Ольга Ступицкая
Конспект исследовательской деятельности «Цветные льдинки» c детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Ступицкая О. В.
Игра-эксперементирование: цветные льдинки.
Конспект исследовательской деятельности детей средней группы «Цветные льдинки»
Цель: Развивать познавательные способности детей во время наблюдений за свойствами снега, льда, воды.
Программное содержание:
Публикация «Конспект исследовательской деятельности „Цветные льдинки“ c детьми средней группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
1. Закрепить знания свойств снега-холодный, его цвет-белый; падает снежинками, которые тают на руке; из снега можно лепить куличи, из снега может получиться вода.
2. Продолжать знакомить детей со свойствами воды и льда (на морозе вода замерзает и становится льдом; лед-твердый, не льется, холодный, хрупкий-его можно разбить, если ударить чем-нибудь твердым) .
3. Учить детей делать простейшие правильные умозаключения.
4. Развивать связную речь детей (учить задавать и отвечать на вопросы) . Обогащать словарь: хрупкий, скользкий.
5. Воспитывать наблюдательность, интерес к явлениям природы.
Материал:
Розетки со льдом, вода в прозрачных сосудах разной формы, тюбики с краской:зеленой, желтой, синей, чашки со снегом.
Предварительная работа:
1. Экскурсии на водоем летом, осенью, зимой.
2. Наблюдения за снегом на прогулке, игры со снегом.
3. Простейшие опыты с водой: приготовление красивой, разноцветной воды (в групповом помещении) .Замораживание подкрашенной воды в формочках в морозильной камере.
4. Чтение художественной литературы:
Заучивание стихотворения П. Воронько "Пирог".
Чтение стихотворения В. Жданова "Снеговик переезжает".
Чтение Г. Лагздынь "Морозовы дела".
Знакомство с загадками:
Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима)
Снег на полях,
Лед на лугах,
Вьюга гуляет
Когда это бывает (Зимой)
Методические приемы:
1. Во время утреннего приема приглашаю детей собраться в кружок. Обращаю внимание на поднос с розетками, наполненными разноцветной водой. Сообщаю, что дальше будет "колдовать" мороз на улице-он сделает из воды цветные льдинки. Вместе с детьми выносим поднос с формочками на участок.
2. Наблюдение на улице.
Приношу поднос с формочками с цветными льдинками, заранее замороженными и говорю:
-Сегодня мороз приготовил нам лед, поговорим о нем. Мне интересно, что вы знаете о нем, а что еще не знаете. Потрогайте льдинки и подумайте, что можно сказать про лед.
Дети: Лед холодный, твердый, прозрачный.
Восп. :Погладьте лед. Какой он?
Дети:Гладкий.
Восп. :Из чего получается лед?
Дети: Из воды.
Уточняю, что лед получается из воды. На морозе вода затвердела и стала льдом. Показываю детям, как, в теплой руке можно можно согреть формочку и льдинка легко выскочит. Предлагаю сделать то же самое.
Восп. :Как вы думаете, ребята, лед прочный или хрупкий?
Дети: Хрупкий.
Восп. :Докажите, что лед хрупкий.
Дети: Если ударить по льдинке молотком (или твердым предметом, льдинка разобьется.
Один ребенок демонстрирует опыт, дети рассматривают мелкие осколки. Предлагаю детям взять в руки горсть снега, подержать ее в руке.
Восп. :Что вы можете сказать о снеге?
Дети: Снег холодный, белый.
Предлагаю детям подбросить снег.
Восп. :Что вы увидели?
Дети: Снег рассыпался.
Воспит: Значит снег какой?
Дети: Снег рассыпчатый.
Предлагаю детям потоптать снег.
Воспит. :Что вы обнаружили?
Дети: Снег мягкий, утаптывается в плотный слой.
Обращаю внимание на то, что снег укрывает всю землю, сильно меняя картину природы.
Восп. :Скатерть бела всю землю одела. Люди сравнивают снег со скатертью, одеялом, покрывалом.
Обращаю внимание на красоту зимнего пейзажа, читаю стихотворение А. С. Пушкина:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Восп. :Ребята, как вы думаете, снег приносит какую-нибудь пользу? Ведь он такой холодный?
Дети: Снег укрывает деревья, поля, растения. Земле под снегом тепло.
Ребенок читает стихотворение:
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло,
Звездочки холодные,
А земле тепло.
Восп. :Вот сколько интересного вы знаете про снег и лед. А теперь послушайте загадку, как вы думаете, почему так сказано в ней:
"Рыбам зиму жить тепло, крыша-толстое стекло".
Дети: Реки зимой замерзают, покрываются сверху льдом. Получается, что лед как крыша в водоеме.
Предлагаю украсить цветными льдинками постройку из снега, а оставшиеся льдинки принести в группу и украсить ими постройку из конструктора.
Дети: Льдинками нельзя украсить постройку в группе, в тепле лед растает и превратится в воду.
2. Появляется снеговик.
Восп. :Смотрите-ка, ребята, в гости к нам пришел снеговик. Здравствуй, снеговик. Ты зачем сюда пришел?
Снеговик: Мне скучно одному, возьмите меня к себе в группу. У вас красиво, много игрушек. Я очень люблю играть.
Восп. :Ребята, как вы думаете, можно снеговика взять к нам в группу?
Дети:Нет. Нельзя.
Восп. :Почему нельзя?
Дети: Снеговик сделан из снега. В группе тепло, он там растает.
Восп. :Дорогой снеговик, мы бы с радостью взяли тебя к себе, но ты ведь из снега, а снег в тепле тает.
Снеговик: Спасибо вам, а я и не знал, что снег в тепле может растаять. А что вы еще о снеге знаете? Расскажите мне, пожалуйста.
Дети рассказывают снеговику о том, что узнали на занятии про лед и снег.
Восп. :Да, ребята, в природе все взаимосвязано. И снег, и лед очень нужны нам, растениям, птицам, насекомым, рыбам, животным.
Предлагаю детям взять лопатки, подгрести снег к деревьям, приглашаю снеговика помочь ребятам.
Снеговик благодарит детей за интересный рассказ и приглашает поиграть в игру "Два мороза".
Дети: А еще снеговик мы тебе украсили участок снежными постройками, теперь тебе будет уютно на нашем участке, оставайся здесь, а мы на прогулках будем с тобой играть.
Снеговик: Спасибо, ребята, за вашу заботу обо мне. Мне здесь очень нравится и я хочу отблагодарить вас леденцами. (Угощает детей конфетами) .
Ребенок: Дорогой снеговик, а я тебе стихотворение расскажу.
Подо льдом уснули речки,
А в сугробах грядки спят.
Я из снега человечков
Налеплю, поставлю в ряд!
Пусть стоят, как часовые
Человечки снеговые.