Тимошина Марина Викторовна
Конспект итогового занятия по чтению художественной литературы и аппликации в старшей группе «Путешествие по миру литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания о разных жанрах литературы : сказках, рассказах.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умение ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы);
- с помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений;
- закреплять умение детей применять знания о прочитанных произведениях;
Публикация «Конспект итогового занятия по чтению художественной литературы и аппликации в старшей группе „Путешествие по миру литературы“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- продолжать учить детей вырезать симметричные изображения из бумаги сложенной вдвое.
Развивающие:
- развивать диалогическую и связную речь, умение рассуждать, активно участвовать в беседе,
- развивать зрительно-двигательные координации;
- развивать восприятие, внимание, мышление, воображение, творчество.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
- воспитывать у детей интерес, доброжелательное отношение к героям сказки,
- воспитывать любовь, добро, бережное отношение к окружающему миру;
- воспитывать стремление дополнять изображение, добиваясь выразительности.
- воспитывать вежливость, дружеские отношения, сочувствие друг к другу.
Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное, Познавательное, Физическое, Художественно - эстетическое.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, оформление выставки в книжном уголке, загадывание и разгадывание загадок, придуманных вместе с детьми; придумывание сказок рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Оборудование: Книги, иллюстрации,; электронные картинки: палочка волшебная, перо жар птицы, цветочек, щука;
Демонстрационный материал: электронные картинки: палочка волшебная, перо жар птицы, цветочек, щука; иллюстрации к сказкам
Раздаточный материал: цветной картон; бумажные квадраты размером 10x10 см; бумажные квадраты голубого цвета для разрезания на треугольники ; бумажные квадраты размером 4x4 см; карандаш, ножницы, клей, кисти, салфетки бумажные.
Ход:
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас занятие не обычное, а сказочное.
Сказку дети очень ждали,
Сказку дети в гости звали!
Сказка здесь уже друзья
Сказка вновь пришла сюда!
Основная часть.
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы : в край сказок, рассказов и мир стихов. А отправимся мы в путешествие на ковре – самолете. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучи музыка "В гостях у сказки").(дети садятся на палас в круг)
Воспитатель: Вот и оказались мы с вами в «Сказочном королевстве сказок». Давайте вспомним :
- Чем отличается сказка от рассказа? ( Ответы детей: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.)
Воспитатель: Какие бывают сказки? («русские – народные» и «авторские» сказки).
Воспитатель: Что такое авторская сказка? (где есть свой автор).
Воспитатель: Какие авторские сказки вы знаете? («Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и т. д.).
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем очень много народных сказок. Почему сказка называется народная (автор – народ).Какие вы знаете народные сказки (Колобок, Теремок, Маша и медведь)
Воспитатель: Ребята, Давайте отгадаем загадки.
1. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
2. Ах ты, Петя, простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)
3. Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Воспитатель: Спасибо, ребята, молодцы.
Воспитатель: Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве)
Воспитатель: Какими заканчиваются? (Стали жить-поживать; вот и сказке конец, а кто слушал — молодец; стали жить долго и счастливо; и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало)
Воспитатель: Молодцы. А сейчас мы с вами продолжим путешествие на нашем ковре самолете (звучит музыка)
Воспитатель: Вот и оказались мы с вами в сказке «Золотой ключик или приключения Буратино». Ребята, кто написал эту сказку (Толстой) Кто являются главными героями сказки? (ответы детей). Что мы можем сказать про Буратино? Какой он (он веселый, подвижный, озорной).
Правильно. Буратино очень подвижный мальчик и любит делать разминку. Сейчас мы с вами тоже сделаем разминку. (дети стоят в кругу на паласе.)
Физ. минутка «Буратино потянулся»
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
Дидактическая игра «Из какой сказки эти предметы».
Воспитатель: Молодцы. А сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется «Из какой сказки эти предметы?». Я буду показывать предметы на экране, а вы должны назвать сказку из которой этот предмет.
