Марина Репина
Конспект итогового занятия по речевому развитию «Ах, какая осень!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по речевому развитию «Ах, какая осень!»
Цель: закрепление представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи: создание условий для побуждения детей к речевой активности; развитие связной речи: умение составлять предложения, отвечать полным ответом, учить образовывать прилагательные;формирование интереса к устному народному творчеству
Публикация «Конспект итогового занятия по речевому развитию „Ах, какая осень!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Оборудование: шкатулка, мешочек с листочками в виде поощрения, листочки на карандашах для физминутки, корзинка для листьев, мяч.
Предварительная работа:
• Наблюдение за деревьями и птицами на прогулке; за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений «Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени с помощью мнемотаблиц;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Поделки из природного материала;
Ход занятия:
1. Вводная часть.
- Мой звоночек звенит, заливается
А ребята вокруг собираются (дети встают вокруг воспитателя в круг)
- Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
- Я очень рада видеть всех вас с хорошим настроением, мне очень приятно, что наше занятие началось с ваших улыбок.
1 слайд
- А теперь внимательно послушайте загадку. А кто всегда отгадывает загадки? (кто внимательно слушает)
Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима» (Осень)
- А какие времена года вы знаете? За осенью какое время года наступает? (даже в загадке об этом говорилось) (Зима, весна, лето)
2. Актуализация опорных знаний:
- Ребята, а сейчас я хочу узнать у вас, какая погода бывает осенью и поиграть с вами в игру с мячом.
Мяч осенний и волшебный
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать:
- А какая же бывает погода осенью:
Например: Когда идет дождь – погода какая? (дождливая)
Когда светит солнце- солнечная
Когда дует ветер - ветреная
Когда на улице холодно - холодная
Когда пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно – ясная
- А сейчас на стульчики тихо сядут девочки, а потом мальчики. Посмотрим, чья команда тише и быстрее сядет.
- Осень подходит к концу, на пороге уже стоит зима, поэтому сегодня будем говорить о том, что знаем об осени.
2 слайд
- Давайте сейчас расскажем, какие изменения происходят в природе осенью.
Свой ответ вы должны начать со слова «Осенью…»
Например: Осенью на улице холодно.
На экране картинки, которые помогут вам вспомнить об изменениях, происходящих в природе осенью.
Дети составляют предложения об осени
- Молодцы! У вас получились красивые предложения про осень!
3 слайд
Физкультминутка: «Осенние листочки».
Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение (можно под музыку)
Мы, листики осенние, на веточках сидели, ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Повертел их, покружил и на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся).
-Молодцы! А теперь давайте соберём наши красивые листочки в букет и поставим в корзинку.
- Давайте вспомним названия осенних месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Но оказывается, раньше осенние месяцы носили другие названия. Вы знаете как назывались осенние месяцы в старину? Кто знает? Никто? Тогда слушайте!
4 слайд
1. Сентябрь- рябинник. Как вы думаете, почему его так называли (потому что в сентябре созревает рябина, везде много красной рябины) И с давних времён в народе есть такая примета: Если много рябины, то зима будет холодная).
2. Октябрь – листопадник
- Какие два слова вы услышали в этом большом слове? (Лист, падать)
- Правильно: октябрь назывался листопадником, потому что в октябре опадают с деревьев листья
3. Ноябрь- зимник (становится холодно, как зимой.)
Воспитатель показывает соответствующие картинки
- Ребята, в нашей группе есть волшебная копилочка, в неё мы складываем народную мудрость. А вы хотите положить туда свои знания? Я знаю, что вы тоже подготовились к нашему занятию и некоторые из вас выучили пословицы и поговорки об осени.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
(Воспитатель открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы).
Примеры пословиц:
Красна весна цветами, а осень пирогами.
От осени к лету, поворота нету.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Осень – перемен восемь.
Примеры примет:
Если в воздухе летает много паутины, осень будет тёплой, а зима- холодной.
Улетают гуси в тёплые края- скоро похолодает.
Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.
- Наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет и пословиц. Молодцы! Не забывайте их, на следующем занятии мы будем объяснять их значение.
3.
Итог занятия
- За то, что вы хорошо работали на уроке, осень передала вам вот такой мешочек. Как вы думаете, что там? Подсказка: там что-то осеннее (ответы детей)
Воспитатель раздаёт из мешочка осенние листочки разных цветов.
- Если вам интересно было на занятии, у вас было хорошее настроение- поднимите яркий листочек. Если разговор об осени навеял на вас грусть- поднимите тёмный листочек.
- Что вам запомнилось с занятия, что понравилось)