Надежда Рябко
Конспект комбинированного занятия по познавательному развитию для детей 4–5 лет «Скопинская тарелочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей с промыслом Рязанского края -скопинской керамикой, совершенствование приемов лепки из глины.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей со скопинской керамикой, материалом, из которого ее изготавливают;
-обогащение словаря и активизация в речи детей слова гончар;
-формировать представления о том, что из глины можно лепить посуду;
-закрепить первоначальные знания детей о природном материале - глине.
Развивающие:
-развивать умение видеть красоту керамических изделий;
-развивать речевую активность (посредством ответов на вопросы воспитателя).
Публикация «Конспект комбинированного занятия по познавательному развитию для детей 4–5 лет „Скопинская тарелочка“» размещена в разделах
-развивать общую и мелкую моторику рук;
-учить отгадывать загадки.
Воспитательные:
-воспитать чувство патриотизма, гордости за народных мастеров – умельцев, за свой рязанский край,
-продолжать воспитывать интерес к познанию искусства;
-воспитывать аккуратность при работе с природными материалами.
Развивающая предметно-пространственная среда к занятию: презентация «Скопин», мультимедийный проектор, мини-музей скопинской керамикой (тарелки, кружки, фигурки животных,игрушка зайца, глина белая, доски для лепки.
Предварительная работа. Беседы о родном городе. Дать детям понятие - глина, рассказать о ее свойствах в рамках реализации проекта «Чудесная глина и песок», рассматривание альбома глиняных изделий.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Игра «Круг имён». Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое и так далее.
Педагог:
-У каждого из вас есть имена.
- У чего ещё есть имя? (улица, город)
- Правильно, городам, как и вам, дают имена: Москва, Ярославль, Владимир и т. д.
-Дети, а мы с вами живём в городе? (Да)
- Какое имя у нашего города? (Рязань).
2. Основная часть
Педагог:
-Сегодня я расскажу вам о маленьком городе в рязанской области - Скопине. (Рассказ сопровождается показом презентации)
(слайд 2) «Город Скопин находится недалеко от Рязани, и существует легенда, что давным-давно, на месте города были дремучие леса (слайд 3, и водились там большие, (слайд 4) сильные птицы с огромными крыльями и называли этих птиц Скопы. А еще в тех местах, в земле было много белой глины. (слайд 5) Из разных окрестных сел приходили сюда люди за глиной, чтобы сделать из нее посуду (слайд 6). Затем стали в этих местах селиться люди, и возможно, по названию птиц, живших в лесах, и город назвали Скопин. (слайд 7)
- Как называется мастер, который изготавливает посуду и другие изделия из глины?
Поможет нам загадка:
Изготовлю вам из глины: миску, крынку и горшок,
У меня отличный дар, ремесло мое. (гончар).
Педагог:- И появились в Скопине мастера - гончары, которые лепили из глины различную посуду, да игрушки своим детишкам, свистульки. (слайд 8)
Физкультминутка
Чечары,чечары собирайтесь гончары.
Хватит охать и зевать надо глины накопать.
Мы копали, так копали, чуть лопаты не сломали.
Под землею глины - на три аршины.
Глину месим, глину мнем,
А теперь лепить начнем
Вот вам и игрушка кукла-грематушка.
Педагог предлагает детям, пройди в музей Глиняных изделий и рассмотреть изделия скопинских гончаров – скопинскую керамику.
В этот момент раздается стук в дверь
Педагог: Кто-то стучит. Давайте откроем.
(Входит зайчик).
Зайчик: – Здравствуйте, ребята. (Грустно вздыхает).
Педагог: – Здравствуй, Зайка. А почему ты такой грустный?
Зайчик: – У меня беда, я разбил любимую мамину тарелку. Белочки посоветовали мне сделать новую. Пробывал, но у меня ничего не получилось.
– Эх, что же я маме-то скажу. Не смог я тарелочку сделать.
Педагог:
- Не печалься зайка, мы обязательно, что-нибудь придумаем.
-А пока не хочешь ли ты, отправится с нами в музей скопинской керамики? (Зайка соглашается.)
Педагог с детьми идут в мини-музей «Скопинской керамики»
Педагог:
- Дети, посмотрите, сколько предметов на нашей выставке! Эти удивительные изделия из глины нам подарили талантливые скопинские мастера. Давайте рассмотрим их все вместе!
(дети подходят к воспитателю)
Педагог:
Дети, обратите внимание, какая яркая глазурь у изделий из глины: синего цвета, зеленого, белого, оттенки красного и коричневого. А кто сотворил эту красоту, кто передал в этих изделиях образы животных, зверей?
Дети: Гончар.
Педагог:
Скопинские мастера - гончары. Они прославили на весь мир керамикой наш рязанский город Скопин.
Игра «Какой, какая, какое».
Педагог: - Все эти изделия изготовлены из чего?
Дети: Из глины. (показывает глину)
Педагог:- Значит они какие? Дети: Глиняные. (Дети подбирают прилагательное нужного рода к существительному) Кувшин какой? (Глиняный). Квасник какой? (Глиняный). Горшок какой? (Глиняный). - Миска какая? Глиняная. Крынка какая? Глиняная. Свистулька какая? Глиняная. - Блюдо какое? Глиняное.
Зайка замечает тарелку, которая похожа на тарелку его мамы. Педагог предлагает детям превратится в гончаров и слепить тарелку из скопинской глины.
Педагог: Приглашаю вас в гончарную мастерскую, там мы поработаем с глиной, сделаем тарелочку.
Продуктивная деятельность "Лепим Тарелочку".
Воспитатель с детьми проходят в изостудию, выполняют задание (лепят из глины тарелочку).
Педагог. – Посмотрите, что у меня есть. (Достает поднос с глиной). - Ребята, вы знаете что это? (Глина). – Потрогайте, какая она? Глина плотная. Она сыпется как песок? (Нет). Глина не сыпучая. Попробуйте ее помять. Какая она? (Липкая). Правда глина похожа на пластилин?
Педагог: – Давайте попробуем из глины сделать тарелочку. Что мы делаем вначале? (Шарик). Катаем шарик. Получается? (Да). А теперь мы наш шарик будем аккуратно разминать пальчиками, расплющивать, чтобы получилась тарелочка.
Педагог: – Зайка, у тебя получается тарелочка?
Зайка: – Да, получается.
(Лепим тарелочки).
Педагог: – Какие замечательные тарелочки у нас получились. Ты, Зайка, подаришь свою тарелочку своей маме-зайчихе, а ребята – своим мамам.
Зайка: – Спасибо, ребята. Теперь я знаю, что лепить можно из глины, она плотная и липкая. До свидания!
3. Заключительная часть.
Педагог:
-Что вам больше всего понравилось сегодня делать?
-Что вам больше всего запомнилось?
- Чем прославился город Скопин?
-Как называют людей, которые работают с глиной?