Равида Магомедова
Конспект итогового занятия по речевому развитию и обучению грамоте «По сказочной тропинке»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «По сказочным тропинкам».
Цель: Упражнять детей в умении составлять длинные и короткие предложения по картинке, делить слова на слоги, вычленять определенный звук в слове, называть гласные и согласные звуки. Развивать логическое мышление, связную речь.
Программное содержание :
Продолжать обучение детей звуковому анализу слова;
Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные;
Публикация «Конспект итогового занятия по речевому развитию и обучению грамоте „По сказочной тропинке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Совершенствовать навыки дифференциации согласных звуков по твердости - мягкости;
Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух;
Продолжать учить называть слова с заданным звуком;
Формировать навыки учебной деятельности: усидчивость, умение выполнять задания, данные воспитателем;
Развивать внимание, мышление.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, вы любите сказки? А кто помнит, как называется эта сказка? (Показ иллюстрации сказки)
Давайте сказку вспомним. “Жили-были муж и жена. Были у них дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорит, мать, - мы с отцом поедем на базар, а ты береги братца. Не ходи со двора, береги его. А мы тебе купим платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку у окошка, а сама побежала с подружками играть. Наигралась девочка, вспомнила про братца. Прибежала домой. А что дальше было?”.
Дети: Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.
Воспитатель: Бросилась девочка догонять гусей и увидела на своем пути? (Печку)
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? - Ответь на мои вопросы, тогда скажу. А вопросы у меня под пирожками.
Воспитатель: Дети, хотите помочь девочке? (Да)
Воспитатель берет и читает вопросы.
Вопросы:
Из чего состоит предложение? (из слов)
Из чего состоят слова? (Из звуков)
Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)
Назовите гласные звуки. Почему они называются «гласные»? (они поются)
Назовите согласные звуки. Почему они не поются? Что мешает?
Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
Воспитатель: Молодцы, дети, помогли девочке ответить на вопросы правильно. За это печка дала девочке пирожок, и указала куда гуси – лебеди полетели. А что же было дальше?
Дети: «Бежит девочка, видит: стоит яблонька. Решила она спросить у яблоньки, куда гуси-лебеди унесли братца».
Воспитатель: А яблоня ей в ответ: «Я скажу, если ты выполнишь задания». Воспитатель предлагает составить предложения по картине «Весна».
Игра «Живые слова».
Сколько слов в предложении?
Какое слово первое? Какое второе? Молодцы!
Воспитатель: На поляне я нашла еще картины нужно составить рассказ по картинам.
Дети составляют.
В. А что же дальше было?
Дети: Побежала девочка дальше, а на пути река с кисельными берегами. Попросила девочка помощи у речки.
Воспитатель: А речка говорит: «Помогу, если правильно сделаете звуковой анализ слова ЛИСА».
Звуковой анализ слова РЕКА
Воспитатель предлагает произнести слово РЕКА так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук.
Сколько звуков в слове? 4
Первый звук какой? Р
Он согласный или гласный? Согласный
Он мягкий или твердый? Мягкий
Каким цветом обозначаем звук Р. (зелёным) (прямоугольник)
После Р какой звук слышится? Е
Он гласный или согласный (гласный) (Красный квадрат)
Следующий звук какой? (К) согласный (твердый согласный) (синий прямоугольник).
Последний звук какой? А (Гласный) красный квадрат.
В. Давайте поделим слова на слоги. РЕ – КА (2 слога)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, помогли девочки. За это речка сказала девочке, где брата искать.
Давайте и мы немного отдохнем.
Физминутка
Отдых наш - физкультминутка
Занимай свои места.
Сели встали, сели встали
Ванькой - встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Будто мой веселый мяч.
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Вверх все посмотрели
И тихо, тихо сели.
Отдохнули и работаем дальше.
Итак, теперь девочка знала, где искать братца. А вот и избушка Бабы Яги, где прячут братца. Заглянула в окошко, а там братец её. Хотела войти, а дверь не открывается. На ней замки. Давайте поможем девочке их открыть.
Игра «Скажи наоборот»
Игра с мячом. Дети встают в круг, ловят мяч и называют слово, противоположное по
значению (антонимы)
Длинный - короткий
Черный - белый
Больной - здоровый
Грустный - веселый
День - ночь
Мягкий - твердый
Жарко - холодно
Широкий - узкий
Большой - маленький
Быстро - медленно
Грязно - чисто
Громкий - тихий
Светлый - темный
Добрый - злой
Низкий – высокий
Легкий – тяжелый
Открытый – закрытый
Храбрый - трусливый
«Назови признаки»
Матрешка из дерева (деревянная матрешка)
Сумка из кожи… (Кожаная сумка)
Если ручка сделана из пластмассы, то… (пластмассовая ручка)
Дом из кирпича… (кирпичный дом)
Ваза, сделанная из стекла… (стеклянная ваза)
Сок из яблок … (Яблочный сок)
Игрушка из резины…. (резиновые игрушки)
Кораблик из бумаги… (бумажный кораблик)
Ложка из дерева … (Деревянная ложка)
Чтение программных стихов.
Воспитатель: Вот и помогли мы спасти девочке братца.
Забрала девочка братца и побежала домой. А за ней гуси лебеди.
По дороге кого она просила помочь спрятать их?
Дети: Речку (речка, речка спрячь меня)
Спрятала речка их. Гуси – лебеди не нашли их и полетели дальше.
В. Дети пошли дальше. Кого они попросили спрятать их?
Д. Яблоню. Яблоня, яблоня спрячь меня. Яблоня спрятала их. Гуси – лебеди не нашли их и полетели дальше.
В. Дети побежали дальше. Встретили кого?
Дети. Печку.
Девочка: Печка, печка, спрячь нас. Айлин
Печка — Съешь моего ржаного пирожка!
Съела девочка пирожок, печка их спрятала.
Девочка: Гуси покружили-покричали да улетели к Бабе Яге ни с чем. А девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем побежала домой.
Тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли.
Дети, вы сегодня хорошо занимались, показали многое из того, чему научились на занятиях. Спасибо всем.