Анна Мишина
Конспект итоговой НОД по речевому развитию «Весеннее солнышко» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные задачи:
• Закрепить представление детей о характерных признаках весны и весенних явлениях;
• закрепить умения детей выделять общий признак, способность к обобщению;
• закрепить умение использовать все части речи;
• закрепить умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове;
• закрепить навыки чтения слогов и слов;
• обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
Публикация «Конспект итоговой НОД по речевому развитию „Весеннее солнышко“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• развивать зрительное и слуховое восприятие;
• развивать познавательные интересы, мыслительные операции;
• развивать связную речь, добиваться полных ответов на вопросы;
• развивать память, внимание, логическое мышление;
• развивать связанную речь через составление рассказа;
• развивать художественно-творческие способности.
Воспитательные задачи:
• воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость;
• воспитывать культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение замечать её красоту.
Материалы и оборудование: магнитофон, запись музыки П. И. Чайковского «Времена года», Май, солнышко с лучиками, картинки с изображением примет весны и птиц, мнемотаблица, для составления рассказа о весне, мяч, картинка для звукового анализа МАК, три ромашки с пятью лепестками.
Раздаточный материал:
Полоски и фишки для звукового анализа слов, карточки со словами, гуашь, салфетки, прозрачные стаканчики с водой, бумага.
Методические приемы:
• Словесные: беседа, загадывание загадок, поощрение, индивидуальная работа, напоминание.
• Практические: словесные игры, игровые упражнения, творческая мастерская (нетрадиционная техника рисования «Солнышко»).
• Наглядные: рассматривание иллюстраций.
• Игровые: дидактические игры, игровые упражнения.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Ход образовательной деятельности:
1. Вводная часть
Создание игровой мотивации.
Воспитатель: Сегодня по дороге в детский сад меня встретила ласточка, она рассказала мне, что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет, чтобы в город приходило весеннее тепло. Весна попросила ласточку обратиться к вам за помощью. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто попал в беду.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все (солнце)
-Как вы думаете, сможем мы выручить Солнышко и помочь весне? Давайте попробуем выполнить все задания, чтобы ветер отпустил Солнышко и вернул ему все его лучики, чтобы было тепло. Вы готовы? - Поможем солнышку? Да!
II. Основная часть.
1 задание Дидактическое упражнение: «Назови приметы весны»
(с мячом)
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы? Расскажите, какие приметы весны знаете. (Ответы детей) Правильно, весной на улице становится тепло, солнце светит ярче, появляются сосульки, тает снег, бегут ручьи, набухают почки на деревьях, распускаются листочки, появляются первые цветы одуванчики и подснежники, прилетают птицы грачи и скворцы, одежда на людях легкая.
- Молодцы! Солнышко радо, что вы отвечаете все правильно. И у него появился первый лучик. Продолжим дальше.
2 задание Игра «Сравни и назови»
Воспитатель: Солнце помогает весне, и мир снова расцветает яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко. Я начинаю фразу, а вы должны его закончить.
• Солнце желтое, как (одуванчик, цыпленок, лимон)
• Солнце круглое, как (мячик, апельсин, колобок)
• Солнце ласковое, как (бабушка, мама, ветерок, теплое море)
• Солнце веселое, как (песенка, клоун)
• Солнце теплое, как (печка, рукавички, свитер)
• Солнце яркое, как (лампочка, фонарь, звезда)
• Солнце жаркое, как (огонь, костер)
Молодцы! И следующий лучик появился у солнышка.
3 задание Игра «Шарик и комар»
Воспитатель: Давайте вспомним, из чего состоят слова? Какие бывают звуки?
- Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.
- А когда мы произносим согласные звуки, нам встречается препятствия во рту, (губы, зубы, язык).
- Какие бывают согласные звуки? Твёрдые и мягкие.
- Чем же отличаются звуки от букв? Правильно звук мы слышим, а букву мы видим.
-Сейчас я буду называть разные звуки – если вы услышите гласный звук, то хлопните, если услышите согласный звук, то нет. (о, р, м, ы, а, з, к, у, ш, э, п, всё правильно
-Дети, напомните мне песенку комара, а теперь как выходит воздух из воздушного шарика. (Ответы детей) Вы должны взять по одной, картинке, которые лежат на столе, называть предмет, определить, какой в нём звук (з) или (с) и поставить картинку напротив комара или шарика. (Дети выполняют задание)
-Молодцы! И еще один лучик появился у солнышка.
4 задание Дидактическая игра: «Третий лишний»
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица. (Грач)
Воспитатель: Какие бывают птицы? (Ответы детей)
-Верно, сейчас вас птицы и проверят, как вы хорошо знаете перелетных птиц и зимующих. Перечислите птиц в первом ряду и назовите, какая птица лишняя, почему?
- Воробей, ласточка, свиристель, грач.
- Голубь, ворона, дятел, скворец,
- Синица, аист, снегирь, ворона (На доске висят картинки)
5 задание Звуковой анализ слова «мак»
На магнитной доске висят три ромашки с пятью лепестками, на каждом лепестке буква:
1 цветок: М, М, М, М, м
2 цветок: Н, К, С, а, К
3 цветок: и, о, к, а, у
Из лишних лепестков составляем слово «мак».
Воспитатель предлагает детям сделать звуковой анализ слова «мак». (Дети рассаживаются, и каждый работает за столом, один ребёнок, который закончил первым, работает у доски)
Воспитатель: Сколько звуков мы слышим в слове мак?
Какой первый звук в этом слове?
Дети: звук [М]- твердый согласный звук.
Воспитатель: Какой фишкой мы обозначаем этот звук?
Дети: синей фишкой.
. Воспитатель: Какой второй звук в слове мак?
Дети: Звук [А], гласный звук, обозначается красной фишкой.
Воспитатель: Какой третий звук мы слышим в этом слове?
Дети: Звук [К]- твердый согласный звук, обозначается синей фишкой.
-Молодцы ребята, вы справились с этим заданием. У Солнышка появился еще один лучик.
6 задание Дидактическая игра: «Прочитай и назови количество слогов».
Воспитатель: У вас на столах карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов. (Дети выполняют задание)
- Составьте предложения с этими словами.
- Молодцы, ребята и с этим заданием справились.
7 задание Физкультминутка «Весна пришла»
Солнце, солнце высоко
(На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло
(Легкие поглаживания руками по лицу).
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей,
(Бег по кругу).
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните,
(Ходьба по кругу).
8 задание «Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы».
Воспитатель: Давайте, ребята составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки. (Дети составляют рассказ о лисе, опираясь на схему)
Рассказ детей.
Наступила весна, ярко светит солнце. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Расцветают первые весенние цветы. Просыпаются насекомые. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы и вьют гнёзда. Люди радуются наступившей весне.
-Дети, вот и засияло наше солнышко. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам, согревая все на своем пути, наконец-то наступила долгожданная весна.
9. Продуктивная деятельность «Солнышко» (Рисование).
Воспитатель: А чтобы весеннее солнце светило еще ярче и теплее, давайте нарисуем много солнышек-помощников, а рисовать мы его будем необычным способом: круг печатаем с помощью паролоновой губки, а лучики одноразовой вилкой. Самостоятельная работа детей. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года», Май).
III Заключительная часть.
Воспитатель: Ну что ребята, мы с вами сделали доброе дело, помогли Солнышку. Когда вместе, дружно, любое дело по плечу. Пусть светит солнышко, цветут цветы, радуются люди, звери и птицы.
- Дети, давайте вспомним, какое задание для вас было самым сложным?
- Какие задания вам больше всего понравились? (Ответы детей).