Ольга Богданова
Конспект комплексного занятия «Как звери готовятся к зиме» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия
«Ребёнок и окружающий мир»
(подготовительная к школе группа)
Тема: «Как звери готовятся к зиме»
Задачи:
Образовательная: Продолжать развивать познавательно – исследовательскую деятельность, формировать представление о диких животных, живущих в средней полосе России, активировать наблюдательность
Развивающая: Умение пересказывать близко к тесту, подготовленное заранее, сообщение о животных, зимующих в наших лесах. Обогащать словарный запас.
Публикация «Конспект комплексного занятия „Как звери готовятся к зиме“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.
Материалы и оборудования: Презентация о диких животных, живущих в средней полосе России. Подбор картинок с изображением животных. Картон, цветная бумага, простой карандаш, контуры деревьев, ножницы, клеевые кисточки, клеёнки для работы с клеем, салфетки. Образцы творческих работ.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята, встанем в круг, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь. У меня в руках забавная игрушка ёжик. Поиграем? Сейчас ёжик пойдёт по кругу. Мы будем его передавать друг другу, но с добрыми словами, сделаем для друга комплимент. (После игры дети присаживаются за столы.)
Воспитатель:
Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года идёт речь?
Пришла прекрасная красивая пора
Пришли дожди, прошло уж лето.
На солнце заискрилась листва,
Деревья словно в золото одеты.
Лес замер, тишина и благодать,
Берёзы в праздничном наряде.
Вот листья стали опадать,
Кружась в спокойном листопаде.
Ответы детей: Осень…
Воспитатель: Правильно, осень. Красивая осенняя пора. Осень как художница разводит свои яркие краски и расписывает леса, поля, луга.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
Осенняя пора не только нас радует своей красотой, это время для подготовке и к холодной, суровой зиме. Как вы, думаете, дикие животные готовятся к зиме?
Ответы детей: Да готовятся…
Воспитатель:
А какие животные живут в наших лесах, и кто из них готовится к зиме.
Ответы детей: Белка, кабан, медведь, лиса, заяц, волк, лось…
Воспитатель: Правильно, эти звери живут в наших лесах.
Мы сейчас с вами поиграем в дидактическую игру «Кто лишний».
Д/И «Кто лишний»
Вы внимательно должны, слушать меня и отвечать на вопрос какое животное из моих слов будет лишним. Объяснить почему.
- Ёж, волк, белка, кошка.
Ответ детей:
Кошка – домашнее животное, остальные дикие животные.
Воспитатель:
- Лиса, кабан, медведь, заяц.
Ответ детей:
Медведь будет лишним, он уходит в зимнюю спячку.
Воспитатель:
- Лось, ласка, рысь, сова.
Ответ детей:
Сова- это птица.
Воспитатель:
- Синица, сорока, снегирь, барсук.
Ответ детей:
Все птицы, а барсук животное.
Воспитатель:
Ребята, скажите, чем отличаются дикие животные от домашних?
Ответы детей:
Домашние животные живут рядом с человеком. Человек о них заботиться. Ухаживает за животными, строит жилище, кормит, заготавливает корма на зиму. Дикие звери живут в лесу, они сами о себе заботятся, добывают пищу, заботятся о своих детёнышах.
Воспитатель:
Правильно, дикие звери сами о себе заботятся, но если совсем маленького детёныша принести из леса домой и продолжать заботиться о нём в домашних условиях, а когда он подрастёт отпустить его в лес, то к сожалению он погибнет. Он не сможет жить без помощи человека. И поэтому когда происходят такие истории, таких животных передают в зоопарки или для выступления на арене в цирке.
Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда, отгадайте загадки про диких животных. Как только вы называете правильный ответ, к нам выходят дети, которые подготовили сообщения и картинки об этом животных. На экране интерактивной доски появится несколько кадров из жизни этого зверька. После рассказа картинку закрепляем на магнитной доске.
Весь в колючках,
Ворчит, как злючка,
Чуть испугается
В клубок сливается.
Ёж.
