Валентина Молявко
Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по обучению грамоте
в старшей комбинированной группе логопедической направленности.
Цель: создать условия для выявления степени усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения через игровую ситуацию.
Задачи:
образовательные:
• закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук»,
• закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки,
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
• совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах,
• упражнять в определении места звука в слове,
• закреплять умение составлять и разбирать предложения,
развивающие:
• развивать фонематическое, зрительное и слуховое восприятие,
• развивать внимание, память, мышление,
• учить правильно отвечать на вопросы полными предложениями;
воспитательные:
• воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие,
• воспитывать интерес к обучению грамоте.
Оборудование:
• фотографии леса и аудиозапись шума леса,
• магнитная доска,
• конверты с заданиями,
• «Волшебный мешочек»,
• предметные картинки с изображением животных,
• предметные картинки с изображением различных предметов со звуком «С»,
• пособие «Звуковые домики»,
• красный, синий и зелёный домики,
• карточки для выполнения звукового анализа слова «лиса»,
• фишки для звукового анализа по количеству детей,
• конверт с сюрпризом (книга о животных).
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько гостей у вас сегодня. Все они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы с вами научились. Давайте их поприветствуем.
Воспитатель и дети: Всем! Всем! Добрый день!
- Ребята, сегодня действительно хороший день, и он не просто хороший, он ясный, солнечный и теплый. Я очень рада видеть всех вас и мне хочется пригласить вас на прогулку!
- Становитесь в кружок!
- Для прогулки нам понадобится бодрость духа, дружеское взаимоотношение и, конечно, отличное настроение.
Упражнение на развитие общей моторики:
Настроение упало?
Дело валится из рук.
Но еще не все пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоем,
С облегчением вздохнем!
Настроение поднимем,
И от пыли отряхнем. Разводят руки в стороны.
Бросают руки вниз.
Грозят указательным пальцем.
Хлопают в ладоши.
Берутся за руки.
Вздыхают.
Поднимают сцепленные руки вверх.
Отряхивают от пыли, улыбаются друг другу.
- Ребята, улыбнитесь друг другу!
- Вот теперь с хорошим настроением мы можем отправиться в путь.
Сообщение темы и цели
Звучит запись шума леса.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, куда мы с вами пришли?
Дети: Мы пришли в лес.
Воспитатель:
- А почему вы думаете, что мы пришли в лес?
Дети:
- Потому что мы слышим звуки природы, леса.
- Потому что мы слышим пение птиц.
Воспитатель:
- Ребята, что растет в лесу?
Дети: В лесу растут деревья, трава и цветы.
Воспитатель:
- А кто живёт в лесу?
Дети перечисляют животных.
- Как, одним словом, назвать всех этих животных?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, это дикие животные.
- Давайте закроем глаза и представим, что они не обычные, а сказочные.
- Сказочные звери посещают лесную школу и также как и вы, любят играть со звуками и буквами. Они приготовили для вас интересные игры и задания.
Основная часть
Фонетическая разминка.
Воспитатель:
- Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки :
В некотором царстве,
Звуко-государстве,
Жили-не тужили,
С Язычком дружили:
Вопелочка: ААААА,
Ревелочка: УУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИ,
Свистелочка: ССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,
Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШШ.
1. Игровое упражнение «Разноцветные домики».
Воспитатель:
- Ребята, что мы с вами произносили?
Дети: Мы произносили звуки.
Воспитатель:
- А какие звуки мы произносили?
Дети: Мы произносили гласные и согласные звуки.
Воспитатель:
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Воспитатель:
- Правильно. А каким цветом мы обозначаем согласные звуки?
Дети: Согласные звуки мы обозначаем синим или зелёным цветом.
Воспитатель:
- От чего это зависит?
Дети: Синим цветом мы обозначаем согласные твёрдые звуки, а зелёным – согласные мягкие.
- Молодцы ребята! Я вижу, вы готовы к выполнению заданий лесных жителей.
Задания лесных жителей находятся в конвертах, которые они спрятали, а помогут нам их отыскать загадки:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Вы засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
Ребенок достает первый конверт.
