Дорош Надежда
Конспект мероприятия по познавательному педагогическому проекту «Мы — будущие первоклассники» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Мы — будущие первоклассники
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 138 комбинированного вида
Выборгского района Санкт- Петербурга
Конспект итогового мероприятия по познавательному педагогическому проекту «Мы - будущие первоклассники» в подготовительной группе детского сада
Тема: «Мы – будущие первоклассники».
Составили:
Воспитатели
Дорош Надежда Николаевна
Публикация «Конспект мероприятия по познавательному педагогическому проекту „Мы — будущие первоклассники“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Змитрович Татьяна Витальевна
Проект «Мы - будущие первоклассники».
Цель проекта: формирование представлений о школе, воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
Задачи проекта:
— создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;
— способствовать развитию интереса воспитанников к школе и учебным навыкам;
— формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
— развивать компетентности будущих первоклассников: (социально-коммуникативную, информационную);
— проводить педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (01.09. -17.09.2021г.).
Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники подготовительной группы, родители.
Ожидаемый результат: наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе; формирование учебного и социального мотива учебной деятельности; эмоционально- положительное отношение к школе.
Интеграция образовательных областей:
• «Познавательное развитие»: рассматривание картин, просмотр мультфильмов и презентаций о школе.
• «Речевое развитие»: словесные игры, составление рассказов по картинам, отгадывание и придумывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками об учении, чтение и заучивание стихотворений о школе.
• «Социально-коммуникативное развитие»: беседы на тему проекта, сюжетно-ролевые игры, встреча с выпускниками группы, поступившими в первый класс.
• «Художественно-эстетическое развитие»: рисование, аппликация, лепка; прослушивание и исполнение песен о школе.
«Физическое развитие»: физминутки, игры – эстафеты.
Продукт проекта: презентации «Права ребенка», рисунки и поделки по теме.
Этапы проекта:
Подготовительный – выявление проблемы, формулирование целей и задач проекта, определение путей его реализации.
Основной – организация работы по реализации проекта.
Заключительный –подведение итогов проекта.
Предметно-пространственная развивающая среда: мероприятия проекта реализуются на базе группы №10, ГБДОУ детский сад №138.
Средства и оборудование:
• Технические: ноутбук, музыкальный центр.
• Методические: дидактические и настольно – печатные игры; конспекты бесед, НОД; презентации; аудиозаписи песен о школе; книги; мультфильмы; загадки, пословицы и поговорки по теме; рабочие тетради по математике и грамоте.
• Организационные: столы, клеенки, кисточки№3 и №8, краски, баночки с водой; фломастеры, восковые мелки, пластилин, стеки, подложки, бумага, клей, ножницы, салфетки, счетные палочки, магнитофон, аудиокассеты, ранец, школьные принадлежности.
Работа с родителями:
• объединить усилия ДОУ и родителей в подготовке детей к обучению в школе.
• уточнять и дополнять знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к школе.
• Родительское собрание: «Готовность детей к школе».
• Статьи и консультации для папки – передвижки и ВК: «Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу», «Права и обязанности ребенка», «Готовим руку к письму», «Неудача- ступенька к успеху», «Как организовать учебный процесс у детей с разными типами темперамента?» …
• Совместное чтение с детьми книг о школе дома; создание презентаций на тему: «Права ребенка».
Проблемная ситуация: несформированность мотивационной готовности детей к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе, создание условий для его успешности.
Подготовительный этап:
- Разработка проекта.
- Изучение методической литературы;
- Сбор информации;
- Составление плана работы над проектом.
Основной этап:
Реализация проекта.
Мероприятия Беседы: «Каким ты представляешь себя в школе?», Беседа о правилах поведения в школе. Встреча с первоклассницами (бывшими выпускницами ГБДОУ): «Чем школа отличается от детского сада?».
Чтение художественной литературы: «Что такое школа?» Л. А. Арсенова; М. Зощенко «Пора вставать»; «В школу», «Три звонка» А. Барто; «Когда человеку шесть» О. Дриз; «Читалочка» В. Берестов; «Незнайка учится» Н. Носов; «Первый день» А. Алексин; чтение пословиц и поговорок, заучивание стихотворений о школе: «Ранец, прописи, тетрадки» Э. Н. Большаковой, «Скоро в школу» И. Токмаковой.
