Наталья Мартынова
Конспект итогового занятия «Весна, весна идёт!» в старшей группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
Задачи:
Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные:
• Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
• Совершенствование грамматического строя речи;
• Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового анализа слов;
• Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
• Совершенствование навыков и умений работать со схемой;
• Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
• Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза);
• Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
Методы и приемы:
• Наглядный (пособия, картинки);
• Словесный (совместная речевая деятельность);
• Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);
• Практический (выполнение заданий, упражнений).
Ход проведения:
Логопед: Ребята, хочу поздравить вас, ведь скоро вы переходите в подготовительную группу. И по такому замечательному поводу, я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие, где ждут вас настоящие испытания. Задания будут сложными, но интересными. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи.
Логопед: Чтобы нам выполнить все задания, давайте сделаем разминку.
Вопросы-разминка.
• Как называется место, где приготавливают и продают лекарства (Аптека).
• Для снеговика катают снежный. (Ком).
• Бывает манная, рисовая, гречневая. (Каша).
• Помещение для стоянки автомобиля (Гараж).
• Лиственное дерево с белой корой (Береза).
• Ломтик хлеба с колбасой и маслом (Бутерброд).
• Зимой берут коньки и идут на. (Каток).
• Что нам помогает говорить (Язык).
• Как называется гремящая игрушка для маленького ребенка (Погремушка).
• Место, где растут грибы, ягоды (Лес).
• Орган зрения (Глаз).
• Человек, который охраняет, сторожит (Сторож).
Логопед:О каком времени года говорится в стихотворении?
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
(М. Пляцковский)
Логопед: Ребята, вы догадались, о каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
Логопед:Назовите весенние месяцы? А какой сейчас месяц идёт?
Логопед:Закончите предложение словом «весна»:
Мы ждали (что) (весну). Долго не было (чего) (весны). Мы рады (чему) (весне). Мы сняли тёплую одежду (когда) (весной). Мы любим (что) (весну).
(На доске картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)
Логопед:Ребята, а вы знаете приметы весны? Здесь на картинках нарисованы приметы разных времён года. Давайте внимательно посмотрим и уберем те картинки, которые не подходят к весне. Мы оставили только весенние приметы, давайте назовем их. (Дети называют приметы весны по картинкам-символам).
Логопед: Весной солнышко светит ярче и теплее. А вот наше солнышко какое-то грустное, печальное, совсем не улыбается… Чего не хватает у солнца? (Не хватает лучей.) Давайте соберем все солнечные лучи, и солнце вновь заулыбается. Но это будет непросто. На каждом лучике нарисованы картинки, которые надо будет назвать одним словом. Тогда лучик сможет вернуться к солнышку.
(На каждом лучике по три п/картинки. Дети должны назвать картинки и подобрать обобщающее слово. Например: апельсин, груша, яблоко – ФРУКТЫ и т. д.)
Логопед: Молодцы! Вот теперь солнышко радостно нам улыбнулось. А давайте скажем, какое солнышко получилось?
(Дети подбирают и называют определения к слову «солнышко»)
весеннее, радостное, теплое, светлое, ласковое…
Игра-упражнение «Солнышко» - на развитие общей моторики.
Маленькое солнышко
Я держу в ладошках, - дети показывают руками маленькое солнышко
А большое солнце
Вижу из окошка. - показывают руками большое солнце
Маленькое солнышко
Я беру руками, - показывают руками маленькое солнышко
А большое солнце
Высоко над облаками. - поднимают руки над головой и смотрят вверх
Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит, - показывает руками маленькое солнышко
А большое солнце
Светит всей планете! - поднимают руки над головой и разводят в стороны
Логопед: Теперь нам будет светло и тепло, и мы легко справимся с другими заданиями.
Логопед: В солнечную погоду мы можем играть с солнечными зайчиками. На этой полянке солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков. Ребята, эти «солнечные зайчики» уже поиграли, порезвились на полянке, и хотят вернуться к солнышку. Давайте им поможем.
Задание 1. (Первый солнечный зайчик).
Логопед: Этот солнечный зайчик просто чудак! Он все делает не так!
Его любимая игра «Скажи наоборот». Давайте сыграем в эту игру и поможем солнечному зайчику вернуться на солнышко.
Дети становятся в круг. Педагог бросает ребенку мяч и называет слово, ребенок ловит мяч, называет слово антоним и возвращает мяч.
