Надежда Балабуева
Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в королевство Математики» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование элементарных математических представлений.
Программные задачи:
- продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел;
- учить детей давать полные, распространенные ответы на вопросы воспитателя.
- закреплять умение решать арифметические действия на сложение и вычитание в пределах 10;
- продолжать закреплять понятия – горизонтально, вертикально, сравнивать длину предметов;
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Путешествие в королевство Математики“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- продолжать учить ориентироваться на плоскости относительно себя;
- учить разбивать геометрические фигуры на множества по нескольким признакам с помощью кругов Эйлера;
- развивать логическое мышление, зрительное внимание;
- создать определенный положительно-эмоциональный фон, подготовить детей к учебно-познавательной деятельности;
- воспитывать умение работать в коллективе, добиваться цели и доводить начатое дело до конца.
Современные образовательные технологии: палочки Д. Кюизенера, блоки З. Дьенеша; ИКТ, игры Воскобовича.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка.
Оборудование и материалы : палочки Д. Кюизенера, блоки З. Дьенеша, карточки с символами свойств к блокам З. Дьенеша; игра Воскобовича «Игровизор», цветные картонные полоски, экран, мультимедийный проектор, ноутбук, гелиевые шары, мяч.
Предварительная работа: игры с палочками Д. Кюизенера и блоками З. Дьенеша.
Методы и приемы: наглядные, проблемно-поисковые, игровые, мотивирующие (создание ситуации новизны, занимательности, удивления, практические; прием пояснения, показ образца, оценка действий, вопросы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход деятельности:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И здороваться начнем!
Дети выполняют движения в соответствии с текстом, а в конце здороваются с гостями.
Воспитатель: Ну, а сейчас не зевайте, а на мои вопросы быстро отвечайте!
Игра-разминка с мячом «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»
Если стол выше стула, то стул?
Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
Если верёвка толще нитки, то нитка?
Если сестра старше брата, то брат?
Сколько углов у квадрата? (4)
Кто старше мама или бабушка? (бабушка)
Катя, кто стоит справа от тебя, а слева?
Какой сегодня день недели?
Сколько всего дней в неделе?
Какой день идет после четверга?
Какой день идет перед средой?
Как называется пятый день недели?
Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?
Как называются выходные дни недели?
Три вершины, три угла, три стороны - вот и я. Что это?
Нет углов у меня, а похож на блюдце я.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, я знаю, вы любите путешествовать. Сегодня мы отправляемся в путешествие. А вот куда вы узнаете, когда
выполните графический симметричный рисунок. Садитесь на свои места и приступайте к работе на «Игровизоре». Но сначала разомнем наши пальчики, чтобы они стали послушными.
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(Сначала энергично сжимать и разжимать пальцы обеих рук, а затем поочередно считать и сгибать пальцы на правой и левой руке)
После разминки дети делают графический диктант на «Игровизоре».
Воспитатель: Что у вас получилось? Правильно, ребята, это замок, в котором живет Королева Математики. Она написала Вам письмо. Послушайте: «Здравствуйте, ребята группы «Солнышко»! Пишу вам с просьбой о помощи. Злая колдунья заточила меня и моих поданных в моем же замке. Помогите нам снять злые чары, иначе в моем королевстве начнется неразбериха и хаос. Заранее благодарю вас и надеюсь на вашу помощь»
Воспитатель: Ну, что ребята поможем Королеве Математики? Тогда
отправляемся в путешествие в математическое королевство. Надеюсь, вы не испугаетесь трудностей, преодолеете все препятствия, проявите смекалку и находчивость.
Воспитатель: А вот на каком транспорте мы отправимся, вы сейчас узнаете, выполнив задание на экране.
Игра «Девятый недостающий»(смотрят слайд)
Воспитатель: Ребята, кто догадался, на каком транспорте мы отправимся в путешествие? (на воздушном шаре)
Воспитатель: Правильно! Посмотрите, на каких воздушных шарах мы отправимся в полёт!
Воспитатель показывает на стулья с привязанными к ним воздушными шарами. На шариках приклеены карточки с символами свойств к блокам Дьенеша.
Воспитатель: Ребята, каждый из вас должен занять свой воздушный шар, а какой вы найдите сами. Возьмите фигуру и найдите карточку со свойствами вашей фигуры. Это и будет ваш воздушный шар.
Дети берут себе блок, подходят к шарам и ищут карточку со свойствами своего блока.
Воспитатель: А сейчас мы проверим, правильно ли вы заняли свои места. Покажите, пожалуйста, свои билеты и блоки.
Дети по очереди проговаривают свойства своего блока.
Воспитатель: Молодцы, все заняли свои воздушные шары. Полетели.
Звучит музыка.
Воспитатель: Пока мы летим, поиграем в игру «Да-нет».
