Кочеткова Любовь
Конспект занятия по экологии «Царица-водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологии в старшей группе. Тема: «Царица-водица».
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Обучающие:
Углубить и расширить знания детей о природных
водоёмах (родник, туман, море, океан).
Закрепить знания о различных агрегатных состояниях
Публикация «Конспект занятия по экологии „Царица-водица“» размещена в разделах
воды (лёд, снег, туман, дождь, пар).
Развивающие:
Активизация словаря: родник; хрустальный; студеный,
пресная вода
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к воде.
Индивидуальная работа с Султаном, Марьям, Леней: учить согласовывать
прилагательные и существительные.
Предварительная работа: Заучивание стихотворений, загадок, наблюдения
• отгадывание загадок, чтение художественной литературы: Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды», Б. Заходер «Что случилось с рекой»;
• рассматривание иллюстраций различных водоемов, репродукций художников И. Айвазовского, В. Васнецова, карты мира;
• рассматривание схемы «Круговорот воды в природе»;
• проведение опытов: испарение воды (за какой срок, испарение воды при разной температуре, круговорот воды в природе;
• работа с родителями (наблюдения за лужами, дождем и др. ,
опытническая деятельность «Что произошло с водой»;
• наблюдение «Где в группе вода? Всегда ли она закрыта?»;
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Коммуникативная Игра: «Подбери слово»; Пальчиковая гимнастика «Дождик»; Словесная игра «Интервью»
Двигательная Динамическая пауза: «Дождик»
Продуктивная Опыты с водой
Познавательная Беседа о воде
Материалы и оборудование
Стимульный материал Материалы для деятельности детей Дидактический материал Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей
Глобус
Желобок, миска, ёмкость с водой; фильтры, стаканы с водой, чистые пустые стаканы, лейки. Слайды: «Кому нужна вода?» родник, ручей, река, море, океан, ледники, болото, лужа, роса, иней, пустыня.
Фильтрование воды. Презентация «Царица-водица»
Методы и приемы
Словесные: беседа, дидактические игры, вопросы, загадки, стихи
Практические: опыты, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.
Демонстрационные: слайды.
Ход занятия:
Предлагаю детям отгадать загадку:
Отгадайте загадку:
Много её — беда!
Мало её — беда!
Нужна она всем всегда
Больше чем даже еда! (вода)
Обращаю внимание детей на слайд №1
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить!
А теперь посмотрите на глобус, мы уже знаем, что это модель нашей планеты. Каким цветом изображена на глобусе вода? Ее так много! Покажите всё, что на глобусе обозначает воду.
Слайды №
Обращаю внимание, что на земном шаре воды больше, чем суши. Не вся вода, которую мы увидели на глобусе, пригодна для употребления. В морях и океанах она соленая, в реках, большинстве озер вода - пресная. Но без специальной очистки человек тоже не сможет употреблять ее для хозяйственных нужд.
Опыт с пресной и морской водой.
Подвести детей к столу, где стоят12 стаканов: в 6 вода соленая, «морская», в 6 – обычная из-под крана, отстоянная, пресная.
Попробуйте, ребята, сначала из этого стакана воду. Какая она на вкус? (Соленая, невкусная, морская). Можно ее пить? (нет) Готовить пищу на ней? (нет) А теперь попробуйте вот из этого стакана воду. Какая она на вкус? (Чистая, несоленая, пресная, вкусная).
Слайд№
- Где в природе есть пресная вода? (В реках, озерах). Покажите на глобусе реки. Много их или мало? (много) Давайте представим, что вся вода на планете поместится в трехлитровой банке, а пресной хватит всего на пол стакана. Так много или мало пресной воды на планете? (Мало). Значит, как нужно относиться к воде? (Разумно, бережно, экономно).
-На глобусе есть участки белого цвета, найдите их, как вы думаете, что это? (Объяснить, что это тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льдины и снега, которые никогда не тают).
А самая чистая и вкусная вода в родниках
Слайд №
- Кто пил воду из родника? Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, холодная.. Она проходит через естественный природный фильтр: песок, камешки, уголь. Подобные фильтры создают для очистки воды в быту. А мы с вами сейчас попробуем очистить грязную воду с помощью своих фильтров.
Слайд №
Опыт по фильтрации воды. Для опыта нам понадобится чистые стаканы, стаканы с мутной водой, воронки, фильтры (вата, салфетка). Постепенно переливаем мутную воду в чистый стакан.
Что происходит? (вода очищается)
Почему песок не поступает в стакан с чистой водой? (он остается на фильтре)
Вывод: Все нечистоты, которые находятся в воде, остаются на фильтрах, а вода становится чистой.
Можно ли сейчас после такой очистки (фильтрации) употреблять эту воду в пищу? (нет)
Почему? (потому что в пищу можно употреблять только кипяченую воду)
-А пока наша вода очищается, давайте отдохнем.
Динамическая пауза:
«Дождик»
Капля раз, Капля два, Прыжки на носочках, руки на поясе.
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом
— А теперь давайте поиграем.
Игра: «Подбери слово» (чтобы ручеёк, океан, река ожили нужно в их адрес произнести красивое слово.)
Какой ручеёк? (голубой, журчащий, красивый, прозрачный.)
Какая река? (бегущая, горная и т. д.)
Какой океан? (необозримый, широкий, бездонный, спокойный, и т. д.)
— Давайте закроем глаза и представим, что мы подошли к роднику.
-Можно ли пить воду из моря, океана? (нельзя она солёная)
— Какую воду можно пить? (пресную)
— Откуда берётся пресная вода? (из рек, озёр)
— Посмотрите на глобус, где больше воды, в океанах или в реках? (в океанах)
— Правильно, а пресной воды мало: если представить, что вся вода на Земле занимает банку в три литра, то пресной воды в ней едва наберется половина стакана- это очень мало; поэтому воду надо беречь
— Как нужно беречь воду? (выключать краны)
— А как беречь воду в роднике, в реке? (не засорять их, очищать, обустраивать родники).
А где еще можно увидеть воду в природе?
Слайд №
А какие бывают дожди?
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Сколько знаю я дождей
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром.
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Дождь со снегом,
Дождь с грозой,
Дождь холодный,
Проливной!
Вот как много есть дождей
Для растений и людей. (загибать пальцы на обеих руках поочерёдно)
А вот такой путь проделывает каждая капелька по путик океану:
Подвижная игра: — А теперь давайте представим, что мы капельки. Капельки прыгают, играют. Скучно им стало по - одиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими, весёлыми ручейками, (капельки взялись парами и играют в игру «Ручеёк») Встретились разные ручейки и стали большой рекой (дети изображают реку). Плыли капельки по реке, и попали вместе с ней в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в большой круг и идут в хороводе).
- Ну, что же пора снова вернуться в нашу группу. Что больше всего понравилось вам в нашем путешествии мы узнаем от наших «корреспондентов». Проводится игра «Интервью» (Дети задают вопросы, делятся впечатлениями от занятия, оценивают свое участие в нем).