздновали мы Новый год очень весело, поздравляли родных и знакомых, готовили много вкусностей, украшали мы елочки на улице сначала. (Слайд № 4)
А потом стали ставить ели и в домах. (Слайд №5)
Воспитатель: А чем же вы украшали елочки?
Б. Лукерья: Ой, да сейчас я вам и покажу, где ж это моя корзинка с игрушками. Уже пора его и достать. Правда, у меня их совсем маловато осталось.
(достает из корзинки игрушки) .Сначала наши украшения были съедобными. На елку мы вешали яблоки, орехи, фигурные пряники (Слайд № 6)
А потом мы начали делать игрушки сами, своими руками из ваты, бумаги, ткани, соломы, из дерева. (Слайд № 6,7,8,9)
А через некоторое время мастера научились выдувать разноцветные шары из стекла. (Слайд № 10,11)
Новогодние гулянья обязательно проходили с играми, песнями, плясками и хороводами. (Слайд № 12)
Воспитатель: Ой, как интересно, правда, ребята (ответ детей)
Б. Лукерья, а поводите и с нами хоровод!
Проводится физминутка «Новогодняя считалочка»
Б. Лукерья: Ну, ребятишки, устала я!
Воспитатель: А вы, б. Лукерья отдохните, а мы вам расскажем, как мы сейчас встречаем Новый год (Слайд№13)
Воспитатель: Ребята, как же мы готовимся к встрече, этого всеми любимого праздника? Что мы делаем?
Дети: Ставим елочку, наряжаем ее, развешиваем гирлянды, готовим праздничные блюда, собирается вся семья, поздравляем друг друга и дарим подарки.
Воспитатель: Ребята, а во, что мы одеты в праздничные дни?
Дети: Мы наряжаемся в новогодние костюмы сказочных героев, красивые платья.
Б. Лукерья: Очень интересно! А чем вы свою елочку украшаете?
Воспитатель: А мы сейчас поиграем в игру и расскажем, что висит у нас на елке.
Правила игры такие: если вы согласны, то говорите «Да», если не согласны, то говорите «Нет».
Игра «Что висит на елке»?
Что висит на елке?
Шишки да иголки? (Да)
Бусы и фонарики? (Да)
И цветные шарики? (Да)
Книжки и тетрадки? (Нет)
Булки, виноград (Нет)
Туфли и сапожки? (Нет)
Вилочки и ложки? (Нет)
Может крокодилы? (Нет)
Панды и гориллы? (Нет)
Звёздочки, конфеты? (Да)
Пироги, омлеты? (Нет)
Мишура, хлопушки? (Да)
Яркие игрушки? (Да)
Вот, какая ёлочка
Колкая иголочка.
Б. Лукерья: Ой, Ребятушки, как интересно!
Воспитатель: Ну это еще не все. Мы можем еще и показать наши игрушки, которые мы захватили с собой!
( Достает коробку с современными игрушками: шары, мишура, дождик, гирлянда электрическая).
«Давайте, ребята покажем и расскажем бабушке Лукерье какие у нас сейчас игрушки. (воспитатель достает игрушки из коробки, а дети называют какие они)
Дидактическая игра «Назови какая игрушка».
Б. Лукерья: (очень удивляется)
Воспитатель: Б. Лукерья, а хотите, мы и вам поможем нарядить вашу елочку.
Б. Лукерья: Ой, да как же это так?
Воспитатель:
А для этого, мы Вас приглашаем в нашу мастерскую, где мы вам покажем, как мы умеем делать новогодние игрушки своими руками, как и вы раньше.
Воспитатель: Тогда нам нужно вернуться обратно, в свое время. А поможет нам снова волшебная палочка. (дети держат за руки б. Лукерью). Давайте закроем глазки и повернемся вокруг себя.
«В руки палочку возьму
Волшебство я позову
Чудо в гости к нам придет
И домой нас унесет».
(Слайд № 14)
Воспитатель: Ну вот, мы и дома. (дети ведут б. Лукерью в мастерскую) А вот и наша «Мастерская».
Воспитатель: Ну, что мы поможем б. Лукерье нарядить елочку?
Дети: Да!
Тогда проходим и садимся за свои столы.
Воспитатель: б. Лукерья, садись вместе с ребятами, они тебе покажут и расскажут, что надо делать.
А чтобы наши игрушки получились красивыми и аккуратными, давайте разомнем наши пальчики и сделаем зарядку для рук.
Пальчиковая гимнастика
1, 2, 3, 4, 5, (соединяем одноименные пальцы рук)
Будем ёлку украшать (показать ёлку – переплести пальцы рук)
Бусы, шарики, игрушки (загибать поочерёдно пальцы в кулак)
Дождик, звёздочки, хлопушки
Ель в сиянии огней (сжимать и разжимать пальцы)
Можно приглашать гостей (хлопок, затем вытянуть руки вперёд ладошками)
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах? Посмотрите, что я вам приготовила для украшения? У вас есть заготовка елочного шарика, который нужно украсить. (Обращаю внимание детей,что заготовка елочного шара двухсторонняя, предоставляя детям право выбора). А украшать мы будем элементами, которые я сделала, используя технику «квиллинг», что означает бумагокручение. Это полоски бумаги, скрученные в спираль. (Показываю).Вот такие красивые шарики получились у меня (показываю образцы)
Давайте вспомним, что мы сначала будем делать. Сначала выкладываем узор из понравившихся элементов, затем намазываем всю поверхность шара и приклеиваем украшения». (во время занятия звучит новогодняя мелодия)
Воспитатель: «Ой, какая красота у нас получилась»!
«А сейчас давайте уберем их вот в эту красивую шкатулочку и подарим б. Лукерье. (отдает шкатулку б. Лукерье).
Б. Лукерья: Ой, ребяточки, спасибо вам, миленькие, как вы меня порадовали, теперь у меня будет красивая елочка. А за вашу доброту, у меня для вас, тоже есть подарочки. В давние времена, это было подарком- угощением для всех детишек. (отдает воспитателю леденцы на палочке).
Б. Лукерья: Спасибо, вам ребятки, хорошо мне с вами было, но мне пора возвращаться домой. Ой, а как же я вернусь теперь?
Воспитатель: А мы вам поможем, закрывайте глаза и поворачивайтесь вокруг себя.
«В руки палочку возьму
Волшебство я позову
Чудо в гости к нам придет
В старину Вас унесет»!
Б. Лукерья: До свидания, ребятки (б. Лукерья машет рукой и уходит)
Дети: До свидания!
3. Заключительная часть:
Воспитатель: - Ребята, о каком сегодня празднике мы говорили?
- Какие же традиции встречи нового года вы запомнили?
- Кто же к нам сегодня приходил?
- Чем мы смогли помочь Б. Лукерье?
- Какие старинные игрушки вы запомнили?
- Кто из вас запомнил, из чего раньше изготавливали игрушки?
- А что вам больше всего понравилось?
«Спасибо вам, ребята, вы большие молодцы! Завтра мы с вами сделаем такие же игрушки для нашей елочки»!