Ребё нок -1:
Ежи живут на лугах, в степях, в лиственных лесах. На зиму ежи впадают в спячку, отыскивают чужие пустые норы и устраиваются в них. Ежи рождаются голые без колючек и слепые. Только спустя пару недель они покрываются иголками, правда сначала они как резиновые, мягкие, а потом становятся жёсткими и острыми. Ежиха кормит своих ежат молоком. Ночью ежи выходят на охоту. У ёжика очень хорошо развито обоняние (нюх, лучше, чем зрение. Питаются ежи жуками, лягушками, мышами, насекомыми, грибами и ягодами. Нападают даже на змей и пчёл, так как не боятся их укусов. Но у ежей есть враги. Самый страшный враг для ежа это лиса. Но справится с ним, она сможет, если рядом есть вода, река, пруд или озеро. При виде врага ёж собирается в комочек, прячет свою мордочку и брюшко. Лисица подкатывает его к воде и бросает в воду - он разворачивается, и лиса его съедает. Ежи приносят пользу людям, уничтожая мышей, вредные насекомых. За это люди их подкармливают, оставляют на ночь ягоды, хлеб, молоко.
Воспитатель:
Угадайте, что за шапка.
Меха целая охапка,
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору.
Заяц.
Ребё нок -2:
Зайцы – животные одиночки. Их никогда не встретишь в стае и даже парами. Живут зайцы в норах. Летом окрас серовато – бурый, а зимой белый. Зайцы питаются травой, корой деревьев, веточками, а зимой роют снег, чтобы добраться до корешков. Зайчата рождаются пушистыми, у них имеется шерсть, они хорошо видят и слышат, могут практически после рождения употреблять взрослую пищу. Зайчиха не очень то и заботиться о детях. При рождении она спокойно может оставить зайчат. Враги у зайца это лисы, волки.
Воспитатель:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её…
Лиса.
Ребё нок -3:
Лиса. Имея отличный слух, она может услышать писк мыши полёвки на дальнем расстоянии. Обнаружив жертву, лиса подпрыгивает высоко в воздух и хватает свою добычу, обрушиваясь на неё сверху. Зрение у лис слабое, охотники, зная такую особенность, часто этим пользуются. Лисы никогда не наедаются впрок, оставаясь всегда чуть голодными. Питаются грызунами – мышами, зайцами, ловят птиц и разоряют гнёзда, чтобы полакомиться птичьими яйцами или птенцами, любят рыбу. Они всегда умеют быстро уйти от преследования. Лисы всегда запутывают следы, кружат, петляют, поворачивают. Умение путать следы, помогает лисе уйти от собак. Лисы очень выносливые и могут проходить огромные расстояния.
Воспитатель:
Сероват, зубоват,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
Волк.
Ребё нок -4:
Угадали, это волк. Чтобы волку прожить ему приходиться много охотиться. Есть такая поговорка: «Волка ноги кормят!» Это точно так и ещё у волка хороший слух, зрение и обоняние. Волк сильный, выносливый, ловкий. Он может без труда утащить в зубах овцу. Неся её перед собой или закинуть её на спину. Волки активны в ночное время, но иногда их можно встретить и днём. О своём присутствии волки дают знать громким воем. С помощью таких завываний волки делятся информацией о присутствии добычи, появлении других волков, людей. Охотиться волки на зайцев, грызунов и птиц, зимой также на крупных животных – лосей, оленей, косуль. Крупную добычу волки
затравливают, заставляя пробежать большие расстояния, и уже на обессиливших животных набрасываются и загрызают. Кроме животных волки ещё поедают падаль. Их даже называют санитарами леса. Волк очень предан своей волчице. Выбирает одну на всю жизнь. Волк принимает активное участие в воспитании маленьких волчат.
Воспитатель:
Зимой спит
Летом улей ворошит.
Медведь.
(Выходит ребёнок показывает картинку с ответом на загадку, закрепляет её на магнитной доске и рассказывает о Медведе.)
Ребё нок -5:
Медведь. В наших лесах можно тоже встретить медведя. Медведи имеют такую способность передвигаться бесшумно по лесу, добывая себе добычу. Звери прекрасно плавают. Спасаясь от кровососущих насекомых, заходят в воду, принимают грязевые и песочные ванны. Медведи хорошо роют, выкапывают глубокие ямы в поисках съедобных корней или кормовых запасов бурундука. Медведь питается ягодами, грибами, грызунами, любит рыбку и хорошо умеет её ловить. Медведь может и полакомиться в садах и огородах, собирает не только упавшие плоды с деревьев, но и может потрясти дерево, стоя под градом опадающих плодов.
Ребё нок -6:
В средней полосе медвежата родятся во второй половине января и покидают берлогу вместе с медведицей к апрелю. Забота о медвежатах и склонность защитить после выхода семьи из берлоги выражаются у медведя очень ярко. Лучше не показываться ему на глаза. Медведица постоянно обучает своих детёнышей жизненными навыками посредством шлепков и урчащих звуков. Медведица опасна для людей, а особенно пытавшихся поймать медвежат. Если медведицу спугнуть с берлоги, то покидая берлогу, медведица не вернётся больше к малышам. Медведи зимуют в берлоге, впадая в зимнюю спячку. Перед зимовкой медведи много едят набирая запас жира. Готовят берлогу заранее. Они натаскивают в берлогу подстилку: сухие листья, мох, веточки хвойных деревьев.
