Наталья Дудка
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Программное содержание :
-закреплять умения детей в составлении и чтении слов по слогам;
-четко проговаривать звуки в словах, способствовать речевому развитию дошкольника;
-закреплять знания детей в определении характеристики звука: гласный, согласный, мягкий, твердый; закреплять с детьми звуковой разбор слов с помощью схем;
Публикация «Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
-развивать память, внимание, логическое мышление при разгадывании загадок.
-воспитывать интерес и любовь к грамоте.
Методические приё мы: словесный, игровой, практический.
Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог.
Материалы: карточки-задания, карточки-слоги, модели слов с картинкой, цветные фишки для звукового анализа, цветные карточки с буквами, магнитная доска, корзинка с шарами для игры.
Инновационные технологии: ИКТ (физминутка, пальчиковая гимнастика, схемы предложений, модели слов с картинками).
Ход занятия:
Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.
- Здравствуйте ребята.
Какое у вас сегодня настроение?
Хорошее, радостное, веселое.
Давайте возьмемся за руки и поделимся друг с другом своим хорошим настроением и добрыми пожеланиями.
-Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся, улыбнемся им, пожелаем им хорошего дня.
- Ребята, сегодня утром в наше окно залетел шар с конвертом. Посмотрите, что это такое? Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.
- Давайте откроем конверт и посмотрим что там. (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит картинка, на ней изображен волшебник и письмо.)
- Всё ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. (Воспитатель читает письмо.) Письмо: "Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Пиши – Читай. Моя давняя знакомая – Царица Математика – рассказала мне, какую неоценимую помощь вы оказали ее математическому царству. Теперь и мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в моём городе «Звукинске» недавно побывала вредная злодейка – Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Сначала она перемешала все буквы в алфавите, потом слова в предложениях. Заколдовала моих жителей, зашифровав их имена. А жители, забыв свои имена, совершенно забыли названия самых обычных предметов. На прощанье Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь никто и никогда из моих жителей не сможет ни читать, ни писать, ни сделать звуковой анализ слов. А самое главное, она сказала, что очень скоро все дети разучатся читать и писать. Что бы расколдовать жителей города,нужно найти волшебный ключик.
Дорогие ребята! Мне известно, что вы без пяти минут школьники и, стало быть, уже знакомы с грамотой. Помогите нам, пожалуйста! Нельзя допустить, чтобы все дети остались безграмотными. Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши – Читай".
Воспитатель: Ребята, что будем делать, как поступим?
Дети: Надо помочь!
Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вас ждет сюрприз. Вы готовы? Тогда удачи. Даю подсказку:
«Мячики лежат в лукошке, лукошко у окошка»
-Ребята, давайте найдем корзину (дети находят корзину с мячами). Смотрите, на каждом мячике цифра, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить.
- Ну что ребята начнем? Предлагаю вначале разделится на три группы и задания выполнять в группах. (Рассаживаются за столы, один из ребят достаёт мяч.)
1 мяч. «Загадки»
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буквы).
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово).
-1 Из чего состоит наша речь?
-2 Все ли буквы имеют звуки?
-3 Сколько букв в русском алфавите?
- Итак, посмотрите, на ваших столах фишки разных цветов. Скажите, что означают эти цвета на наших занятиях?
- Красным цветом мы обозначаем гласные звуки,
- Какие они бывают? (ударные и безударные,
- Синим - твердые согласные, зеленым - мягкие согласные.
- 1 Назовите всегда мягкие согласные звуки (ч щ й)
- 2 Назовите всегда твердые согласные звуки (ж, ш, ц)
- 3 Какие хитрые буквы есть в алфавите? (е,ё,ю,я)
- 1. придумайте слова, где в начале слова гласный звук;
- 2 - придумайте слова, где в начале твердый согласный;
- 3- придумайте слова, где в начале мягкий согласный звук
2 мяч. «Назови звуки».
На столах у каждого ребенка лежат сигнальные цветные фишки (красные обозначают гласный звук, зеленые - согласный мягкий, синие - согласный твердый).
Задание: показать сигнальной фишкой звук первый в слове и посчитать слоги двумя способами (хлопками, с помощью руки и подбородка).
1. урок, стол, карандаш.
2. азбука, звонок, мел.
3. рисунок, стул,тетрадь.
3 мяч. Игра «Угадай - ка»
По первым буквам слов составить новые слова.
Группам раздаются таблицы, на каждой из которых 3 - 4 предметных картинки. Дети называют эти картинки, самостоятельно определяют первую букву в слове и по первым буквам называют получившееся слово-выкладывают из кубиков.
1. шар, кошка, облако, ложка,автобус. (ШКОЛА)
2. самолёт,арбуз,дом,игла,кошка. (САДИК)
3. ведро,ель,солнце,носки,арбуз. (ВЕСНА)
После того как задание заполнено, читают выделенное слово, и выполняют звуковой анализ данного слова, определяют ударение.
Ребенок выполнивший первым, проводит звуковой анализ слова у доски.
-Молодцы! С первым этапом дороги мы справились! Переходим на следующий этап.
4 мяч. «Слоговой аукцион» (индивидуально)
На столе в разном порядке лежат карточки-слоги
Задание: к одному из слогов нужно прибавить другой слог, чтобы получилось слово и составить звуковую схему с помощью цветных карточек
Задание 1- й подгруппе :
КА ЗАЙ КА ЧА ТОР РУЧ ЧИК ЕЛ ШКИ МО ЧАШ
РУЧ-КА
ЗАЙЧИК
ЕЛКА
ЧАШКИ
МОТОР
Задание 2 –й подгруппе :
ВА ШКА ГУ НО ЛОЖ ЗА МЫ СИ КИ КА
ВАЗА
МЫШКА
ГУСИ
КИНО
ЛОЖКА
Задание 3–й подгруппе :
МЫ СТ НАЛ ОТ КР ПЕ ЛО ОЛ
МЫЛО
СТОЛ
ПЕНАЛ
КРОТ
- Молодцы ребята, все справились с заданием!
Физминутка
В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)
Проживала буква Е.
Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)
По тетрадке не спеша,
Замечталась и упала, (Приседания.)
Превратилась в букву Ш.
Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)
5 мяч «Предложение»
По рисунку вам необходимо составить предложение,назвать сколько слов в предложении.
6 мяч. «Потерянная буква»
Задание 1 – й подгруппе :
П Р З Н И К
Задание 2- й подгруппе :
П Б Е Д А
Задание 3 –й подгруппе :
М Р
- Ребята, как вы думаете, почему в этом задании такие слова?
Верно, потому что приближается один из самых важных праздников нашей страны-это день Победы! Молодцы и с этим заданием справились!
Молодцы справились с последним заданием!
- Ребята, вот и прошли мы все испытания, кончились и все наши мячики, да только не понятно где сюрприз? Давайте, заглянем в корзину. (Дети находят на дне корзины конверт с цифрами вам нужно разложить числовые карточки от 1 до 17 в обратном порядке. Если вы все сделаете правильно, то найдёте ключик!
(Числовые карточки разложены на ковре в хаотичном порядке. Дети берут по одной и по очереди выкладывают числовой ряд от 1 до 17 в обратном порядке. После того как задание будет выполнено, воспитатель просит детей закрыть глаза, переворачивает карточки, дети открывают глаза и хором читают надпись)
Сюрприз: «Здравствуй, школа!»
- Ребята, здесь шкатулка и записка «Ребята, вы нашли ключик, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. Пиши -Читай»
- Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку, вспомните, что мы делали сегодня на занятии. (Ответы детей.)