Дарья Александрова
Использования социометрической методики в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Использования социометрической методики в средней группе
Методики, процедура проведения эксперимента.
Гипотеза: Социометрический тест поможет выявить детей с проблемами в межличностных отношениях, проведя коррекционную работу, можно улучшить отношения в коллективе.
Цель:
-изучение межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Задачи:
-Проведение социометрического исследования;
Публикация «Использования социометрической методики в средней группе» размещена в разделах
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
-Выявление (диагностика) дошкольников с трудностями в межличностном общении;
-Коррекционная работа;
-Анализ диагностики и коррекционной работы.
Методика : Исследование проводиться в виде игры-беседы «СЕКРЕТ».
Перед началом исследования необходимо подготовить красочные открытки разной степени привлекательности и разного размера (большая, средняя, маленькая). Каждому ребенку из группы предлагается три открытки. Каждый ребенок отвечает на вопрос эксперта. При беседе с ребенком результаты фиксируются в бланке.
Ребенок, отвечая на данные вопросы, не должен видеть детей группы. Он беседует с экспертом наедине.
Исследование проводилось в первой половине дня.
Для того чтобы исследовать межличностные отношения провели игру «СЕКРЕТ».
Инструкция для испытуемых: Каждому ребенку из группы сказали «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». Ребенку дают три картинки и говорят: «Давай представим, что эти картинки твой секрет. Кому бы ты их доверил? Ты можешь дать тем детям, которым захочешь, только по одной «картинке-секрету» каждому.
После выбора ребенком детей, его спрашивают «Почему ты решил отдать самый большой и красивый секрет…. (называется имя? Почему ты решил отдать средний секрет…. (называется имя? Почему ты решил отдать самый маленький секрет…. (называется имя? А кому бы ты никогда не доверил свой секрет».
Методика по определению :
В бланке специальными знаками отмечены выборы сделанные ребенком в отношении трех детей группы :
Взаимный выбор определяется следующим образом. Анализируется, кого выбрал данный ребенок и соотносится с тем, выбрали его эти дети. Например. Петя Б. выбрал Сашу А., а Саша А выбрал Петю Б. Следовательно, их выбор является взаимным.
По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяют статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям:
-«звезда» - 5 и более выборов; I
-«принятые» - 2-4 выборов;II
-«непринятые» - 1 выборов;III
-«изолированные» -0 выборов. IV
Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе : соотносятся число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II, с числом членов в группы, оказавшихся в неблагоприятных группах (III-IV).
Определить УБГ
-высокий (I+ II) больше (III+IV);
-средний (I+ II) равно (III+IV);
-низкий(I+ II) меньше (III+IV) .
Важным показателем является индекс «изолированности», т. е процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 20 % процентов).
Определение коэффициента взаимности по формуле:
(КВ) : КВ = (Р1/Р)Х100%, где
КВ - коэффициента взаимности;
Р1 - число взаимных выборов;
Р – общее число выборов, сланное в эксперименте.
На основании определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе. (КВ ниже 20% рассматривается как отрицательный показатель).
Анализировались категории положительных и отрицательных выборов.