Шигаева Елена
Конспект итогового занятия в подготовительной группе для детей с ТНР с использованием интеллект-карты
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Что мы знаем о зиме?»
Цель: Обобщение и закрепление информации о зиме, её признаках, об образе жизни животных зимой.
Задачи:
1. Учить детей программировать речевое высказывание с помощью интеллект карты, помочь структуировать информацию, которую дети должны усвоить, разбив её на конкретные образные единицы, тем самым обобщив материал о зиме.
2. Самостоятельно составлять информацию по интеллект карте и последовательно излагать её содержание.
Публикация «Конспект итогового занятия в подготовительной группе для детей с ТНР с использованием интеллект-карты» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
3. Активизировать и расширить словарь детей по теме «Зима», сделать его более точным и разнообразным.
4. Развивать творческие и речевые возможности детей.
5. Через деятельность в парах с разным уровнем речевых возможностей создавать условия для формирования таких нравственных качеств, как дружелюбие, отзывчивость и условия для развития коммуникативных умений.
Предварительная работа:
Сбор информации о зиме (признаки, животный мир, Новый Год, составление интеллектуальной карты (с участием педагога и детей как равноправных партнёров).
Проведение опытов с водой (опытно-эксперементальная деятельность, воспитатель Кузнецова Л. Ю.)
Просмотр мультфильма «Что такое вода», обучающего фильма «Как образуются снежинки», детской обучалки «Путешествие капельки» о круговороте воды в природе. Анализ полученной информации.
Знакомство с фразеологизмами о воде, разучивание пословиц и поговорок о зиме.
Лексико – грамматические упражнения: «Как растут слова» (однокоренные слова, «Закончи фразу» (приставочные глаголы)
I. Вводная часть.
Загадка о зиме:
Наступили холода, обернулась в лёд вода,
Длинноногий зайка серый обернулся зайкой белым,
В спячку лёг в бору медведь.
Кто скажет, кто знает когда это бывает?
(Зима).
№2. Основная часть: «Что мы знаем о зиме?». Восстановить собранную о зиме информацию с помощью интеллект карты.
- Ребята, мы собрали интересную информацию о зиме и нанесли её на интеллект карту.
- Зачем мы создали эту карту?
- Узнать и запомнить как можно больше интересных фактов о зиме.
- Давайте исследуем нашу карту и выясним, что вы о зиме знаете?
А). Что такое зима?
- Запомните: зима – это одно из четырёх времён года, между осенью и зимой. Основной признак этого времени года – устойчивая низкая температура (ниже 0) во многих районах земли.
Б). Расскажите о признаках зимы.
- Основная температура ниже 0, образование устойчивого снежного покрова, низкие серые облака, осадки в виде снега, изморозь на деревьях, гололедица, животные в спячке, рыбы под водой прячутся в ямах и малоактивны, зимние забавы – катание на коньках, санах, лыжах; зимние праздники.
Интересный факт :! когда – то наши предки дали название зимним месяцам по характерным для них признакам, декабрь раньше называли студень, от слова «студёный». Январь называли сечень – это была пора рубки (сечи) деревьев. Для февраля характерны лютые морозы, поэтому его называли лютый.
- Не бывает двух одинаковых снежинок, все они разные! Размер самой большой снежинки – 38 см.
- Всемирный день снега и день зимних видов спорта отмечается в последнее воскресенье января.
В). Расскажите о жизни животных зимой.
Питание: медведи, ежи, барсуки активно питались осенью и накопили жир на время зимней спячки; белки питаются припасами: желудями, орехами, семенами, желудями, приготовленными с осени; лисы, волки и зайцы не готовятся к зиме, и большую часть времени проводят на ногах в поисках пищи.
Приспособленность к морозам : мех у животных к зиме становится более густым – так легче пережить морозы; волки собираются в стаи, в стае удобнее выживать зимой; лисы ищут норы, чтобы отдохнуть и спрятаться от морозов, лоси и зайцы зарываются от мороза в снег.
Интересные факты :
- медведь в берлоге не спит, а дремлет, и слышит звуки; медвежата рождаются очень маленькими, их вес не превышает 500 грамм, молока у медведицы мало, но его хватает, чтобы прокормиться самой и выкормить медвежат. Что бы было, если бы медвежата рождались большими?
- белки и зайцы меняют цвет шубки для маскировки;
- у ежа 10 тысяч иголок и они обновляются раз в три года, ёж находится в спячке 6 месяцев.
- 4 октября всемирный день животных.
Г). Что вы знаете о жизни птиц зимой.
Питание: любимый корм снегирей – рябина, но не мякоть, а только косточки; дятел с лёгкостью достаёт семена шишек своим длинным клювом; поползень и дятел начинают готовить запасы осенью; если птица будет голодать более одного дня, она может погибнуть; птиц нельзя кормить фруктами, солёными и сладкими продуктами от которых они могут погибнуть.
Приспособленность к морозам : при сильных морозах снегири сидят на ветках неподвижно, нахохлившись, или сбиваются в стаи, чтобы не замёрзнуть; зимой птицы летают очень мало, потому что они мёрзнут в полёте.
Интересные факты :
- совы могут безопасно вращать головой на 270,сова - это единственная птица у которой есть ушные раковины;
- поползень – птица древолаз, способная лазить по дереву вверх и вниз головой,! из птиц; самая маленькая зимующая птица чечётка – её рост всего 5 см. ;
- воробей видит всё вокруг в розовом цвете.
-
1 апреля - международный день птиц!
• Пословицы и поговорки о зиме
Подвижное лексическое упражнение «Мы вдоль берега гуляли…»
«Мы вдоль берега гуляли,
Там пословицы искали,
А потом мы их нашли -
Взяли - принесли».
Во время проговаривания текста дети гуляют по группе, а в конце – подходят к педагогу и проговаривают текст поговорки или пословицы.
3. Итог занятия.
Использование приёма рефлексии деятельности для подведения итога :
- Сегодня я узнал…
- Было интересно выполнять….
- Теперь я умею….
- У меня получилось….
- Я смог сам …
- Было трудно….
- Я запомнил, что….
- Я не знал, что…. И т. д…