Евгения Волкорезова
Конспект ИОС с игрушками — аналогами с детьми подготовительной группы «Сравнение жилищ эвенков и русских»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели: Ангарская деревня;
Цель: Создать условия для сравнения жилищ народов Прибайкалья – эвенков и русских.
Задачи:
Образовательные
Уточнять и расширять представления детей о коренных народах Сибири на территории Прибайкалья – эвенках, русских.
Продолжать знакомить с их историей и культурой – бытом, традициями.
Развивающие
Публикация «Конспект ИОС с игрушками — аналогами с детьми подготовительной группы „Сравнение жилищ эвенков и русских“» размещена в разделах
Активизировать познавательно-исследовательские способности детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей и эвенков; обогащать словарный запас новыми словами; развивать художественно-творческие способности детей; привлекать детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (макеты чума и избы)
Воспитательные
Воспитывать интерес, чувство толерантности и уважения к другим народам.
Целевые ориентиры:
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Активизация словаря:
Сибиряки, эвенки, шаман, бубен, наличники, ставни, чум, тиса, талисман, оберег.
Предварительная работа:
Знакомство с предметами быта, обычаями и традициями русского и эвенкийского народов; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок; разгадывание загадок; слушание русской народной и эвенкийской музыки; организация и проведение русских народных и эвенкийских национальных игр.
Развивающая предметно-пространственная среда:
Проектор; слайды с изображением плана-схемы группы; аудио запись письма, национальной эвенкийской мелодии; макеты русской избы и эвенского чума; предметы быта, вещи (русская печь, лавки, стол, шкуры животных, лук и колчан со стрелами, шаманский бубен и т. д.)
Используемые технологии (методы) :
Мотивация общения в условиях помощи взрослому, дидактические игры, беседы, вопросы, рассматривание, пояснение, поощрение, художественное слово (загадки, пословицы, наблюдение.
Список литературы:
«Истоки русской народной культуры в детском саду. Методическое пособие для воспитателей ДОУ». Автор-составитель Гаврилова И. Г. – СПб., «Детство-Пресс», 2008
Короткова М. В. «Путешествие в историю русского быта», – М., «Дрофа», 2003.
Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду. Методические рекомендации», – М., «Сфера», 2009.
Тихонова М. Н., Смирнова М. С. «Красна изба», Детство-Пресс, 2004 г.
Трясорукова Т. П. «Пословицы и поговорки, Феникс 2016.
Ход:
1. Мотивация
- Ребята, скажите, как можно нас всех назвать? Тех, кто находятся в нашей группе, в нашем детском саду, в нашем городе? (дети, люди, россияне, сибиряки)
- Вы сказали, что вы – сибиряки. А вы знаете, народы, которые живут в Сибири, кроме русских? (эвенки)
- Ребята, я сегодня получила необычное письмо, аудио-письмо. Оно пришло из одного эвенкийского поселения. Давайте его послушаем.
«Нашим юным друзьям от коренных народов Земли Сибирской - эвенков.
Здравствуйте ребята! Несмотря на то, что наша жизнь тяжела и сурова, с нашими соседями русскими, мы живем очень дружно, всегда помогаем друг другу. Но у нас случилось несчастье, один злой Шаман наложил на нас заклятье – перепутал все наши вещи в домах, похитил все обереги-талисманы, что защищали наши жилища. С низким поклоном просим у вас помощи. Помогите нам расставить на места все вещи и найти обереги-талисманы»
- Ну что, ребята, поможем эвенкам?
2. Основная часть.
Обращаю внимание на стол, где стоят макеты русской избы и эвенского чума с перепутанными предметами быта, вещами (в эвенкийском чуме-русская печь, лавки, стол; в русской избе – шкуры животных на полу, лук и калчан со стрелами, шаманский бубен и т. д.)
- Подойдем поближе, рассмотрим все внимательно.
- Посмотрите, чьи жилища вы здесь видите?
-Расскажите, как они называются. Чем отличаются?
Затруднение
- Ребята, шаман перепутал все предметы в русской избе и эвенкийском чуме.
Что же делать?
