Марина Матвиенко
Конспект ИОС по познавательному развитию «Четыре стихии жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект игровой образовательной ситуации по познавательному развитию : ознакомление с миром природы «Четыре стихии жизни» в подготовительной к школе группе.
Автор конспекта ИОС
воспитатель старшей разновозрастной группы МБДОУ № 16 Матвиенко Марина Васильевна
Задачи ИОС:
Воспитательная: учить детей проявлять инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; воспитывать у детей чувства положительного и бережного отношения к природным стихиям; воспитывать морально волевые качества: выдержку, внимание, сосредоточенность, настойчивость в достижении положительных результатов; воспитывать у детей желание помогать другим, делясь своими знаниями.
Публикация «Конспект ИОС по познавательному развитию „Четыре стихии жизни“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Образовательная: помочь понять значение каждой стихии для жизни человека. Закрепить и систематизировать знания детей о четырех стихиях : воде, земле, воздухе и огне в процессе совместной деятельности.
Развивающая : вызвать интерес к природным стихиям, желание и умение исследовать свойства и особенности данных природных стихий; развивать и поддерживать желание детей выражать свои мысли и выстраивать причинно-следственные выводы.
Задачи приоритетной образовательной области:
• «Познавательное развитие» - формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах; обобщение представлений детей о исследовании свойств и важности для жизни живых существ природных стихий; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
• «Социально-коммуникативное развитие» - формировать представления об опасных для человека субъектах окружающего мира; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения с партнёрами; формирование гендерной принадлежности; формирование умениявыражать свою точку зрения, обсуждать её с окружающими.
• «Художественно-эстетическое развитие» -развивать стремление и формировать умение любоваться красотой объектов окружающей среды.
• «Физическое развитие» - формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях ; развитие потребности сохранения жизни и здоровья.
•
Планируемые результаты занятия:
Целевые ориентиры:
- систематизированные знания о стихиях, об их значениях в жизни человека;
- сформированные знания о пользе и вреде, которые могут принести стихии людям;
- привитое уважительное отношение к стихиям.
Оборудование для педагога: записи мелодии и звуков, проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр.
Используемые современные образовательные технологии: ИКТ – технологии (презентация «Четыре стихии жизни», здоровьесберегающие технологии (релаксация, валеология, технология исследовательской деятельности, технология ориентировано-личностного подхода.
Форма проведения занятия – беседа с использованием презентации и исследовательская деятельность полученных знаний.
Ход игровой образовательной ситуации:
1. Организационный момент
В группу стучит сотрудник детского сада и передаёт посылочный ящик с письмом для детей группы.
Воспитатель вместе с детьми обсуждают, что может быть в ящике и открывают письмо:
«Здравствуйте дети подготовительной группы планеты Земля!
К Вам обращаются за помощью жители планеты Незнаек.
Мы пролетали над вашим детским садом и видели, какие красивые цветы у вас растут! Мы тоже посадили цветок, но не знаем, что надо для того, чтобы он рос и цвёл? Помогите нам, пожалуйста!
Жители планеты Незнаек.»
Воспитатель достаёт из ящика увядший отросток цветка.
Воспитатель: Ребята, а мы сможем выполнить просьбу жителей другой планеты?
Тогда я приглашаю вас и взрослых гостей обсудить, чем мы можем им помочь.
2. Основная часть
- Давайте с вами вспомним, что же нужно для того, чтобы цветок вырос и расцвёл?
Выслушивает и корректирует ответы детей.
- А разве только цветам, нужны: вода, тепло, земля и свежий воздух? А кому ещё? Конечно ребята, всё это нужно всем живым организмам планеты!
- А сейчас, я бы хотела предложить вам посмотреть и обсудить кадры фильма «Четыре стихии жизни», и ещё раз убедиться в том, что и для чего нам необходимо.
Воспитатель и дети проходят и присаживаются на стулья.
Слайд № 1:
- Что мы видим на экране? (ответы детей)
Вода для человека – это жизнь, это питьевой родник, богатая кладовая, полная рыбы, транспортный путь, источник отдыха и искусный лекарь. В древности люди считали, что – вода это начало всего живого на нашей планете. Поэтому воду в народе называют «матушкой», «царицей».
Слайд № 2:
- Давайте уточним, где мы можем встретить воду? (ответы детей)
Слайд № 3:
- А давайте рассмотрим картинки, и выясним –могут ли изображённые объекты прожить без воды, и почему?
Слайд № 4:
- Давайте с вами повторим, для чего нам с вами нужна вода!
Слайд № 5:
Вы слыхали о воде! Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете, И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане И в водопроводном кране.
Без нее нам ни умыться, Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить! Без нее нам не прожить!
- Как вы думаете, что означает эта фотография? (ответы детей)
- Ребята, а я вам хочу что-то показать.
Сюрпризный момент :Воспитатель показывает детям глобус.
- Ребята, это наша планета Земля, на которой мы живем. Только она маленькая, игрушечная. И называется такая игрушечная Земля – глобус. На глобусе есть реки, моря, океаны, горы.
Дети рассматривают глобус.
