Людмила Рузанова
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Волшебница-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для уточнения знаний детей об основных свойствах воды.
Задачи:
1. Образовательные.
Уточнить знания детей о свойствах воды; о значении воды в жизни человека, растений, животных, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Развивающие.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать умственные операции, сравнение, обобщение, способность анализировать; стимулировать к самостоятельному формированию выводов.
3. Воспитательные.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе „Волшебница-вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Воспитывать бережное отношение к воде; воспитывать дружеские взаимоотношения при совместной работе, аккуратность при проведении опытов, выдержку.
Материалы и оборудование: Модель глобуса, картины «Круговорот воды в природе», «Свойства воды», «Значение воды», игрушка «Капитошка», карточки в виде капелек воды с загадками; ёмкости для проведения опытов, прозрачные стаканчики, маленькая ложка, соль, сахар; чайник, стеклышко, аудиозапись «Звуки воды».
Предварительная работа:
Наблюдение за облаками, снегом, льдом.
Чтение художественных произведений о воде.
Проведение опытов с водой.
Форма проведения: Совместная деятельность воспитателя с детьми, занятие-опыт.
Методы и приемы:
1. Рассматривание картинок, рассказ по картинкам.
2. Вопросы к детям.
3. Экспериментирование.
5. Проблемная ситуация.
6. Дидактические игры.
7. Загадывание загадок, чтение стихотворения.
8. Считалка-превращение.
9. Физкультминутка
Ход :
Вводная часть.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями:
С голубого ручейка начинается река
А путешествие начинается с улыбки.
Воспитатель: улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
А теперь присаживайтесь на стульчики и приготовьтесь внимательно слушать.
(включается тихая музыка)
Воспитатель читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря-
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
(воспитатель показывает глобус)
Вот так наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей земли, только уменьшенная во много-много раз.
Кто знает, как называется эта модель?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Посмотрите на глобус, кто знает, ребята, что обозначено на нем голубым цветом? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это океаны и моря. В них очень много воды. Но вода есть не только в морях и океанах. А прежде, чем найти где еще есть вода, мы с вами разыщем маленькую капельку.
Как вы думаете, ребята, где может прятаться капелька? (ответы детей).
Если вы разгадаете мою загадку, узнаете, где прячется капелька. Мы с ней много раз втречались, а зовут её ….(дети ищут её по группе)
Дети: Капитошка.
Воспитатель: Что ты здесь делаешь, Капитошка?
Капитошка пришла к своим сестричкам-капелькам, которым живут у нас в детском саду.
Дети, давайте подумаем и скажем Капитошке, где живут ее сестрички- капельки. (в кране, в лейке, в чайнике, в цветах, в компоте, в супе.)
Воспитатель: Послушай Капитошка вместе с ребятами, где еще есть вода:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею Вам я доложить
Без воды нам не прожить.
Ребята о чем это стихотворение?
Ответы детей: Вода находится везде. В луже, в море, в реке, в кране и т. д.
Воспитатель: Что может делать вода?
Дети: Бежать, течь, литься, брызгать.
Воспитатель:Вода это жидкость. Что можно с ней сделать (её можно налить во что-нибудь. Она течет. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.)
Как вы думаете, что будет с водой, если её налить в кубик? (воспитатель наливает воду в кубик). Какой вода стала формы? Она приняла форму кубика. Посмотрите, у меня на столе сосуды различной формы с водой и вода принимает их форму. Вода постоянно меняет форму. Какой вывод можно сделать (Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.)
Воспитатель: Ребята, Капитошка говорит вам спасибо за то, что вы сказали, где живут ее сестрички. Она порадовалась, что им живется хорошо у нас.
Основная часть.
Воспитатель:А теперь, ребята, Капитошка приглашает всех нас с ней в путешествие.
- Но посмотрите на капельку, она какая (маленькая, а мы – большие. Что же нам делать? Как стать такими же, как капелька?
Дети: Нужно вспомнить считалочку-превращение:
Без меня не будет моря
Океана и реки,
Даже лужицы в которой
Бултыхаются щенки.
Раз, два, три
Стали капельками мы.
Итак, мы отправляемся в путешествие.
Приглашает детей сесть за столы.
Проведем с вами эксперимент. На столе у вас у каждого по 2 стаканчика. Что в них налито? (вода)
Вывешивается картинка дид. игры «Назови свойства воды»
Воспитатель:Посмотрите, какая вода у вас в стаканчиках? (прозрачная)
Понюхайте, имеет ли вода запах? (вода не имеет запаха).
Вода имеет цвет? (вода не имеет цвета)
Попробуйте воду на вкус, имеет вода вкус? (нет, не имеет вкуса)
Но если в воде растворить некоторые вещества? Давайте попробуем. Наберите половину ложечки соли и растворите, хорошо размешав в 1 стакан; попробуйте воду на вкус. Приобрела ли вода вкус, какой она стала? (вода стала соленой).
Во 2 стакан насыпьте ложечку сахара, помешайте, какой стала вода? (сладкой).
Вода растворила соль и сахар? (да)
А вы хотите проверить, все ли растворяет вода? Бросьте в воду ракушку, хорошо помешайте, растворилась ракушка? (нет)
Вывод: вода растворяет не все вещества.