(Расставляем на места все предметы)
- А вы знаете, из чего строили русские и эвенки свои дома? (ответы детей)
3. Новые знания
-На Руси строили дома из дерева – бревен. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Люди жили среди полей, а поля окружали леса. Лес людей кормил, давал им кров, обувал, одевал.
- Дерево на Руси – особый материал. Русский человек рождался в рубленной бревенчатой избе, и всю жизнь в ней жил. Люди называли его «родным», «родимым»- как называют родного человека.
- Красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день.
- Семьи были большие и жили все вместе дедушка, бабушка, папа, мама, дети. Детей в семье было много по 10 человек. И все в семье помогали строить дом.
Вот поэтому народ и сложил пословицу «Семья крепка ладом». И «Вся семья вместе так и душа на месте».
Люди «оживляли» свой дом. Та часть избы, которая выходила на улицу была «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы, и стали называть улицей (находилась у «лица» избы).
- Дом смотрел на мир окнами – глазами. Через них в избу входил солнечный свет, и можно было через них видеть, что делается на улице.
- Называли оконца, ласково, и украшали наличниками. Почему они называются «Наличники»?
Ответы детей: (находятся на «лице» избы).
- Были у окошек и ставенки. Ставни – небольшие «дверцы» на окнах и закрывали их на ночь. Их украшали резьбой.
- Как и у других домов, у изб были крыши только крыши со скатом. Как вы думаете почему?
Ответы детей (чтобы вода и снег стекали).
Воспитатель: Доски на крыше тоже украшали резьбой.
- Хотелось бы вам пожить в таком доме?
- Такие красивые дома строили люди с любовью и добротой.
-Эвенки строили из жердей чумы, похожие на конус, и покрывали их ровдугой (вываренными шкурами зверей) или тисой (корой березы или сосны). Коренные народы Сибири вели и сейчас некоторые из них ведут кочевой образ жизни, и поэтому до сих пор живут в чумах. Их легко собирать, разбирать и перевозить на новое место.
4. Включение нового знания в систему представления ребенка.
- Ребята, шаман перепутал изображения чума и избы. Давайте, все исправим!
Д/ И: пазлы «Собери чум и избу»
- А как вы думаете, зачем кочевники так часто переезжали? И чем они занимались?
- рассказ детей по игрушкам - аналогам символизирующим род деятельности кочевников: лук и стрелы, ружье – охотничий промысел; сети, река – рыболовство; олени и люди с арканами – оленеводство; шкура на каркасе – выделка для шитья одежды и обтягивания чума; предметы быта – ведение домашнего хозяйства; корзинка с грибами и ягодами – сбор и заготовка ягод и грибов; и т. д.
- Хорошо, вы много рассказали о том, чем занимались трудолюбивые народы Сибири. Но у них была своя культура и обычаи, многие из них дошли и до наших времен. Народы Сибири умели не только хорошо трудиться и обеспечивать себя самыми необходимыми вещами, но и слагали песни, сказки и легенды, играли и веселились. Познакомимся с одной из игр.
Подвижная игра «Белый шаман» - с бубном.
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – ведущий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный ведущим.
Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
- Молодцы, справились с заданием. Но у нас есть еще одна проблема. Шаман похитил все обереги-талисманы и спрятал где в нашей группе. У меня есть план нашей группы и на нем отмечено то место, куда он все спрятал. Давайте попробуем найти.
Рассматриваем с детьми слайд плана-схемы группы, находим по отмеченному на ней месту туесок.
Под спокойную музыку вместе с детьми разбираем содержимое туеска: кусочки кожи, образцы оберегов, схемы. Изготавливаем талисманы-обереги, вырезая из кожи геометрические фигуры, привязываем к ним кисточки.
5. Итог:
Что вас больше всего сегодня удивило? Что узнали нового? С какими трудностями столкнулись? За что бы вы себя или другого похвалили?
Выход в деятельность:
- Ребята, кто сделал себе талисман – оберег, предлагаю вам сыграть в с/р игру «Стойбище» или пособирать игру – пазл «Собери чум и избу»
А может, кто то хочет раскрашивать изображения чума, избы.