Елена Бедакова
Конспект итогового занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Путешествие в страну звуков и букв»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в страну звуков и букв»
Тип: итоговое
Форма проведения: подгрупповая
Место проведения: группа
Цель: обобщение полученных в течение года представлений и навыков по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:
Публикация «Конспект итогового занятия по подготовке детей к обучению грамоте „Путешествие в страну звуков и букв“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Коррекционно-образовательные: обобщение и систематизация понятия детей о звуках (гласный, согласный) и буквах (чем буквы отличаются от звуков); совершенствование умения на слух различать гласные и согласные звуки речи, давать полную характеристику им (гласный, согласный, твердый согласный, мягкий согласный); умения узнавать и называть пройденные буквы; закрепление понятия слог и умения оперировать им; навыков звукового анализа слова.
Коррекционно-развивающие: развитие слухового внимания, фонематического восприятия; активизация мыслительной деятельности, логического мышления, операции анализа и синтеза; совершенствование артикуляционной моторики; мелкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные: воспитание умения внимательно слушать друг друга, выполнять поставленную задачу, доброжелательного отношения друг к другу.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой, здоровьесберегающий.
Приемы: организационный момент, сюрпризный момент, дидактические игры, загадки, воображаемая ситуация, пояснение, похвала, напоминание, выполнение упражнений, совместные действия педагога и ребенка, смена динамических поз.
Предварительная работа: проведение дидактических игр, индивидуальная работа в свободной деятельности.
Словарная работа: проговаривание понятий «буква», «звук», «слог».
Индивидуальная работа: по мере необходимости оказывать помощь в выполнении заданий, исправлять ошибки ребенка.
Оборудование:
Демонстрационный материал : «Цветик-семицветик», «Домики» (красного и синего цвета, письмо с загадками, мяч, ноутбук, проектор, презентация «Звуковой анализ слова «Дом».
Раздаточный материал: фишки (красные, зеленые, синие, карточки с пройденными буквами, карточки с изображением «Дома» и звуковой схемой на каждого ребенка, цветные карандаши, сюрприз (медальки).
Ход:
1. Организационный момент. [Создание эмоционально поло-жительного фона и объявление темы занятия]. (Дети заходят в группу и встают по кругу).
Логопед: Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться нам,
Не мешай учиться нам!
Ребята, я очень рада видеть всех вас и мне хочется пригласить вас в путешествие в страну звуков и букв! А поможет нам в этом «Цветик-семицветик». (Выставляется цветик-семицветик)
Этот «Цветик-семицветик»
Вдруг волшебным стал у нас.
Лепестки его цветные,
Красные и голубые,
Мы тихонько отрываем
И задания выполняем.
Логопед: Во время путешествия придется выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно, нужно взять с собой хорошее настроение. Если вы правильно выполните все задания, то в конце нашего путешествия увидите волшебство от «Цветика – семицветика» (сюрприз). Вы готовы отправиться в путешествие?
Дети: да.
Логопед: Глазки закрываются, сказка начинается. 1-2-3 в «Звуко-государство» попади. Вот и попали мы в страну звуков и букв.
2. Основная часть
1 задание. «Фонетическая разминка». [Развитие слухового внимания, артикуляционной моторики].
Логопед: Лепесточек отрываем и задание получаем. (Отрывается первый лепесток). Лепесточек первый необыкновенный предлагает нам сделать звуковую разминку.
В некотором царстве,
Звуко–государстве,
Жили – не тужили,
С Язычком дружили:
Вопелочка: ААААА,
Ревелочка: УУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИ,
Свистелочка: ССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,
Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШШ.
Логопед: Ребята, что мы с вами произносили?
Дети: Мы произносили звуки.
Логопед: Правильно! Мы с вами весь год знакомились со звуками, буквами и учились их различать.
2 задание. «Разминка для ума». [Обобщение и систематизация понятий детей о звуках и буквах].
Логопед: Лепесток второй, тоже непростой, предлагает нам сделать разминку для ума. (Отрывается второй лепесток)
Логопед: Что такое буквы?
1 - й р е б е н о к. Буквы мы видим, пишем и читаем.
Логопед: Что такое звуки?
2 - й р е б е н о к. Звуки мы произносим и слышим.
Логопед: На какие 2 группы делятся звуки?
3 - й р е б е н о к. Гласные и согласные.
Логопед: Чем гласные отличаются от согласных?
4 - й р е б е н о к. Гласные звуки можно петь, воздуху не мешает преграда, согласные звуки петь нельзя, воздух встречает преграду.
Логопед: Каким цветом обозначаем гласные?
5 - й р е б е н о к. Красным.
Логопед: Назови гласные звуки.
6 - й р е б е н о к. А, О,У, И, Ы, Э.
Логопед: Какие бывают согласные, каким цветом их обозначаем?
7 -й р е б е н о к. Твердые и мягкие, твердые - синим цветом, мягкие- зеленым цветом.
Логопед: Назови согласные звуки.
8 - й р е б е н о к. П, М, К, С,.
Логопед: Мы выполнили второе задание. Но пора идти дальше и цветок предлагает нам третье задание. (Отрывается третий лепесток)
3 задание. Игра «Назови первый звук». [Совершенствование умения на слух различать гласные и согласные звуки речи, давать полную характеристику им].
Логопед: Нужно назвать 1-ый звук в слове выбрать цвет для этого звука.
(На доске выставляются картинки, под ними фишки).