-Вода на глобусе показана синим цветом. Посмотрите, на глобусе много синего цвета? Ответы детей. Воспитатель обращает внимание детей на реки, моря, океаны. Рассказывает, что это все вода.
Эта картинка говорит нам о том, что мы с вами должны бережно относиться к воде, хоть и видим мы на глобусе много воды на нашей планете. Она необходима для жизни всех живых организмов. Итак, мы с вами поговорили о воде, а теперь перейдём к обсуждению следующей природной стихии.
Слайд № 6:
- Я хочу загадать вам загадку:
Ее бьют, режут, топчут, а она все терпит и добром всем платит.
- Правильно дети, это земля, которая жизненно необходима и нам, и цветку, и другим растениям и животным.
Слайд № 7:
- Как вы думаете, что это такое Земля? (предположительные ответы детей)
- Земля и как планета, и как поверхность, на которой живут люди. Мы с вами должны радоваться ей в любое время года (здороваться, улыбаться, говорить добрые слова, помогать взращивать растения (поливать, рыхлить, собирать урожай). Для русского человека земля, на которой он живёт – самое дорогое на свете.
Слайд № 8:
Мать- Земля является источником всего живого, даёт силу и могущество.
Слайд № 9:
- Давайте с вами уточним, кто ещё является жителем Земли. (дети называют птиц, животных, насекомых, деревья и др. растительность).
Слайд № 10:
- И мы должны с вами беречь нашу Землю. А кто знает, как?
Проводится минута релаксации : «По нашей Земле».
Детям предложено закрыть глаза и представить, что они идут (сидя на стульчиках -имитируя ходьбу) по замусоренному лесу, а потом по чистому (в соответствии со звуками).
- Скажите, по какому лесу было приятно прогуляться? (ответы детей координирует воспитатель).
Слайд № 11:
Воспитатель загадывает загадку о воздухе.
- Правильно ребята! следующая стихия, которая даёт жизнь человеку и всему живому на Земле – это воздух.
Слайд № 12:
- Он окружает нас со всех сторон, проникает повсюду, обладает лёгкостью, подвижностью. Мы ощущаем его в виде дыхания, дуновения ветра, движения облаков, дрожания листьев.
Слайд № 13:
Дети рассказывают о значении воздуха для живых организмов.
Слайд № 14:
Воспитатель загадывает загадку об огне:
Он друг ребят,
Но когда с ним шалят,
Он становится врагом
И сжигает всё кругом.
- И последняя природная стихия так нужная человеку – это огонь!
Слайд № 15:
- Давайте с вами подумаем, где мы можем встретить огонь?
Но ведь огонь это тепло и свет! Значит, солнце тоже относится к стихии огня. Оно ведь тоже очень нужно и людям, и всем живым организмам. Как вы думаете, зачем нам нужен огонь? А зачем нужно тепло? А что вы можете сказать по поводу других жителей планеты?
Слайд № 16:
- А давайте вспомним, что огонь может быть не только полезным, но и опасным! Когда это бывает?
Слайд № 17:
-Если мы с вами забудем поговорку «Спички детям не игрушка» - то быть беде, и тогда огонь станет страшным врагом.
-Вот ребята мы с вами и вспомнили все условия необходимые для жизни живых существ. А не хотите ли лично убедиться и исследовать свойства объектов, о которых мы говорили сегодня?
- Тогда я приглашаю Вас в нашу лабораторию! 1-ый опыт: «Вода».
Дети отмечают и проделывают опыты:
-вода прозрачная,
-не имеет цвета,
- не имеет вкуса,
-не имеет запаха,
-не имеет формы.
2-ой опыт: «Земля».
-имеет цвет,
-имеет запах,
-не имеет формы,
- рыхлая и сыпучая,
- пропускает воду.
3-ий опыт: «Воздух».
- не имеет цвета,
-не имеет формы,
-не имеет вкуса,
-не имеет запаха,
-как мы можем ощутить движение воздуха?
Воспитатель предлагает детям поиграть с кусочками ваты. Дунуть слабее – значит движение воздуха слабое, а если дунуть сильнее – то движение воздуха сильное.
4-ый опыт: «Огонь».
Проводит воспитатель, используя свечу, а дети наблюдают.
-светит,
-греет
-не имеет определённой формы.
- Ребята, давайте с вами вспомним, зачем мы обсуждали все явления, необходимые для жизни? (ответы детей).
- Молодцы!. Теперь я смело напишу письмо жителям планеты Незнаек с вашими советами по уходу за цветами, расскажу, что нужно делать для того,чтобы и у них выросли красивые цветы.
3. Заключительная часть.
-А сейчас, давайте посадим с вами 2 семечка, вы мне будете помогать рекомендациями, что я должна делать, а я буду выполнять. А теперь, мы с вами проведём эксперимент – одно посаженное семечко поставим на окно и будем поливать, а другое – закроем в пакет, вынесем на балкон, и не будем поливать. А через некоторое время посмотрим, что же происходит с семечками, с тем, за которым мы будем ухаживать, и с тем, которое останется без тепла, воды и воздуха. И потом мы продолжим наш разговор о пользе воды, земли, воздуха и тепла для живых организмов.
Рефлексия: Я хотела бы вам предложить нарисовать ту важную для нас стихию, которая вам больше всего понравилась!