Воспитатель:
Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув высоко.
Лось.
Ребё нок -7:
Лось - лесной великан. Лось малоподвижен. С приходом зимы, животное встаёт с лежки только для того, чтобы покормиться, а затем снова ложиться и лежит до тех пор, пока не проголодается. Лось медленно бродит среди кустарников. Питаются лоси ветками деревьев и кустарников, травами и цветами, мхами и грибами, в том числе и гриб мухомор Он считается полезным и лекарственным грибом! Лакомство для Лося веточки брусники и черники, ягоды малина и смородина. К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна, в ход идут и кора и веточки. Лоси быстро бегают, хорошо плавают. Разыскивая водные растения, могут держать голову под водой больше минуты. От хищников обороняются ударами передних ног. Даже бурый медведь не решается нападать на открытой местности на самца лося. Как правило, медведь старается напасть при наличии кустарника, чтобы лось был ограничен в движениях.
Ребё нок -8:
Из органов чувств у лося хорошо развиты - слух и обоняние; зрение слабое — неподвижно стоящего человека он не видит на расстоянии немногих десятков метров. Лось очень редко первым нападает на человека. Обычно нападение происходит при раздражающих факторах или приближении к лосятам. Переход к местам зимовок идёт постепенно и продолжается с октября по декабрь — январь. Первыми идут самки с лосятами, последними — взрослые самцы и самки без лосят. В день лоси проходят по 10—15 км. Обратные, весенние перекочё вки происходят во время таяния снегов и в обратном порядке: первыми идут взрослые самцы, последними — самки с лосятами. Летом и зимой взрослые самки ходят с лосятами. Шерсть у лосей грубая, буровато чёрного цвета. У Лосят рыжевато - серого цвета. У самцов огромные, самые крупные из современных млекопитающих рога, их размах достигает 180 см. В сентябре—октябре лось сбрасывает рога. В апреле—мае начинают расти новые рога. Самки безрогие.
Воспитатель:
Сам зверёк поменьше кошки,
Хвост пушистый и большой,
Ну и быстрые же ножки!
Скачут по лесу, стрелой.
Белка.
Ребё нок -9:
Правильно белка. Посмотрите, какая она красивая, хвост пушистый, окрас рыжий. Живёт белка в дупле и запасы на зиму она складывает в дупло или мох. Только дупел у нее много. Она даже может забыть про него. Но его найдёт другая белочка. Собирает белочка спелые орехи, грибочки. Только грибочки белочка сушит, нанизывает на острые сухие сучки. Плохая память белок позволяет сохранять леса, так как закапывают орехи в землю и забывают про них, а из проросших семян появляются новые деревья. Беличий склад могут содержать до нескольких килограммов вкусной еды. Осенью и весной белки линяют. Летом белки носят лёгкую рыжую шубку, поздней осенью шубка становиться густой, тёплой и серой.
Ребё нок -10:
Белочки плетут из веточек прочные гнёзда, которые похожи на приплюснутые шары. С земли эти гнёзда трудно заметить, так как гнёзда строятся на ветках. Иногда они устраивают своё гнездо в дуплах. Из нутрии гнездо белочки устилают сухим мхом. Злейший враг у белочек это куницы. Она ловит белок и поедает их. Дважды в год, весной и летом в июне появляются бельчата. На свет они появляются совсем голые, без шёрстки. Рождаются бельчата слепыми. Глазки открываются к концу месяца. Перед тем как отлучится из гнезда, мать – белка прикрывает своих бельчат своим пухом или закутывает их в мягкую подстилку из мха. Ведь без шерсти бельчата могут замёрзнуть даже в жаркие дни. Если в гнезде заводятся блохи или другие кровососы, белка быстро находит и перемещает бельчат в на новое место. Белок можно легко приручить. Но живя в неволе, они часто болеют и умирают, потому что не могут жить без постоянного движения, к которому привыкают в лесу. Брать белочку в руки нельзя. У неё укусы глубоки болезненны. С прирученным зверьком надо общаться чаще, так как у него «короткая память» и без внимания зверёк быстро дичает.
