Татьяна Волошенюк
Конспект итогового занятия-экспериментирования по природе и речевому общению в средней группе «Друзья Кузи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
итогового занятия - экспериментирования
по природе и речевому общению
«Друзья Кузи» (средняя группа)
Цели:
• Развивать интерес к миру природы через опытно-исследовательскую деятельность, с помощью опыта дать представление о всасывающей функции корня;
• Систематизировать знания детей о растительном и животном мире, птицах, насекомых;
• Развивать элементы экологической культуры и взаимосвязи окружающей природы и человека : Мы нужны друг другу на Земле»
Публикация «Конспект итогового занятия-экспериментирования по природе и речевому общению в средней группе „Друзья Кузи“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• Закрепить умение классифицировать растения по трем группам : деревья, кусты, цветы - находить сходства и различия в строении;
• Развивать наблюдательность, внимание, умение делать простые выводы;
• Развивать связную речь.
• Совершенствовать умение согласовывать существительные и прилагательные; обогащать словарный запас – закрепить в словаре обобщающее понятие “насекомые” «птицы», «звери», «растение»
• Продолжать развивать артикуляционный аппарат, закрепить учение чётко и выразительно произносить чистоговорки;
Оборудование:
Игрушка Кузя; искусственный цветок; слайды с изображением схем-моделей: “Признаки живого”,, “Функции корня”; модели деревьев, кустов, травы, цветов с корнями стаканчики с подкрашенной водой (для опытов по количеству детей, схемы по сказкам.
Ход занятия
Дети сидят на скамейках. Появляется игрушка кузнечик Кузя с искусственными цветами (из мультфильма Лунтик,
Кузя: Здравствуйте, ребята! Давайте скорее мне горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше.
Дети: Его нельзя посадить, так как он искусственный, а не живой и расти не будет.
Кузя: Как это живые, не живые?
(Дети перечисляют признаки живого по схемы-модели №1, показанному на мольберте: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается)
Кузя: Мои друзья тоже хотели к вам в гости, но их не отпустили, поэтому они передали вам письма. Хотите их прочитать? (Конверты с изображением автора)
Первое письмо от Корнея Корнеевича
«Здравствуйте, ребята. Я очень много знаю, потому что люблю проводить различные эксперименты. Это так интересно и всегда можно узнать что-то новое необычное. Предлагаю и вам провести опыт и посмотреть, как корни растений пьют воду. Расскажите зачем растениям корни. Ваш друг-Корней Корнеич»
Опыт «Как корень всасывает воду!»
Воспитатель: Корней Корнеич прислал нам все для опыта, проходите к столам.
Опыт: (каждый ребенок проводит его индивидуально) В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня (из ватного диска). Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.
Вывод: Корни всасывают из почвы воду и питательные вещества.
Посмотрите, что нам еще прислал Корней Корнеич
Кузя: А это, что за значки? (показывает на схемы)
Воспитатель: Давайте объясним Кузе, что они означают.
Как вы думаете, если бы не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).
Вывод: 1. Корни удерживают растение в земле. 2. Корни впитывают влагу. 3. Они дышат (надо взрыхлять почву, чтобы корни могли дышать)
Кузя: А вы знаете чем деревья и кусты отличаются друг от друга?
Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?
Кузя: Согласен с письмом Корнея Корнеича познакомились, вот вам следующее письмо от Бабы Капы: «Дорогие мои дети. Я учу пчёлок находить нектар. Помогите мне, пожалуйста, распределить растения, чтобы пчёлкам легче найти нектар. Спасибо вам!»
Д\ игра: Растительный мир
Цель: систематизировать знания детей о ярусах растительного мира (деревья, кусты, цветы, закрепить умение соотносить символ с изображением растения.
– А сейчас возьмите любую карточку с растением, внимательно посмотрите, вспомните, какое растение нарисовано на картинке и подойдите к той схеме, которая подходит к вашему растению.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: – Почему ты подошел именно к этой карточке?
(Ответы детей) (У меня Клен. Это дерево., потому что у него один ствол; у меня калина. Это куст, потому что у него много тонких стволов ; у меня ромашка. Это цветок. У него тонкий стебель.)
Кузя: Молодцы, ребята! Здорово вы в растениях разбираетесь!
Посмотрите, а кто ещё здесь есть. (на мольберте насекомые и картинка синицы и аиста, картинки с лесными животными и северным оленем)
Кузя: эти картинки прислал Вупсень («Приветик! Мы с Пупсенем все время спорим. Вот и сейчас я запутался и не пойму - кто лишний? Помогите разобраться, а то Пупсень съест большую часть листика. Это его картинки я перепутал. Я больше не буду-брать чужие вещи! Извините меня.»
Д\игра «Кто лишний?»
Цель: выявить и закрепить знания детей о вредоносных насекомых (мухи, клещи, комары) и приносящих пользу человеку.
Выбирается картинка, называется. (Как мы можем назвать одним словом всех) – насекомые. А какую пользу приносят насекомые? (пчела приносит мёд, муравей – санитар леса). Кто из насекомых жалит, кусает?
Дид. упражнение «Громко – тихо»
(произношение чистоговорок громко, тихо, медленно, быстро)
Какой звук чаше слышится? Это гласный или согласный?
Шо-шо-шо-весною хорошо.
Ю-ю-ю, ю-ю-ю
С папой песни я пою.
Жу-жу-жу-у Жени жук.
Ла-ла-ла-на цветке сидит пчела.
Ра-ра-ра на на земле-трава
Я-я-я, я-я-я
Все умею делать я.
Ашка-ашка-ашка-летит букашка.
Мышка мылом мыла носик,
Кузя: А вот письмо от Пчелёнка (Дорогие друзья! Я очень люблю читать книги. И вот в одной книге я нашёл интересные картинки. И приготовил для вас игру. Надеюсь она вам понравится. Попробуйте собрать части картинок и расскажите кто это)
Д\игра «Собери правильно!» (пазлы домашние птицы и животные)
( дети выполняют на ковре-командами попутно отвечают на разнообразные вопросы: Чьи уши? – собачьи и т. д.)
Кузя: Следующее письмо от Милы. («Милые дети! я очень люблю цветы. И мне жаль, что растения топчут, ломают, срываю и они погибают. Узнайте мои любимые цветы и ответьте на мои вопросы, пожалуйста.»)
Д\игра «Угадай цветок!» (по загадкам)
Кузя: Мила очень любит цветы и всегда рассказывает:
Должны мы над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать!
Воспитатель: Где добро всегда побеждает зло? (в сказках). Наши друзья столько нам приготовили, давайте мы их тоже порадуем и подарим сказку. Выбирается 1 из 3 предложенных схем сказок («Под грибом», «Как зайчик искал себе дом», «Колобок на новый лад»)
(Рассказывание сказки по схеме)
Кузя: – Спасибо вам, ребята! С вами так интересно, я все запомнил и расскажу своим друзьям. А на последок предлагаю послушать вам мой чудесный лес и представить его красоту. До свидания! (дети прощаются с Кузей)
Воспитатель: Приходит к нам в гости вместе со своими друзьями, мы будем ждать вас с нетерпением.
А теперь, давайте попробуем попасть на лесную полянку и отдохнуть, закройте глаза, послушаем музыку.
Аутотренинг: (звучит запись)
“Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю чистый свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы. Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Я буду другом и защитником всему живому”.