Воспитатель:
- А вот и первое задание! Интересно, от кого оно!
Воспитатель открывает конверт и с изображением бурундука, достаёт оттуда карточку с заданием.
Дети: Это задание от Бурундука!
- Правильно догадались! Послушайте задание, которое приготовил для вас Бурундучок: «Лесные жители так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу домой. Помогите им найти свои домики. Подсказка: узнать в каком домике кто живёт можно по первым звукам в названии жителей».
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, перед вами три домика – красный, синий и зелёный.
- Как вы думаете, кто живёт в красном домике?
Дети: В красном домике живут те, чьё название начинается на гласный звук.
Воспитатель:
- А кто живёт в синем домике? В зелёном домике?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Молодцы! Приступаем к выполнению задания.
Каждый ребёнок берёт изображение одного лесного жителя и находит его домик.
Коллективная проверка выполнения задания.
2. Игровое упражнение «Звуковой домик».
Воспитатель:
Слушайте следующую загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать конверт там, где у нас лежат карандаши!
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, Барсук приготовил вам задание.
Воспитатель:
- Он приготовил для вас звуковые домики.
- Послушайте внимательно правила игры: я буду называть слово, вы должны услышать, где находится согласный звук «С» : в начале, в середине или конце слова, и прикрепить фишку в нужное окошко.
- Итак, начали!
- Где мы слышим звук «С», в словах: сыр, ананас, носки, сумка, маска, кактус.
- Какое сложное задание приготовил для вас Барсук, но вы отлично с ним справились.
- Молодцы, ребята!
3. Игровое упражнение «Волшебный мешочек».
Воспитатель: следующая загадка:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю.
(строительные кирпичики).
Ребенок достаёт конверт с изображением енота, а в конверте-«Волшебный мешочек».
- Енот приготовил для вас волшебный мешочек.
- Давайте посмотрим, что в нем лежит.
воспитатель достает из мешочка картинки.
- Что это ребята?
Дети: Это картинки.
Воспитатель:
- Давайте с ними поиграем!
- Вы будете доставать из мешочка картинки, назвать предмет, изображенный на ней и делить хлопками это слово на слоги.
( Картинки: шапка, шкаф, подушка, кошка, машина, мышь и т. д.)
- Молодцы ребята, как ловко вы справились с этим заданием!
Слушайте следующую загадку:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке.
Воспитатель: А вот и конверт от Зайчонка. Он предлагает вам немного отдохнуть и сделать разминку:
4. Физминутка «Друзья»
Раз, два, три, четыре, пять (загибают поочерёдно пальцы правой руки)
Будем мы друзей считать (хлопают в ладоши)
Ваня, Катя, Ангелина, кот Василий и Полина (загибают поочерёдно пальцы левой руки)
Будем пальчики сжимать и опять начнём считать (сжимают и разжимают кулаки).
5. Звуковой анализ слова «ЛИСА».
Воспитатель:
Следующая загадка:
На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу:
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать (стул)
Следующий конверт для вас приготовила лисичка,
она просит вас выложить звуковую схему этого слова.
Дети выполняют звуковой анализ слова «лиса»
Воспитатель:
- Молодцы, ребята!
6. Игровое упражнение «Составь предложение».
Воспитатель: И ещё одна загадка:
Поля стеклянные,
Межи деревянные (окна и рамы)
- А вот и последний конверт – от Белочки.
Логопед читает задание: «Ребята, помогите мне составить предложение обо мне и разобрать его».
Дети придумывают предложения, одно из них разбирается, выкладывается схема.
Воспитатель:
-Молодцы ребята! Вы отлично справились с последним заданием!
Итог
Воспитатель:
- А наша прогулка подошла к концу.
- Что вам понравилось больше всего сегодня?
- Что было трудным?
Ответы детей.
- И за вашу хорошую работу, сказочные звери передали для вас подарок. Найти его можно там, где ваши родители могут посмотреть результат вашей работы на занятиях (на подоконнике в приёмной, рядом с рабочими тетрадями).