Примечание: Дети перед рассказом о животных дети выставляют на магнитную доску картины с изображением животного, ответ на загадку. На экране интерактивной доски, появляются картинки животных и их детёнышей.
Воспитатель:
Ребята, все вы молодцы. Такую интересную подготовили для нас информацию. Сегодня многие ребята услышали первый раз интересные истории из жизни диких зверей. А вы знаете, что существуют такие места, где охраняют жизнь каждого зверя. Кто знает, как называются эти место?
Ответы детей: Заповедник
Воспитатель:
Правильно заповедник. Человек, который заботиться о зверях, помогает им в суровое время зимы выжить, прокормится, называется егерь. Роль каждого человека живущего на планете Земля – оберегать животный мир. Существует даже «Красная книга», куда записаны редкие виды животных. Которые сейчас находятся под охраной всего человечества. Сегодня вы обязательно познакомитесь с этой книгой, и все вместе рассмотрим редких животных.
Рефлексия.
Вам понравились рассказы наших ребят! Давайте сейчас все дружно встанем и сделаем большой круг. Уточним, как вы запомнили то, о чем рассказали нам ребята, а поможет нам наша игрушка «Ёжик»! Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают и при правильном ответе, передают ежа из рук в руки.
- Назовите диких животных, с которыми сегодня познакомились? (дети называют по одному животному и передают «Ёжика»)
- Кто меняет шубку в зимний период?
- Как называют детёнышей взрослых животных? (воспитатель называет животного, дети отвечают, как называют детёныша)
- Чем питаются лоси? Медведи? Ежи? Волки? Лисы? Белки?
- Как белка сохраняет свой корм на зиму?
- Какие звери боится водоёмов?
- Кто хорошо плавает!
Мы сейчас проведём все вместе физкультминутку.
Физкультминутка:
Мы проверили осанку и свели лопатки
Мы походим на носочках, а потом на пятках.
Пойдём легко как лисята,
И как мишка косолапый,
И как серый волк – волчище!
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся
Ёжик сладко потянулся.
Аппликация.
Воспитатель:
Как, одним словом называется место обитания диких животных?
Ответы детей: Лес.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый осенний лес (показ слайда). Кто мне назовёт, как называется картина с изображением леса?
Ответы детей: Пейзаж.
Я сегодня предлагаю сделать чудесный лес для зверей, где они будут в безопасности. Посмотрите, какие красивые деревья можно сделать с помощью цветной бумаги, ножниц и клея! (показ слайда) Как называется этот вид творчества?
Ответы детей: Аппликация.
Воспитатель: Для того, чтобы наши деревья превратились в лес, мы будем делать коллективную работу. Все вместе мы сделаем красивый, безопасный лес для наших зверей. Пройдите к своим рабочим местам.
Ход творческой деятельности.
Воспитатель: Сейчас вы нанесёте контур кроны дерева на цветной лист бумаги, сначала большой, потом поменьше. Зачем нам надо два, можно и три контура?
Ответы детей: Для объёма. Для красивой картины.
Воспитатель: Правильно для получения объема, чтобы наше деревце выглядело объёмным.
Воспитатель: Какой цвет бумаги нам понадобиться для стволов деревьев?
Ответы детей: Коричневый. Светло коричневый. Белый цвет для берёзы.
Воспитатель: Ребята, скажите, а в нашем лесу только будут лиственные деревья?
Ответы детей:
Нет. Надо хвойные деревья сделать. Это питание для лосей зимой. И не только, белки и птицы питаются семенами шишек.
(В процессе работы воспитатель следит за безопасностью работы с ножницами, напоминает детям о правилах пользования, подсказывает и направляет в ходе работы детей.)
Воспитатель:
Кто сделал деревья, можно наклеивать их на тонированную бумагу. В лесу много разных деревьев, таким способом аппликации можно изобразить красивый, осенний лес.
Деревья словно в золото одеты.
Лес замер, тишина и благодать,
Берёзы в праздничном наряде.
Вот листья стали опадать,
Кружась в спокойном листопаде.
Рассматривание коллективной работы.
Воспитатель: Какой лес получился красивый, яркий! Какие, вам деревья понравились? Почему?
Рефлексия.
О каком времени года мы говорили?
Каким способом мы изобразили осенний лес?
Нашим зверям понравится наш лес, будет он для них безопасным!
Как зимуют дикие животные?
Вам понравилось наше занятие?
Мне тоже очень понравилось. Спасибо вам за дружную работу, за подготовку к занятию. Вы все молодцы! В завершения нашего занятия я вам всем подарю значки нашей гимназии.