Воспитатель: Накупалась наша Капитошка в водоемчике и решила погреться на солнышке. (Обращаемся к картинке «Круговорот воды в природе»). Солнышко светит все ярче, пригревает и сестрички-капельки по одной начинают отделяться и поднимаются в воздух. Теперь капельки стали легкими и летят все выше и выше.
Дети, а давайте посмотрим, как это происходит на самом деле, хотите? (Да)
Тогда проведем опыт.
А вместо солнышка у нас будет электрочайник. А почему, кто может догадаться? (Тогда я скажу, потому что чайник тоже греет воду, как и солнышко.)
Наливаю холодную воду в чайник. Что-нибудь произошло? (Нет)
А теперь приготовьте ушки и глазки. Мы должны не только видеть, но и слышать, что будет происходить. Я включаю чайник, сидим тихо слушаем и наблюдаем. Чайник закипает, открываю крышку. Дети, что вы слышите? (бульканье, вода кипит)
А вы что-нибудь увидели? (из чайника идет пар).
Это одно из состояний воды. Спросить у нескольких детей, как называется дымок, выходящий из чайника. (Пар)
Где образуется пар? (при нагревании, в чайнике вода превращается в пар).
У пара есть цвет? (у пара нет цвета)
У пара есть запах? (нет)
Вот так и в природе солнышко нагревает воду и капельки-паринки поднимаются вверх. Они не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее и капельки собираются снова вместе. Так получается…
Капитошка хочет, чтобы вы отгадали загадку и догадались сами, что получается:
1. Белая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе (облако)
2. Кто плывет по небосводу
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажите поскорей! (туча)
Воспитатель:Молодцы ребята, все загадки Капитошки отгадали. И теперь мы вернемся к нашему кипящему чайнику и проведем опыт.
Поднесем к кипящему чайнику стеклянную крышку (представим, что это облако и капельки-паринки, где собираются? –в облаке).
Теперь наша тучка остывает и на землю падает, что? (дождик)- правильно.
Посмотрите на картинку. Вы видите, что облако стало темным, тяжелым и из него пошел дождь (маленькие капельки воды). Упали капельки на землю, напоили растения, вымыли листья и дорожки, наполнили реки водой.
Физкультминутка
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру "Ходят капельки по кругу". Я – мама Тучка. Вы детки-капельки,
- Полетели капельки на землю. Попрыгаем, попрыгаем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли сначала маленькими ручейками, а затем встретились и стали большой рекой. Текла-текла речка и попала в океан (по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться.
Игра закончилась, садитесь на стульчики.
Воспитатель: Интересно, а вода всегда такая жидкая или она может быть другой (Воспитатель обращает внимание на картинку «3 состояния воды»)
Дети: Вода может быть…
Правильно вода может быть твердой – это лед, посмотрите, что у меня есть в термосе (лед, высыпаю на поднос, проношу перед детьми, если наши льдинки полежат в тепле, что с ними случится?- правильно, они растают и снова станут капельками воды).
- Ребята, нашей капельке пора уходить к своим сестричкам, хотя расставаться с вами ей очень грустно. Скажем ей до свидания.
-А мы посмотрим на нашу карту и вспомним, кем же побывала наша капелька(1 ребенок у доски рассказывает).
Дети: капелькой, паринкой, дождинкой, льдинкой.
-Мы путешествовали с капелькой по кругу. Как называется в природе это путешествие? («круговорот воды»). Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на Землю.
- Давайте вместе назовем наше путешествие «Круговорот воды» (молодцы)
- Ребята, подумайте и скажите, для чего нужна вода? (Выставляется картинка.)А надо ли беречь воду? Почему? Что может случиться если не станет воды? Как нужно беречь воду? (ответы детей). (не открывать зря краны, не загрязнять водоемы и т. д.)
Воспитатель читает стихотворение
Родник иссяк, ручей ослаб
А мы из крана-кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря.
Не тратьте воду-зря, зря, зря.
А то пройдет немного лет-
И нет водицы-нет, нет, нет.
Дидактическая игра «Кому нужна вода» по картине: дети перечисляют.
Воспитатель обобщает ответы детей:Мир воды – большой. На земле много воды (показываю глобус). Вода в океанах, в морях, реках, озерах, в болотах, ручейках и в облаках, это дождевые капли и снежинки. Ученые нашли воду даже в камне…., в каждом растении, в животном и даже в человеке! Без воды не могут вырасти растения, животные тоже не вырастут, если пить не будет. И человек не сможет выжить без воды. Вода всему живому нужна на Земле!
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает - и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница - ВОДА!
Заключительный этап.
Молодцы, ребята, хорошо поиграли. А теперь: 1,2,3, повернись и в ребяток превратись. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, вы узнали много нового. Что понравилось вам? А были ли какие-то сложности?
На этом наше путешествие закончено. Скажем гостям до свидания.
Литература:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005.
2. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2004 - № 8 - с. 29 - 33.
3. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003.№3. С. 4
4. Локтионова З. А., Варыгина В. В. Поисково - познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С. 60-64.
5. Паршукова И. П. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду. [Текст] / И. Л. Паршукова. // Дошкольная педагогика. - 2006 - № 1 - с. 19 - 23.