Наталья Виноградова
Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе по сказке В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – закрепить усвоенные детьми лексико-грамматические средства языка и актуализировать фонетико-фонематический строй речи.
Образовательные задачи
1. Закреплять умение выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов.
2. Актуализировать словарь по лексической теме «Насекомые».
3. Совершенствовать навык согласования слов в предложении.
Коррекционно-развивающие задачи
1. Совершенствовать навык пользования правильным звукопроизношением и интонационной выразительностью речи.
2. Развивать внимание, память, логическое мышление.
3. Развивать навыки общей и мелкой моторики, координировать речь с движением.
Публикация «Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе по сказке В, Бианки „Как Муравьишка домой спешил“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Как муравьишка домой спешил», Бианки В.
- Темочки
Воспитательная задача
Вызвать желание помочь сказочному герою преодолеть трудности.
Наглядные пособия и оборудование:
интерактивная доска Mimio; мультимедийная презентация (все необходимые изображения и задания); заготовки с бумажными листочками; пальчиковый бассейн; фигурки насекомых (бабочка, комар, жук, муха, червяк, кузнечик); повязка на глаза; наборы кружочков красного, синего и зеленого цвета для каждого ребенка; медальки «лучший помощник».
Предварительная работа
Чтение сказки В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Разучивание физкультминутки «Кузнечики».
Разучивание стихов про насекомых.
Источники
1. Конспекты открытых итоговых занятий с детьми групп компенсирующей направленности. 6-7 лет: сборник материалов. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 144с.
2. Стихи о насекомых, использованные в конспекте позаимствованы на сайте https://mamamozhetvse.ru/stixi-pro-nasekomyx-dlya-detej.html.
3. Артикуляционная гимнастика по теме «Насекомые» позаимствована у автора Людмилы Кардашиной на сайте https://www.maam.ru/detskijsad/artikuljacionaja-gimnastika-k-zanjatiyu-po-teme-nasekomye.html
Организация и ход занятия
1. Организационный момент
Логопед. Ребята, вы помните сказку про Муравьишку, которому было трудно добраться до своего муравейника и другие насекомые ему в этом помогали? Сегодня мы с вами тоже отправимся в эту сказку и будем помогать Муравьишке. Для этого мы будем выполнять задания героев этой сказки.
2. Основная часть
Логопед. Ребята, давайте с вами вспомним, что же случилось с Муравьишкой и почему ему было трудно добраться до дома? (На экране появляется картинка из сказки и часть текста, чтобы напомнить при необходимости).
Дети. Муравьишка забрался на березу и его унес ветер на сухом листочке далеко от муравейника. Листочек упал на камень и Муравьишка ушиб себе ножки, поэтому сам не мог вернуться домой.
Логопед. Молодцы. Все правильно. А давайте мы с вами послушаем как дул ветер. (На презентации включается звук ветра). А теперь давайте сами тоже подуем как ветер.
Дети берут на столе заготовки с бумажными листочками и сдувают листочки, логопед следит за правильностью выполнения задания.
Логопед. Ребята, давайте теперь с вами вспомним кто же помогал Муравьишке в сказке?
Дети. Землемер, паук-сенокосец, жужелица, кузнечик, водомерка, майский жук, гусеница.
Логопед. Верно. А как можно всех их назвать одним словом?
Дети. Насекомые.
Логопед. Ребята, а кто самый первый помогал Муравьишке?
Дети. Землемер.
Логопед. Верно. Давайте узнаем какое задание приготовил для нас землемер.
На экране появляется картинка с землемером. Задание от землемера, выполнить артикуляционную гимнастику вместе с насекомыми.
1. Упр. для щечных мышц «Гусеница»
«Гусеница хоть мала, листья – лучшая еда!
Она много листьев съела и, конечно, потолстела.
(Щечки «надули-сдули» - 5 раз)
2. Упр. для круговой мышцы рта и губ «Муха»
«Муха, муха-цокотуха – позолоченное брюхо.
Муха села на цветок – будет чистить хоботок».
(Упр. «Улыбочка-трубочка»- 8 раз)
3. Упр. для мышц кончика языка «Бабочка»
«Бабочка-красавица, над полянкой пляшет-
Крылышками машет»
(Упр. «Качели» - 8 раз)
4. Упр. для мышц языка «Шмель»
«Если на цветок шмель сел-
Значит, он нектар там ел.
А потом он всем сказал :
«Очень вкусный был нектар!»
(«Упр. «Вкусное варенье» - 5 раз)
5. Упр. на расслабление мышц губ «Жук»
«Он летит во весь опор
И жужжит его мотор….»
(Упр. «Бр-р-р»… губами»)
Логопед. Следующим нашему Муравьишке помогал паук-сенокосец. Давайте посмотрим какое задание приготовил для нас паук.
На экране задание от паука «Кто попал в паутину». На экране паутина и изображения насекомых (кузнечик, бабочка, червяк, муха, оса, жук, комар). Каждый ребенок подходит к доске, выбирает насекомое, делит название на слоги и помещает его в соответствующий круг паутины (1 слог – 1 круг,
2 слога – 2 круг и т. д.)
