Олейник Елена Николаевна
Конспект комплексно-тематического занятия для детей подготовительной группы для детей с ТНР с использованием карт Проппа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексно-тематического занятия
для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи.
учитель-логопед : Олейник Е. Н.
Возрастная группа : подготовительная к школе группа компенсирующей направленности с ТНР
Форма проведения: непрерывная образовательная деятельность
Формы организации: фронтальная
Публикация «Конспект комплексно-тематического занятия для детей подготовительной группы для детей с ТНР с использованием карт Проппа» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Карты Проппа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Цель: обобщение знаний по тематическому модулю «Формирование элементарных математических представлений», создание условий для развития творческого рассказывания дошкольников с помощью карт Проппа.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать счётные навыки, представления о прямой последовательности чисел в пределах 10;
- формировать знание геометрических фигур, цифр;
- закреплять умение пользоваться условной меркой;
- упражнять в определении соседей числа;
- упражнять в развитии творческого рассказывания, через составление сказки по картам Проппа
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию мелкой моторики, внимания, памяти, мыслительных операций, сообразительности, умения самостоятельно находить решение в проблемной ситуации, а также развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, говорить полными предложениями, контролировать правильное произношение звуков речи.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать учебную задачу,
- воспитывать чувство эмпатии к сказочным героям, желание прийти на помощь;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься в команде.
Материалы к игре:
Магнитофон, аудиозапись звуков природы и голоса.
Демонстрационный: карты Проппа, схема замка, набор цифр, игра «Современные волшебные палочки»;
Раздаточный: карточки «Соедини по цифрам», набор геометрических фигур на каждого ребенка, простые карандаши, листы - раскраски, предметы для условной мерки, шпульки ниток, маркеры, фишки с цифрами.
Ход:
1. Организационный момент.
Звучит аудиозапись «Выпуска новостей» : «Вы слушаете экстренный выпуск новостей. Сегодня произошло чрезвычайное происшествие. В сказочном мире совершена кража века – злым чародеем похищены Волшебная палочка и Волшебный сундучок со сказками всего мира. Сообщество добрых волшебников просит оказать помощь в нахождении этих волшебных предметов. Это злодеяние привело к полному беспорядку во всех сказках мира. Вы можете увидеть, что произошло со всемирно известной сказкой «Красная шапочка».
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, что же произошло с нашей любимой сказкой? (Дети замечают, что в сказке пропущены эпизоды).
Воспитатель: Чем мы можем помочь сказке? (ответы детей). Игра «Недостающий фрагмент» по картам Проппа.
2. Основная часть
Воспитатель: Как вы считаете, можно ли оставить сказки в таком беспорядке? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы можем чем-то помочь? (Ответы детей).
Воспитатель: Я предлагаю прийти на помощь волшебникам и отправиться на поиски волшебной палочки и сундучка. А я знаю, где можно поискать волшебную палочку! (идем к выставке «Современные волшебные палочки».
Дети подходят к выставке «Современные волшебные палочки» (дирижерская, полицейский жезл и др.)
Воспитатель: Каждая из этих палочек может совершать чудеса и помогать людям (рассматривают иллюстрации, приходят к выводу, что сказочной палочки здесь нет).
Воспитатель обращает внимание на уголок записки, читает загадку:
Ночью землю освещают,
А под утро засыпают. (Звёзды)
Воспитатель: Найдите в группе звезду, это и будет подсказкой!
Дети находят звезду на шатре и обнаруживают в нем волшебную палочку с запиской:
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнем
Волшебство появится
В сказку попадем!
«Тот, кто палочку найдет, станет тем, кем называется…»
Воспитатель: Наша группа –Гномики, в какой сказке живут Гномики? (ответ детей «Белоснежка и семь гномов» (детям надеваются колпачки) Ребята, но я не могу быть Белоснежкой – у меня же нет красивого сказочного платья! Ой, посмотрите, здесь лежит целый рулон красивейшей ткани! Вы видите? Эта ткань невидима, пока из неё не сошьют прекрасное платье.