Воспитатель: Из какой сказки стрела? («Царевна-лягушка», цветок? («Аленький цветочек», волшебная палочка? ("Золушка", щука? ("По щучьему велению", перо? ("Сивка - бурка", красная шапочка ("Красная шапочка")
Скажите, чем отличается рассказ от сказки? ( Ответы детей: В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.)
Воспитатель: Молодцы, все хорошо выполняли упражнения.
Нам осталось совершить еще один перелет, вставайте на наш ковер – самолет (дети встают на палас (звучит музыка)
Воспитатель: Вот и очутились мы с вами в сказке «Заюшкина избушка».
Воспитатель: А сейчас мы вспомним его:
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца - лубяная.
Пришла весна-красна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала!
Какая избушка была у зайчика? - лубяная, она из лубочков, т. е. из деревянных досок. Лубяной — значит деревянный. (Слова дети повторяют хором и индивидуально.)
А у лисы? (Ледяная.) .
Что сделала лиса? Какая она была?
Кто хотел помочь зайцу? Помогли? А почему не помогли? (Струсили,
испугались лису).
Кто же помог зайчику? Как он говорил.
Какой был петух? Смелый, храбрый, добрый.
Чем закончилась сказка?
Воспитатель : Ребята, а давайте помирим лисичку и зайчика, пусть они живут дружно, не ссорятся. Как мы это можем сделать? (сделать домики для них из цветной бумаги)
(дети садятся за столы)
Пальчиковая гимнастика
Пять и пять пошли гулять.
Вместе весело играть. (Сжимание - разжимание пальцев рук).
Повернулись, улыбнулись, (Вращение кистей рук).
В кулачок опять свернулись.
Вот какие молодцы. (Стучать кулачками)
Воспитатель : Ребята, перед тем, как приступить к работе, вспомним
Из каких частей состоит дом? (стена, крыша, окна).
Выставляем на мольберте лист бумаги (основу для композиции, стена - большой квадрат и спрашиваем у детей:
На какую геометрическую фигуру похожа стена (крыша - треугольник, окошко - маленький квадрат).
Показываем большой квадрат и спрашиваем, что это за деталь (часть постройки, и для чьей избушки она подойдёт?
Приклеиваем стену избушки на композиционную основу (справа или слева).
Как можно сделать крышу (возьмем за два кончика и соединяем, проглаживаем и по линии сгиба разрезаем. Показываем квадрат белого цвета и разрезаем его по линии сгиба на два треугольника.
-Из одного квадрата получилось сразу две крыши, которые подходят избушке. Показываем маленькие квадраты. Это окошки. Но прежде, чем начать работать, вспомним правила:
Ножницы берем за два кольца кончиками вниз, держим двумя пальцами (указательным и большим). Не направлять к себе или к товарищу, а держать от себя).
Перед тем, как приступим к наклеиванию, нужно наметить детали на листе.
На что вы кладете кисточку для клея? (На подставку для кисточки) Кисть держим в правой руке, намазываем детали только на клеенке.
Поворачиваем деталь на лист бумаги клеем вниз.
Сверху прикрываем салфеткой, примакиваем лишний клей.
Сейчас я раздам ножницы и можно приступать к работе.
Дети наклеивают на бумагу.
Воспитатель
А сейчас убираем ножницы на угол стола, берем лист картона, в центр листа наклеиваем большой квадрат (воспитатель показывает как наносят клей и приклеивает квадрат) (дети выполняют задание).
Каких частей не хватает у нашего дома (крыши, окон). Наклеиваем на лист части дома, сначала крышу, потом окна (воспитатель наблюдает за аккуратным наклеиванием).
Воспитатель: Молодцы, очень красивые дома у нас получились.
Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по миру сказок, стихов и рассказов. Что вам больше всего понравилось (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, сегодня очень хорошо все работали. А сейчас берите свои домики принесите на выставку.