Любовь Никулина
Конспект итогового занятия по речевому развитию детей в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по речевому развитию детей в средней группе
Автор: Никулина Любовь Викторовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 «Дружные ребята», г. Старый Оскол, Белгородская область.
Задачи: Выявить уровень знаний детей.
Упражнять в подборе антонимов.
Публикация «Конспект итогового занятия по речевому развитию детей в средней группе» размещена в разделах
Развивать умение детей пересказывать текст последовательно, выразительно.
Упражнять в умении составлять предложения, отвечать полным предложением.
Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи и объяснять их.
Упражнять в умении образовывать формы множественного числа существительных.
Развивать связную речь, составлять небольшой связный рассказ по картине.
Воспитывать любовь к родному языку.
Коррекционные задачи: Развивать глазодвигательные функции, фонематический слух.
Оборудование: Корзинка с яблоками – заданиями, картина для составления рассказа «Собака со щенками», игрушки – мишка, еж.
Ход занятия.
Сегодня утром пришел в детский сад мишка Топтыгин и попросил, чтобы вы помогли мишке Топтыжке научиться правильно и красиво говорить, потому что вы уже научились правильно произносить звуки, составлять предложения и интересные рассказы. Поможем Топтыжке?
А мишка Топтыгин очень спешил к трем поросятам, чтобы помочь построить домики, но обещал вернуться к вам. Он так спешил, что забыл корзинку с яблоками. А яблоки здесь не простые, давайте посмотрим? (в корзинке «яблоки» с заданиями).
Словарь, грамматический строй речи.
Дидактическая игра «Назови одним словом».
(воспитатель называет слова, дети – обобщающее понятие)
Лиса, медведь, еж, собака – (животные)
Рубашка, куртка, брюки, футболка – (одежда)
Дерево, кустарник, Цветы, трава – (растения)
Молоко, хлеб, сыр, рыба – (продукты)
Машина, самолет, корабль, поезд – (транспорт)
Стол, шкаф, стул, кровать – (мебель)
Стрекоза, комар, жук, кузнечик – (насекомые)
Дидактическая игра «Один – много».
(воспитатель называет слова в единственном числе, дети – во множественном числе)
Машина – много машин
Стул – много стульев
Пчела – много пчел
Дерево – много деревьев
Дом – много домов
Медведь – много медведей
Стрекоза – много стрекоз
Ребенок – много детей.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
Мягкий – твердый
Светлый – темный
Большой – маленький
Тяжелый – легкий
Добро – зло
Жара – холод
Говорить – молчать.
Дидактическая игра «Исправь ошибку в предложении»
(воспитатель произносит предложения, дети исправляют ошибку)
Машина ехать по дороге.
В лесу растут дерево.
Цветы стоят на вазе.
Воробышки собирать крошки.
Свойства предметов.
Как можно определить, предмет твердый или мягкий? Удобно ли спать, если под голову положить кубик? (неудобно). Почему? (ответы детей).
Топтыжка пил чай и вместо сахара положил соль. Почему он перепутал сахар с солью? Какая по вкусу соль, а сахар? (рассуждения детей).
Топтыгин спешил помочь поросятам построить домики, но опоздал. Давайте вспомним, из какого материала построили домики поросята. (ответы детей). Что случилось с домиками Ниф – Нифа и Нуф – Нуфа? А что можно сказать о домике Наф – Нафа? (ответы детей). Как узнать, прочный материал или нет? Какой материал для строительства домиков предложили бы вы? (рассуждения детей).
У поросят теперь прочный дом, но в дом нужно купить все необходимое.
Подумайте и скажите, что можно купить в мебельном магазине? (ответы детей).
А в магазине «Посуда»? Для чего нужна посуда? (ответы детей).
А в магазине «Одежда»? (ответы детей).
Где можно купить продукты? (в супермаркете). В отделе «Овощи»? (ответы детей). В отделе «Фрукты»? (ответы детей). В молочном отделе? (ответы детей).
У Топтыжки много лесных друзей, но он часто с ними ссорится, потому что не знает волшебных слов. Научим Топтыжку вежливым словам, которые помогут ему общаться с друзьями? А какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей).
Что нужно сказать при встрече с другом? (ответы детей).
Какие волшебные слова следует сказать за оказанную помощь? (ответы детей).
А если нечаянно кого-то обидел, какие волшебные слова нужно сказать в этом случае? (ответы).
Связная речь.
Воспитатель предлагает рассмотреть картину «Собака со щенками» и ответить на вопросы:
Кто изображен на картине?
Дайте клички собаке и щенкам.
Что делает собака? Почему не убегает?
Чем занимаются щенки?
Кто из щенков больше нравится и почему?
Воспитатель с детьми обобщает ответы на вопросы и дети составляют рассказ по картине.
Динамическая пауза «Медведь и пчелы».
(со звукоподражанием и гимнастикой для глаз).
Медведь по лесу ходил, от дуба к дубу подходил (имитация движений медведя)
Как найдет в дупле он мед, сразу в рот себе кладет (имитация действий)
Он облизывает лапу, ах, сластена косолапый! (имитация действий)
Пчелы сердятся, летают, жужжат, медведя прогоняют. (звукоподражание, зрительное прослеживание за движением указательного пальца в разных направлениях – пчелы летают)
А еще и жалят! (указательным пальцем коснуться носа, щек, лба и т. д.).
Описание предмета.
Оказывается это был наш Топтыгин. Он еле убежал от пчел, пришел к нам и очень хочет, чтобы вы рассказали, какой он.
Какая у него шуба? (теплая, коричневая)
Какие лапы? (косолапые, толстые, неуклюжие).
Что у него на голове? (уши закругленной формы).
Что у медведя на морде? (глаза,нос)
Что любит медведь? (мед, ягоды, рыбу).
Как медведь зимует? (спит и лапу сосет).
Дети обобщают ответы и составляют описательный рассказ. Медведь благодарит ребят за рассказ о нем и прощается.
Пересказ.
Ребята, я знаю один небольшой интересный рассказ. Внимательно слушайте, а потом перескажете с повтором действий.
Дети гуляли в лесу. (передвижение по группе). Ребята нашли ежа. (находят ежа). Дети принесли ежика домой. (берут ежика, относят в домик). Они дали ему молока. (наливают молоко в блюдечко). Ежик стал лакать молоко. (имитация)Что значит лакать? (пить). Какое животное тоже лакает молоко? (кошка).
Воспитатель предлагает детям пересказать маленький рассказ.
Что делает еж зимой? (спит)
А когда еж просыпается? (весной).
Какое время года сейчас? (весна).
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение С. Лунина «Зеленые сны».
Зеленые сны,
Весенние сны,
Зеленые, мягкие
Иглы сосны,
Зеленые, липкие
Листья берез
И шелест
Зеленых стрекоз.
В зеленой листве
Зеленеют жуки,
Зеленые в небе
Летят мотыльки,
Зеленый кузнечик,
Трава зелена…
Как славно,
Что пришла весна!
Вот так незаметно мы выполнили все задания Топтыгина, помогли Топтыжке.
Ребята, ежику тоже очень понравилось с вами играть, но ему пора уходить обратно в лес. Он прощается с вами и говорит «до свидания». Что вы скажете ежику? (До свидания. Приходи еще к нам в гости). На прощание дети отдают ежику корзинку с яблоками.