Картинки: кот, дом, эльф, белка, кит, окунь, ель, слон.
(Дети определяют первый звук в слове, дают ему характеристику и соотносят с нужным цветом)
Логопед: Молодцы! Нам в пути не страшны никакие задания. Нам в пути не страшны никакие задания. И у нас четвертый лепесток. (Отрывается четвертый лепесток)
4 задание. Игра «Буквы заблудились». [Развитие фонематического восприятия, совершенствование умения узнавать и называть пройденные буквы].
Логопед: В Звуко–государстве заблудились буквы и просят помощи. Вам нужно расселить буквы в домики. Буквы, которые обозначают гласные звуки, живут в красном домике, а буквы, которые обозначают согласный звук - в синем домике. Возьмите по одной букве, назовите ее и поселите в нужный домик. (Дети выполняют задание)
Логопед: Отлично! С этим заданием справились.
5 задание. «Загадки». [Активизация мыслительной деятельности, логического мышления].
Логопед: А пятый лепесток нам передал письмо. (Отрывается пятый лепесток). В нем загадки. Отгадайте их, чтобы идти дальше.
Комок перьев ходит важно,
Задирается отважно,
Красный нос висит как крюк,
Ходит по двору (Индюк)
Вдруг со дна гора всплыла,
Вверх корабль подняла.
Это в море так шалит,
Великан веселый … (Кит)
В нём сучки и нос лопатой,
Со спиною он горбатой.
Нарубил дров, полон двор,
Как зовут его? (Топор)
Хвост ярким пламенем горит,
Она по воздуху летит,
Прощай любимая планета,
На марс везёт меня… (Ракета)
Этот фрукт похож на шишку,
В радость он всем ребятишкам.
Кисло-сладкий и большой,
Очень кстати он весной.
Витамины про запас
Накопил нам … (Ананас)
Он на дереве растёт,
Белым цветом он цветёт.
Как созреет –
Станет жёлтым.
Он по вкусу чемпион,
Очень-очень кислый он. (Лимон)
Инструмент бывалый–
Не большой, не малый.
У него полно забот,
Он и режет, и стрижет. (Ножницы)
Логопед: Отлично! Все загадки отгадали. Я горжусь вами.
Логопед: Вот и шестой лист чудесный и с вопросом интересным. (Отрывается шестой лепесток)
6 задание. Игра с мячом «Раздели слова на слоги». [Закрепление понятия слог и умения оперировать им]. (Логопед приглашает детей на ковер)
Логопед: Давайте вспомним, что такое слог? Дети: часть слова.
Логопед: По каким звукам мы узнаем, сколько в слове слогов? Дети: по гласным.
Логопед: Давайте попробуем разделить на слоги названия тех слов, о которых вы отгадывали загадки. Я буду бросать вам мяч, и произносить слово, а вы будете ловить мяч, делить слово на слоги и возвращать мяч мне.
Слова: ин-дюк, кит, то-пор, ра-ке-та, а-на-нас, стул, ли-мон, но-жни-цы.
(Логопед и дети играют в мяч, дети делят на слоги слова)
Логопед. Молодцы! У седьмого лепестка есть вопрос наверняка. (Отрывается седьмой лепесток)
7 задание. «Звуковой анализ слова». [Совершенствование навыка звукового анализа, фонематического слуха]. (Логопед приглашает детей пройти за столы и раздает карточки с изображением «Дома» и цветные карандаши).
Логопед: Сделайте звуковой анализ слова «Дом». Возьмите карточки. Скажите, что обозначают клеточки под картинкой?
Дети: Сколько клеточек, столько звуков в этом слове.
Логопед: Совершенно верно. Давайте сосчитаем, сколько же клеточек? Дети: Три.
Логопед: Значит, сколько звуков в слове «дом»?
Логопед: Произнесём слово «Дом» так, чтобы каждый звук попал в свой «домик». Какой первый звук в слове «Дом»? Дети: Д.
Логопед: Какой он: гласный или согласный? Дети: Согласный.
Логопед: Почему? Дети: Когда мы его произносим, встречается преграда – язык упирается в верхние зубы.
Логопед: Как его обозначим? Дети: Обозначим синей фишкой.
Логопед: Произнесём слово «дом» снова (выделяя второй звук). Какой второй звук в слове «Дом»? Дети: О.
Логопед: Как мы его произносим? (свободно, во рту ничто не мешает, его можно петь, тянуть). Какой это звук? Дети: Гласный.
Логопед: Какой фишкой обозначим? Дети: Красной.
Логопед: Произнесём слово «Дом» ещё раз (выделяя третий звук). Какой звук последний? Дети: М.
Логопед: Как мы его произносим? (смыкаем губы) Какой он? Дети: Согласный.
Логопед: Как его обозначим? Дети: Обозначим синей фишкой.
Логопед: Сколько гласных звуков в слове «Дом»? Дети: Один. Сколько согласных звуков в этом слове? Дети: Два.
Логопед: Итак, мы с вами составили звуковую схему слова «Дом». Молодцы! Отлично справились с последним заданием.
3. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед: Вы выполнили все задания «Цветика-семицветика». Наше путешествие в страну звуков и букв закончилось. Ребята, вам понравилось путешествие? Какое задание было очень интересно выполнять? Какое из заданий вам показалось наиболее сложным? (Ответы детей). Вы преодолели все препятствия, справились со всеми заданиями. И, конечно, «Цветик-семицветик» дарит вам обещанный сюрприз! (Детям раздаются медальки).