Воспитатель: У меня есть выкройка моего платья, чем мы можем измерить длину (дети останавливаются на варианте с условной меркой; выбираем 4 разные мерки, производим замеры, делаем выводы, что разными по длине мерками получаются разные результаты)
Воспитатель: Лоскут ткани мы отрезали, но где же взять нитки и какого цвета? Волшебная палочка ведет меня куда-то (по подсказке идем к столу с нитками и пальчиковым бассейном). Найдите в пальчиковом бассейне фишку с двумя числами, назовите пропущенное число и по счету возьмите шпульку ниток. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Спасибо вам, Гномики, за помощь. Я отдам эту ткань и нитки феям, чтобы они сшили мне красивое платье. (фонограмма голосов птиц).
Воспитатель: Послушайте, что сказали мне птицы – чтобы найти волшебный сундучок, нужно пройти пещеру с чудовищем. Но где же она находится? Палочка опять подсказала нам путь! (дети направляются к столам с раскрасками).
Воспитатель: Но кто же живет в этой пещере? Соедините цифры от 1 до 10 по порядку и заштрихуйте получившееся изображение. А чтобы с вами не случилась беда, я попрошу помощи у добрых волшебниц оберегать вас. А я ненадолго отлучусь (дети работают за столами, воспитатель переодевает платье).
Воспитатель: Мои друзья, гномики, спасибо вам за чудесное платье! Кого же вы встретили в пещере? Чем он страшен? Громко рычит? Предлагаю вам научить его не просто рычать, а проговаривать веселые чистоговорки, и тогда он станет добрее (проговаривают дети с чистым произношением звука «р»)
Ра-ра-ра – впереди стоит гора
Ру-ру-ру – собирайте детвору
Ры-ры-ры – не боимся мы горы
Ор-ор-ор- под горою мухомор
Воспитатель: Гномики, кажется Дракону очень понравились наши чистоговорки. Он что-то хочет нам сказать. (с помощью волшебной палочки воспитатель общается с Драконом).
Воспитатель: Дракон обещает рассказать нам, где находится волшебный сундук в том случае, если мы придумаем для него новую сказку. Мы справимся с этой задачей? (ответы детей). Игра «Составление сказки по картам Проппа».
Воспитатель: Молодцы, мои гномики! А вот и подсказка от Дракона (дети находят папку с изображением дракона). Что же нам с этим делать? Может, нам поможет палочка? (загорается волшебная палочка и по подсказке идем к столам, где лежат конверты с геометрическими фигурами).
Воспитатель: Давайте откроем папку и посмотрим, что там? (воспитатель достает схему замка). Ребята, из чего состоит замок? (ответы детей). Сколько здесь квадратов, прямоугольников, треугольников, кругов? Гномики, а ведь именно в этом замке и находится волшебный сундучок! Чтобы не попасть в другой замок, предлагаю вам выложить его у себя на столах (работа за столами по схеме)
Воспитатель: Милые мои гномики, злой чародей наложил заклятие на замок и мы не сможем туда войти. Друзья, туда может войти лишь тот, кто найдет такой предмет, которого нет на всем белом свете. Эта задача нам под силу, потому что мы знаем волшебную игру «Сказочный предмет». Игра «Сказочный предмет», где дети выкладывают по картам волшебный предмет и обсуждают его достоинства и недостатки.
Воспитатель: Вот мы зашли в замок. Но где же искать этот сундучок? Вы помните, что весь замок состоит из геометрических фигур? Карта указывает на то место, где у нас много геометрических фигур. Давайте проверим. (дети находят сундучок в контейнере с Лего, в нем лежит новая книга «Сказок» и сладкое угощение)
3. Итог НОД
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня было необычное, порой сложное и опасное путешествие, с которым мы справились: нашли волшебную палочку и волшебный сундучок. Вам понравилось это путешествие? Что вы запомнили больше всего? Что показалось вам самым сложным? Вместе – мы замечательная группа Гномиков – дружные, находчивые и всегда готовые прийти на помощь. Нам пора возвращаться в детский сад, и мы обязательно прочтем одну из сказок этой замечательной книги!
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнем
Волшебство появится
В садик попадем!