Добкина Надия
Конспект итоговой НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Цель: закрепить знания, умения и навыки у детей по обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
-Закрепить знание детей о звуке, букве, слове и предложении;
-Закрепить умение детей составлять предложения с заданными словами, произносить их с разными интонациями, указывать количество слов в предложении;
-Закрепить навыки деления слов на слоги;
-Закрепить знания детей о звуковом анализе слова;
-Закрепить навыки чтения предложений из трех - четырех слов.
Публикация «Конспект итоговой НОД по обучению грамоте „По дороге к Азбуке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Развивающие:
-Развивать фонематическое восприятие, связную речь, зрительное и слуховое внимание;
-Активизировать память, воображение, восприятие;
-Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
-Развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
-Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность;
-Воспитывать чувство взаимопомощи, чувство товарищества, желание прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Предварительная работа: заучивание скороговорок, работа в рабочих тетрадях, чтение букваря Жукова.
Методы и приёмы:
Словесный: рассказ педагога, беседа.
Наглядный: рассматривание картинок.
Практический: чтение слогов и предложений.
Оборудование: магнитная доска, навесное полотно.
Материалы: пеналы, карточки со слогами на каждого ребёнка, карточки с предложениями для чтения на каждого ребёнка.
ХОД НОД
Воспитатель: Ребята посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся, улыбнемся и подарим хорошее настроение.
Ребята, я хочу вам рассказать одну историю. «В звуковое царство - буквенное государство, пробрались злые разбойники и похитили Азбуку и спрятали ее. Жители этого царства-государства очень расстроились. Как же они будут учить ребят читать и писать. Ну что ребята, поможем вернуть Азбуку обратно?
Воспитатель: Но сначала давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: На какие группы делятся звуки?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Назовите гласные звуки.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Какими бывают согласные звуки?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Каким цветом обозначается твердый согласный звук?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Каким цветом обозначается мягкий согласный звук?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Каким цветом обозначаются все гласные звуки?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Переходим к первому заданию.
Дидактическая игра: «Составь схему слова»
Воспитатель: Составим звуковую схему слова «ВАЗА». «Ваза» - это что? (слово.) Сколько в слове «Ваза» слогов? Назовите первый слог. Назовите второй слог. Расскажи про каждый звук.
Дети: Ответы детей.
Дидактическая игра: «Родственные слова»
Воспитатель: Подберите родственные слова к слову «САД».
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Что такое предложение?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Из скольких слов можно составить предложение?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Какие бывают предложения?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Составьте предложения из одного слова.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы выполнить следующее задание, сначала сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз «Стрекоза»
Летит стрекоза, /хлопаем глазами/
Как горошины глаза, /сомкнутыми большим и указательным пальцами/
Вверх-вниз, /глаза вверх-вниз/
Вправо-влево /глазами вправо-влево/
Покружилась, улетела /вращательные движения/.
Дидактическая игра: «Составь предложение из данных слов».
Воспитатель: Составьте предложения из данных слов: (слова на доске) Катя, за, сосна, стоит (Катя стоит за сосной.) Сколько слов в предложении?
Воспитатель: Произнесите предложение в повествовательной интонации.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Произнесите предложение с вопросительной интонацией.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Произнесите предложение с восклицательной интонацией.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Составьте схему предложения.
Физкультминутка.
В понедельник я купался /движения плавания/,
А во вторник рисовал /показ движения/.
В среду долго умывался /показ движения/,
А в четверг в футбол играл /бег на месте/.
В пятницу я бегал, прыгал /показ движения/.
Очень долго танцевал /кружатся на месте/.
А в субботу, воскресенье /хлопки в ладоши/
Целый день я отдыхал /сесть на место/.
Игра «Угадай слово по начальному слогу».
Воспитатель: Соедини слоги в фигурах, образующих прямоугольники. Прочитай слова.
Игра: «Ребус - Заколдованное слово».
Воспитатель: Взгляните на картинки, кого вы видите?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Вам нужно составить слово, по первым звукам в названии сказочных героев: Айболит, Золушка, Белоснежка, Умка, Карлсон, Алладин Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Следующее задание. Прочитайте предложение. У каждого на столе лежат карточки с предложениями, вам нужно их прочитать.
Молодцы ребята справились со всеми заданиями! И вот она Азбука. Теперь мы ее отправим по почте жителям царство - буквенного государства.
Какие задания мы выполняли? Кому мы помогали?
Список использованной литературы
1. Бабаева, Т. И. Детство: Комплексная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 352 с.
2. Бунеев, Р. Н. По дороге к азбуке. Пособие по развитию речи и подготовке по обучению грамоте для детей 6-7 лет (ч. 3,4) // Р. Н. Бунеев,
Е. В. Бунева, Т. Р. Кислова. – М. : Детство-Пресс, 2010. – 64 с.
3. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа / В. В. Гербова. – М. : Идз-во «Мозаика-синтез», 2015. – 144 с.
4. Жукова, Р. А. Как научить ребёнка читать / Р. А. Жукова. – Волгоград : Корифей, 2010. – 128 с
5. Шумаева, Д. Г. Как хорошо уметь читать : программа-конспект обучению чтению / Д. Г. Шумаева. – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 188 с.
Приложение
1. Дидактическая игра «Угадай слово по начальному слогу».
Программное содержание: Развивать навык звукобуквенного анализа, фонематический слух.
Оборудование: Листы со слогами, карандаши по количеству детей.
Описание: Взрослый говорит, что слоги в словах перепутались, и просит детей угадать, что же за слова можно из них составить. Если детей много, можно разделить их на команды, предоставляя право ответа по очереди или той команде, член которой первым поднял руку для ответа. Выкрикивать с места запрещается. За каждое угаданное слово команда получает призовое очко, за ошибку очко отнимается. Если же игра проводится с малым количеством детей, слова можно после недолгой тренировки загадывать по очереди. Сначала рекомендуются знакомые слова, состоящие из двух слогов, затем более сложные варианты.
2. Дидактическая игра «Ребус».
Программное содержание: Закреплять умения выделять первую букву на картинках и составлять по ним слово.
Оборудование: Доска, картинки со сказочными героями.
Описание: Нужно составить слово по первым звукам в названии сказочных героев: Айболит, Золушка, Белоснежка, Умка, Карлсон, Алладин (АЗБУКА).
3. Дидактическая игра «Родственные слова».
Программное содержание:
Цель: Развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.
Оборудование: Карточки со словами.
Описание: Подбор родственных слов.
4. Дидактическая игра «Составь схему слова».
Программное содержание:
Цель игры: Закрепить умения составлять звуковые схемы, уметь определять звук.
Оборудование: Пеналы с дидактическим материалом, для работы со схемами слов и предложений.
Описание: Разбор слова на слоги, звуки.