Дидактические игры: Лото: «Школьные принадлежности», «Собери портфель», «Ребусы», настольные игры: «Собери из частей школьные принадлежности», «Магнитная азбука», «Алгоритмы», «Соедини по цифрам», «Математические раскраски», «Логический поезд», «Числовые домики», «Кубики для всех», «Домино фигур»…
Просмотр мультфильмов: «В стране невыученных уроков», «Вовка в тридевятом царстве», «Козленок, который умел считать до 10», «Смешарики».
Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин «Школьные товары»».
НОД:
Ознакомление с окружающим: «Знакомство с ранцем и школьными принадлежностями».
Развитие речи: «Скоро в школу мы пойдем»
Аппликация: «Закладка для книг».
Рисование: «Цветы для учителя».
Лепка: «Карандашница».
Ручной труд: «Закладка для книг».
Рассматривание иллюстраций: рассматривание картины «Школа»; альбомов с фотографиями о школьной жизни родителей; рисунков первоклассников «Я учусь в школе», иллюстраций и книг о школе.
Прослушивание песен: «Первоклашка», «Буквы слова», «Дважды два – четыре», «Первый раз в первый класс».
Консультации для родителей: «Психологическая готовность детей к школьному обучению», «Советы родителям будущих первоклассников», «Готовим руку к письму», «Игровые приемы обучения письму»…
Заключительный
Методические разработки: Создание презентаций на темы: «Мы –ученики», «Права и обязанности ребенка», «Использование мнемических приемов для быстрого запоминания стихотворений»; конспекты НОД: «Скоро в школу мы пойдем», «Цветы для учителя».
Фотоотчет проекта.
Подготовка к распространению опыта реализации проекта воспитателям ГБДОУ детский сад №138.
Список литературы:
1. Безруких М. «Ступеньки к школе» Дрофа 2001 г.
2. Качигина Л. Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013.
3. Гуткина К. И. «Психологическая готовность к школе» 2000 г.
4. «Хочу учиться!» Павлов И. В. / Родителям о психологической подготовке ребенка к школе/ СПб. Речь, 2008 г.
5. Интернет – ресурсы.
Психологическая готовность детей к школе.
Для успешного обучения и личностного развития ребенка важно, чтобы он пошел в школу подготовленным, с учетом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.
Психологическая готовность детей к школе.
«Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Л. А. Венгер).
У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определенные требования, которые будут предъявлены ребенку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Существенное значение для подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно – волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность.
Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, значит данная готовность у них есть. Но это не совсем так, желание пойти в школу и желание учиться очень отличаются друг от друга. Школа должна привлекать ребенка не своей внешней стороной: форма, портфель, учебники, тетради, а возможностью получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.
Волевая готовность- это необходимый компонент для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Здесь мы говорим об умении ребенка слушать и вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ученик должен уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок смог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Родители могут развивать такое умение дома, давая задания разной степени сложности. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и поняли правильно. В качестве усложнения можно попросить ребенка выполнить задание разными способами, при затруднении можно использовать схемы – подсказки, ментальные карты. Для тренировки волевой готовности можно использовать графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному образцу. Можно так же попросить ребенка вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребенок быстро устает, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычеркивать, начинает отвлекаться, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать еще одну или две строчки (или подчеркнуть еще 5 – 10 букв). Когда деятельность вашего ребенка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том случае, если ребенок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребенка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова. Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры, которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать сколько игрушек на полке, не обязательно перебирать сами игрушки, но можно обозначить их палочками или кружочками – и посчитать эти палочки - заместители игрушек. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертеж, который помог бы представить условие задачки и решить ее на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки – чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании.
Интеллектуальная готовность – многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее – это обучение детей навыкам письма, чтения, счета. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких – то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения, хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Однако главное – это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь.
Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что – то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.