Дидактическая игра: «Да-нет»
Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
Воспитатель загадывает геометрическую фигуру. Дети спрашивают:
- она желтая (синяя, красная)
- у нее есть углы (да)
- у нее 3 угла (нет)
- она маленькая (нет)
- она тонкая (да) (при проверке на слайде появляется задуманная фигура)
На экране появляется картинка королевства Математики.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и прилетели в Королевство Математики. Чтобы, злая колдунья не увидела нас нам нужно стать невидимыми. А для этого следует выполнить следующее задание: составить и решить задачи.
Дети составляют задачу по слайду. Решение записывают на «игровизоре» и читают пример.
Воспитатель: Ну, вот, теперь мы стали невидимыми и чтобы освободить Королеву математики, а значит и все ее королевство от злых чар, можем двигаться дальше.
Воспитатель: Ребята, здесь должна быть дорога-лесенка, по которой жители математического королевства передвигаются, но колдунья разрушила ее, надо помочь жителям построить новую дорогу.
Дорога была выложена от самой длинной полоски, до самой короткой. Помогите мне выложить ее.
Полоски из картона по типу палочек Д. Кюизенера. Дети выкладывают дорожку-лесенку.
Воспитатель. Ребята, сколько полосок потребовалось для дороги? Давайте назовем их по цвету, а теперь назовите число, которое они обозначают. Каким по порядку стоит число 4? Какое число последующее? Какое число стоит между числами 5 и 7? Какое число стоит за числом 9? Какое число стоит перед 8? Назовите, соседей желтой полоски, числами?
Воспитатель: А теперь нам нужно отдохнуть, для того, чтобы отправляться дальше, спасать жителей страны Математики и их Королеву.
Физкультминутка, звучит музыка
Мы по лесенке шагаем,
И ступеньки все считаем.
Все ступеньки до одной
Знаем в лесенке цветной.
Один – это белый листок,
Два это розовый лепесток,
Три, как голубой океан,
Четыре – словно красный тюльпан,
Пять – это желтый солнечный свет,
Шесть фиолетовый яркий букет.
Семь – черный пушистый кот,
Восемь - вкусный вишневый торт,
Девять – синий мой мячик,
Десять – оранжевый зайчик.
Воспитатель: Мы сумели восстановить дорогу-лесенку к замку. А теперь необходимо подойти к воротам. Но это не просто. Нужно решить цветные примеры. У каждого из вас есть карточка с примером и палочки Кюизенера с их помощью вы быстро справитесь с заданием. Кто решит, поднимет светофорчик.
Дети решают примеры. Проверка индивидуально.
Воспитатель: А сейчас зарядка для глаз.
Солнышко с тучками в прятки играло (закрыть, открыть глаза)
Солнышко тучки - летучки считало.
Серые тучки направо,
Черные тучки налево,
Легких – две штучки, (глаза наверх)
Тяжелых – три штучки, (глаза вниз)
Тучки попрощались, тучек не стало, (закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло. (широко открыть глаза)
Воспитатель: Молодцы! Идем дальше. Чтобы открыть двери замка и освободить Королеву, необходимо убрать завал из камней.
На столах 1 красный круг и 1зеленый и блоки Дьенеша (все красные фигуры и желтые, синие квадраты, маленькие и большие) разложить фигуры в круги по двум признакам, (все красные в красный круг, а все квадраты в зеленый). Затем проверяем выполнение задания на слайде.
Воспитатель: Почему вы положили множество красных квадратов в пересечение кругов?
Дети: Потому что у них общие признаки они квадраты и красные.
Воспитатель: Мы зашли под своды замка. Осталась самая сложная задача подобрать ключ к замку.
Берем бордовую палочку и кладем ее вертикально, розовую справа вниз к бордовой, горизонтально. На розовую сверху кладем белую палочку, сверху еще одну розовую. Сверху на бордовую палочку кладем розовую горизонтально. Справа и слева от розовой палочки, вертикально кладем голубые палочки. Между ними вверху розовую палочку горизонтально. Давайте проверим, похожи ли ключи на ключ, который мы увидим на экране. Если мы все сделали правильно, то дверь должна открыться.
Воспитатель: Ура, спасибо ребята. Вот Королева Математики свободна! Посмотрите, как рады жители страны. (смотрят на слайд) А мы стали снова видимыми и можем возвращаться в детский сад.
Дети садятся на стульчики с шарами, тихо звучит музыка.
Воспитатель: Я очень рада, что вы у меня такие умные и способные дети, готовые в любую минуту прийти на помощь. А теперь, вспомним, с какими сложными заданиями мы сегодня сталкивались? Какие задания выполняли? Какие из заданий вам показались наиболее сложными? Вам понравилось спасать Королеву?
Воспитатель: Ой, а нам пришла посылка, и письмо к ней.
«Дети, спасибо большое за вашу помощь! Без вас мы бы не смогли освободиться от злых чар колдуньи. Это вам от меня подарки. С любовью, Королева Математики»