Татьяна Чертова
Конспект комплексного занятия «Ломоносовские мозаики» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Ломоносовские мозаики» в подготовительной группе.
Цель: Знакомить детей с мозаичным искусством М. В. Ломоносова.
Задачи:
1. Дать детям знания о том, что искусство мозаики возродил наш земляк - М. В. Ломоносов.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
2. расширять и систематизировать знания детей о песке,о том,что из него изготовляют (цветные стекла для мозаики).
3. Развивать мелкую моторику пальцев ведущей руки через выполнение коллективной работы в технике мозаики; совершенствовать зрительное восприятие в процесс работы с цветовой гаммой при подборе материала.
4. Пробуждать у детей чувства гордости, восхищения, уважения к великому ученому М. В. Ломоносову.
Материал: портрет М. В. Ломоносова, репродукции мозаичных картин, клей, материал для выполнения работ - мелко нарезанные кусочки бумаги разного цвета, заготовки листа картины, клей, ножницы, тряпочки и клеёночки.
Предварительная работа:
• Рассматривание альбома с мозаичными работами.
• Чтение энциклопедической литературы о М. В. Ломоносове и рассматривание иллюстраций (Знакомство с библиографическими данными М. В. Ломоносова.)
Ход:
Он был ученый и поэт
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучил и цвет.
Он создал Университет.
Был в красноречии силен.
Историк он, географ он.
И как сказал о нем поэт:
«Он сам был – Университет!»
Воспитатель : Ребята, о каком великом ученом идет речь в этом стихотворении, вы узнали?
- Правильно, это стихотворение посвящано М. В. Ломоносову.
Беседа – рассказ о М. В. Ломоносове.
Воспитатель: Кем был этот человек? И почему память о нем до сих пор жива?
Дети: Он был великим ученым, химиком, физиком, астрономом.
Воспитатель: Трудно назвать какую-либо отрасль науки из существующих в 18 веке, в которую бы Ломоносов не внес крупного творческого вклада.
«Историк, механик,
Минеролог, художник и стихотворец,
Он все испытал и все прошел…»
А. С. Пушкин
Воспитатель: Дети, почему мы называем М. В. Ломоносова своим земляком?
Дети: Он родился неподалеку от Архангельска, в Холмогорах.
На нашей реке Двине стоит село Холмогоры, неподалеку от него находилась деревня Мешанинская. Там, 19 ноября 1711 года родился Михайло Ломоносов.
Он был единственным сыном в семье, рос здоровым и крепким. Как и все дети, он с детства помогал своим родителям: пас скот, трудился в огороде, в поле.
Когда Михаилу исполнилось 10 лет, отец стал брать его с собой в море. Отец научил Михаила пользоваться компасом, ориентироваться по звездам, определять направление ветра, ставить паруса.
Миша был очень любопытным ребенком и задавал отцу много вопросов. Отец решил отдать его учиться писать и читать в церковь к местному дьячку.
В то время было мало книг, мальчику в руки попали учебники «Арифметика» и «Грамматика». Он потом их назвал вратами своей учености.
Отец хотел, чтобы Михайло стал рыбаком, как многие поморы. У Михаила была другая мечта – он задумал отправиться в Москву учиться.
В декабре 1730 года Михаил вместе с обозом рыбы отправился в Москву, ему было 19 лет. С собой у него было 3 рубля, сухари и 2 книги «Арифметика» и «Грамматика».(показ иллюстрации «Путь М. В. Ломоносова в Москву»)
Единственным высшим учебным заведением в Москве была славяно-греко-латинская академия. В нее он поступил, скрыв свое крестьянское происхождение. Михайло сказал, что он сын дворянина из Холмогор.
В дальнейшем Михайло быстро закончил академию и его как лучшего ученика отправили в Санкт-Петербург. После окончания университета
М. В. Ломоносов стал учиться в Германии.
Человеком М. В. Ломоносов был разносторонним, его интересовало все, даже искусство. В Германии ему показали интересные картины, которые были сделаны из мозаики, но секрет производства этой мозаики они не раскрыли. Ломоносов решил сам создать свою российскую мозаику.
Воспитатель привлекает внимание детей к предметам быта из стекла (стакан, окно, ваза).
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, из чего сделаны эти вещи?
Что еще можно сделать из стекла? (ответы детей)
Воспитатель: Стекло научились делать давным-давно. Как думаете, каким может быть стекло? (ответы детей)
Воспитатель: Раньше не было специальных красок, их получали из минералов.
Медь придавала стеклу насыщенно – красный, зеленый и бирюзовый оттенки, золото – желтый цвет, сурьма – оранжевый.
Смешивая песок и минералы, получали стекло разных цветов и оттенков.
Такие опыты начал проводить наш земляк Михаил Васильевич Ломоносов. У него к тому времени уже была своя научная лаборатория в Петербурге и там началась работа над изготовлением мозаики.
Очень кропотливым и нелегким был этот труд… Надо было создать такую мозаику, чтобы она с годами не теряла цвет, чтобы была лучше, чем в Италии. И вот поэтапно он достиг результата. Мозаика Ломоносова была очень качественной. Он очень сильно нагревал песок и добавлял в него красители и получалось необыкновенной красоты и цвета стекло. И из множества этих разноцветных стекол он создал шедевры, которые мы можем видеть и в наше время.
(рассматривание мозаичных картин – репродукций «Петр I» и «Полтавская баталия».)
Физкультминутка.
А сейчас мы с вами отправимся в творческую мастерскую и попробуем создать мозаичные картины.
Пальчиковая гимнастика
Раз – подняли руки вверх
Два – их опустили
Три – поставили на пояс.
Дружно покружились.
Раз, два, три, четыре, пять
Хватит нам уже плясать
(Дети распределяются на подгруппы и выполняют работу в технике мозаики)
На столах у детей находятся листы с заранее подготовленными контурами предметов, тарелочки с мелко нарезанными кусочками бумаги разного цвета, клей, кленки, тряпочки.
Мы сейчас работать будем и изготовлять картины.
Дети обсуждают алгоритм деятельности и выполняют работу.
Воспитатель: Что нового вы узнали на занятии?
Чем прославился наш земляк М. В. Ломоносов?
На следующем занятии мы с вами познакомимся с другими открытиями и работами известного Помора - М. В. Ломоносова.