Мартынова Александра Ивановна
Конспект мероприятия для детей и родителей «Дымковская игрушка» к проекту «Истоков родники живые»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Акварелька»»
Конспект мероприятия для детей и родителей
к проекту «Истоков родники живые»
Подготовила: Мартынова А. И.
2020г.
Публикация «Конспект мероприятия для детей и родителей „Дымковская игрушка“ к проекту „Истоков родники живые“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии с участием родителей.Совместные с родителями развлечения
- Темочки
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с русским народным искусством (дымковской росписью) в условиях детского сада.
Задачи для родителей :
1. Учить родителей творческому взаимодействию с детьми, игровым приёмам организации совместного творчества.
2. Учить речевому общению, диалогу с детьми.
3. Познакомить с традициями дымковской глиняной игрушки.
4. Учить приёмам росписи дымковской игрушки.
Для детей :
1. Закреплять знания детей о дымковской глиняной игрушке.
2. Учить приёмам росписи дымковской игрушки.
3. Учить совместному творчеству с родителями.
4. Прививать уважение и интерес к народному искусству, художественный вкус, стремление к творчеству.
5. Развивать детское воображение, фантазию.
Оборудование и материалы: дымковские игрушки, магнитофон, флэшка, салфетки влажные, обычные, кисти белка мягкая, жесткая, краски гуашевые, непроливайки, фломастеры, листы белой бумаги, заготовки из соленого теста (игрушки, зубочистки, иллюстрация матрешки.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей и родителей сесть на стульчики, поставленные кругом в центре группы.
Воспитатель: здравствуйте, наши дорогие детки! Здравствуйте, наши дорогие родители! Я очень рада видеть вас в нашей группе! Сегодня нам предстоит увлекательное занятие. Очень интересное и такое же полезное.
Но, сначала, послушайте наш рассказ. (дети читают по очередно)
Ели спят у большака в инее седом,
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.
Дым из труб идет столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны и лепили там из глины
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски -
Казалось бы, простой узор, но отвести не в силах взор!
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право, говорят о ней повсюду.
удивительному чуду мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
Воспитатель: ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Давайте посмотрим и вместе все узнаем. (видео презентация)
– С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – “ Дымковская”. (Показ слайдов).
Воспитатель: в нашем садике есть музей, народных промыслов и я приглашаю вас посетить его и полюбоваться дымковской игрушкой! (родители с детьми проходят в музей для просмотра игрушек)
Воспитатель: посмотрите в начале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник свое название -“Свистунья”. Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки – своих внучек. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, все это-настоящее чудо.
Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова
Такие игрушки сейчас очень дорогие, их необязательно покупать в магазине, можно сделать самим.
- И мы сейчас с вами представим, что превратились в настоящих дымковских мастериц!
Воспитатель: дорогие гости я приглашаю вас в нашу мастерскую. (приглашаем всех за столы)
Рассмотрите игрушки, созданные вашими детьми.
(рассматривают заготовки из соленого теста)
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся! (читает ребенок)
Воспитатель: Ребята очень старались и теперь нам нужно оживить игрушки! Сделать их яркими и веселыми!
Воспитатель: все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, а цвета яркие, нарядные: синий, голубой, зеленый, желто-оранжевый, малиновый. (Показ слайдов)
Воспитатель: ну что же мастера приступайте к работе! (дети совместно с родителями приступают к росписи)
Воспитатель: (задает вопрос родителю) Мастерица, отдохни, нам о дымке расскажи!
Родитель рассказывает что запомнил о дымковской игрушке.
(заканчиваем роспись)
Воспитатель: игрушка готова! Какая красота у вас получилась, какие вы все молодцы! Пусть игрушки останутся у вас на память!
Спасибо нам всем за работу!
Итог.
С родителями был проведен мастер-класс для приобщения их к народной культуре, народным традициям, расширились знания о народной игрушке. Родители ознакомились с народными промыслами и приняли активное участие в росписи народной игрушки. Родители остались очень довольны и пожелали побольше совместных занятий с детьми.
Консультация для родителей.
«…недавно мы старались во всём подражать иностранцам, теперь другая мода. Но, право, нам не мешало бы занять вместо всех прочих, одну черту из западного образования - черту уважения к своему отечеству.»
К. Д. Ушинский
Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома.
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров - русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.
Уважаемые мамы и папы!
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей.
У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, мы обращаемся к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Из истории…
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки : барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.
Мы уверены, что Ваш ребенок с удовольствием повторит дома то, что уже рисовал в детском саду. Вместе с ребенком нанесите дымковский орнамент на трафарет, пусть Ваша лошадка оживет! На занятиях лепкой у детей формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.