Логопед. Ребята, кто же дальше повстречался нашему герою?
Дети. Жужелица.
На экране изображение жужелицы. Жужелица просит детей рассказать стихи про насекомых. Дети рассказывают заранее выученные стихи о насекомых. Логопед внимательно следит за звукопроизношением и интонационной выразительностью речи детей.
Вот две бабочки летят.
Рассказать тебе хотят,
Что вчера ещё в траве
Были гусеницы две.
Но из гусениц ленивых
Превратились вдруг в красивых
Пёстрых маленьких принцесс.
На лугу полно чудес!
Глянь, кузнечик поскакал,
Все росинки расплескал,
Виден в зарослях едва —
Он зелёный, как трава.
Знают все: у муравья
Очень дружная семья.
Летом дружно строят дом,
А зимой спят дружно в нем.
Мы — маленькие осы.
В тельняшках, как матросы,
Летаем над цветами —
Вы все знакомы с нами.
Всегда на наших ножках
Пушистые сапожки.
Нам жарко в них немножко.
Пришлите босоножки!
Шмель полосатый, пушистый
Сел на цветочек душистый,
Лапками перебирает —
Сладкий нектар собирает.
Логопед. Молодцы ребята, мы опять помогли нашему герою. А что же было дальше? С кем мы встретимся теперь? На экране изображение кузнечика. Ребята, а кузнечик хочет, чтобы мы с ним попрыгали, сделали зарядку.
Проводится физкультминутка «Кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Логопед. Ну вот мы попрыгали вместе с кузнечиком, перенес кузнечик нашего героя через забор. А что же было дальше? Кто дальше помогал нашему Муравьишке?
Дети. Водомерка.
На экране появляется изображение водомерки.
Логопед. Ребята, а водомерка приготовила игру для наших ловких пальчиков.
Проводится игра с пальчиковым бассейном. Бассейн наполнен горохом и фасолью, в нем спрятаны фигурки насекомых (бабочка, червяк, комар, кузнечик, муха, жук). Каждый ребенок подходит к бассейну, с закрытыми глазами нащупывает фигурку и угадывает кто ему попался, после чего снимает повязку, смотрит правильно ли он угадал. Затем ребенок называет это насекомое ласково и считает сколько таких насекомых на экране. Например: комар – комарик; один комар, два комара…пять комаров.
Логопед. Отлично. Все справились. Говорим спасибо водомерке и встречаем нашего следующего героя. Кто это?
Появляется изображение майского жука.
Дети. Майский жук.
Логопед. Ребята, а жук хочет чтоб мы с вами составили схему слова жук. Кто хочет сделать это у доски?
Один ребенок выкладывает схему на экране, а остальные за столом из заранее приготовленных наборов кружочков красного, синего и зеленого цвета. Затем выполняется проверка.
Логопед. Сколько всего звуков в слове жук?
Дети. Три.
Логопед. А сколько гласных звуков в этом слове?
Дети. Один.
Логопед. Назовите его.
Дети. У.
Логопед. А сколько согласных звуков?
Дети. Два.
Логопед. Назовите их.
Дети. Ж, К.
Логопед. А какой первый звук в этом слове?
Дети. Ж.
Логопед. А какой последний звук?
Дети. К.
Логопед. Молодцы, справились с заданием жука! У нас остался последний помощник. Кто же это?
Появляется изображение гусеницы.
Дети. Гусеница.
Логопед. Чтобы узнать, что приготовила для нас гусеница, нужно выполнить ее задание.
На экране изображения предметов (паук, ослик, дом, ананас, робот, облако, комар) и буквы. Каждый ребенок подходит к доске, называет слово, определяет первый звук в этом слове и находит букву соответствующую этому звуку. Ставит букву под картинку. Когда все буквы выставлены, дети читают слово, которое получилось.
Логопед. Ребята, какое слово у нас получилось?
Дети. Подарок.
Логопед. Правильно, подарок. Вы так хорошо работали, помогали нашему герою, что гусеница приготовила для вас подарки. Вот такие медальки «Лучший помощник».
Логопед раздает детям медальки.
Логопед. Ну а гусеница доставила нашего героя прямо к муравейнику. Посмотрите как он рад, что оказался дома. На экране картинка с муравейником и муравьем. При нажатии на изображение муравья звучит песенка «Муравьишки».
3. Подведение итогов
Логопед. Ребята, что мы с вами сегодня делали? Кому помогали?
Дети. Мы помогали Муравьишке.
Логопед. Да, мы помогли Муравьишке. Он добрался до своего муравейника. Он очень, очень рад и говорит нам спасибо! Ребята, а какие чувства вы испытывали, когда помогали Муравьишке?
Дети. Радость и гордость.
Логопед. А что вам сегодня понравилось больше всего?
Дети. Паутина, пальчиковый бассейн, зарядка, медальки…
Логопед. Спасибо вам ребята, вы большие молодцы. До свидания!