Большой – маленький,
Короткий – длинный,
Острый – тупой,
Громкий – тихий,
Горячий – холодный,
Старый – молодой,
Здоровый – больной,
Широкий – узкий,
Слабый – сильный,
Твердый – мягкий, Чистый – грязный,
Горький – кислый,
Храбрый – трусливый,
Высоко – низко,
Холодно – жарко,
Весело – грустно,
Далеко – близко.
Много – мало,
Открыть – закрыть,
Прилетел – улетел.
(Солнечный зайчик отправляется к солнышку)
Задание 2. (Второй солнечный зайчик)
Логопед: Этот зайчик очень жадный!
Но, уж очень он забавный!
Его любимые слова:
Мой, мои, моё, моя!
Д/и «Чей? Чья? Чьи?» (весенние приметы: проталина, лужа, подснежник, туча, ветка, цветок, жук, бабочка)
(Солнечный зайчик отправляется к солнышку)
Задание 3. (Третий солнечный зайчик)
Логопед: Этот зайчик – счетовод!
Он ведет веселый счет!
Всё, что видит, он считает.
Ничего не пропускает!
Д/и «Сосчитай от 1 до 5». Картинки те же (лужа, туча, ветка, цветок, жук, бабочка).
(Отвечают 2 – 3 ребенка).
Логопед: А еще этот зайчик умеет считать слоги в словах. А вы умеете? Давайте расселим наши картинки по домикам.
Д/и «Рассели по домикам» (Домики с количеством слогов)
(Третий солнечный зайчик возвращается к солнышку)
Задание 4. (Четвертый солнечный зайчик)
Логопед: Весной из теплых краев прилетают птицы. Зайчик предлагает нам собрать картинки и назвать этих птиц. (Дети собирают разрезные картинки) грач, скворец, соловей, лебедь, кукушка, аист, журавль, ласточка, утка
- Какие это птицы? (Перелетные)
- А какие еще бывают птицы? (Зимующие, домашние)
- Молодцы! Еще одному зайчику мы помогли вернуться к солнышку!
(Солнечный зайчик отправляется к солнышку)
Задание 5. (Пятый солнечный зайчик)
Логопед: Чтобы помочь этому солнечному зайчику, надо составить слово по первым звукам картинок и выполнить звуковой анализ.
(Дверь – облако - мак.)
Д – О – М
Звуковой анализ слова ДОМ.
Д/игра «Какой будет дом?»
Дом из кирпича – кирпичный,
Дом из дерева - ….
Дом из глины - … Дом из соломы - …
Дом из камня - …
Дом из шоколада - …
-Вспомните:
- как называется дом (жилище) медведя? - Берлога.
- как называется дом (жилище) белки? – Дупло.
- как называется дом (жилище) волка? – Логово.
- как называется дом (жилище) лисы? – Нора.
- как называется дом (жилище) ёжик? – Норка.
- Ребята, посмотрите, кто это здесь?
Массаж пальцев рук с помощью колючего мячика «Ёжик». (под песенку Е. Железновой)
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке он бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит. - шарик между ладошками
Мне по пальчикам бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно: да, да, да. - движения по пальцам
Уходи колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь - пускаем по столу и ловим подушечками пальцев
(Солнечный зайчик отправляется к солнышку).
Задание 6. (Шестой солнечный зайчик)
Логопед: Этот зайчик знает все!
Кто у кого в семье живет.
Логопед: Он предлагает нам следующее задание: назвать семью животного (маму, папу, детёнышей).
Д/игра «Назови семью»
Назовите всю волчью семью? - Волк, волчица, волчата.
Назовите всю медвежью семью? - Медведь, медведица, медвежата.
Назовите всю заячью семью? – Заяц, зайчихи, зайчата.
Назовите всю лисью семью? – Лис, лисица, лисята.
Назовите всю ежиную семью? – Ёж, ежиха, ежата.
Итог.
- Ребята, мы с вами замечательно потрудились, встретились с солнечными зайчиками и выполнили все их задания. Я заметила, что вы были сегодня внимательными и очень старались. Вы меня сегодня порадовали, и думаю, что не только меня, но и наших гостей. Спасибо вам большое! И на память о нашем путешествии я хочу подарить вам солнечных зайчиков.