Виктория Шабалина
Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить детей с генеалогическим деревом семьи, историей возникновения имен, фамилий.
• Учить строить элементарные родственные связи, ориентироваться в родственных отношениях.
• Формировать умение моделировать схему родственных отношений, учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи.
• Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
• Закреплять знания детей о том, что у каждого человека есть свое имя, отчество, фамилия.
• Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье (генеалогическое древо, родословная, прадедушка, прабабушка, фамилия, отчество, семья).
Коррекционно-развивающие:
• Развивать психические процессы (логическое мышление, связную речь, память, внимание).
• Развивать общую и мелкую моторику.
• Развивать умение рассуждать и доказывать, развивать мышление.
• Побуждать открыто и искренне выражать свои чувства.
• Звуковая культура речи: четко и внятно произносить все звуки родного языка.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к истории своей семьи, доброжелательное отношение к родным и близким.
• Вызывать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.
Оборудование:
Раздаточный материал: схема родословного древа, карточки со схематическими изображениями членов семьи.
Демонстрационный материал:
плакат с изображением генеалогического древа, фотографии группового коллектива, мяч, куклы, лэпбук «Семья» (кармашек с характеристиками имен детей в художественном оформлении); групповой «Альбом ласковых имен»
Предварительная работа воспитателя:
- работа с родителями по составлению характеристик имени ребенка;
- создание лэпбука «Семья»;
- составление семейных альбомов, группового альбома «Ласковые имена»;
- изготовление атрибутов для занятия (плоскостное изображение родословного древа; схематичные картинки «членов семьи», «древа жизни» для практической деятельности детей);
- подбор стихов о родственниках.
Предварительная работа с детьми:
- составление рассказов о своей семье;
- рисование на тему: «Моя семья», «Портрет моей мамы», «Мой родственник»;
- рассматривание семейных альбомов с фотографиями;
- чтение художественной литературы;
- изготовление подарков для родителей, бабушек и дедушек к праздникам;
- заучивание стихотворений о семье, родственниках;
- беседы с детьми о семье;
- дидактические игры: «Моя семья», «Кто старше?», «Скажи ласково», «От младенчества до старости», «Собери цепочку», «Где-то в большом городе…»;
- игры с мячом «Кто ты?», «Назови ласково», «Назови отчество» и т. д. ;
- сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семейные хлопоты»;
- просмотр мультипликационного фильма «Мама для мамонтенка».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
(воспитатель звонит в колокольчик, дети встают в круг)
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
А теперь не зевай – свое имя называй!
(дети передают колокольчик друг другу и называют свои имена)
2. Основная часть.
Воспитатель: Вот как много красивых и разных имен. А знаете ли вы, как появилось имя у человека?
- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим об именах, фамилиях, о семье.
- У наших имен есть своя история и, чтобы ее узнать, мы отправимся на экскурсию в музей, где вы узнаете много интересного, а я буду вашим экскурсоводом.
- Пройдемте к этому столу (на столе – куклы со светлыми и темными волосами, фотография коллектива группы, лэпбук «Семья», «Альбом ласковых имен»)
- Посмотрите, у нас в музее есть фотография нашей группы.
- Как можно назвать того, кто изображен на фото? Как вы обращаетесь друг к другу? (по имени)
- Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека и обращаться к нему по имени. В Древней Руси имен было много, они отмечали особенности человека: светлые волосы – звали Светлана, темные – Чернава. А еще Пискун, Прыгунок, Рева.
- Как вы думаете, какого ребенка могли так назвать? (ответы детей)
- Ребята, почему человек стал придумывать имена? (ответы детей)
- Скажите, а кто выбирает имена детям? (родители)
- Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители хотят видеть ребенка сильным, умным, здоровым. Давайте посмотрим, что же означают ваши имена.
(воспитатель читает в лэпбуке значение имен присутствующих детей)
- Кроме имени у каждого человека есть отчество, оно переходит к нам от отца. Когда к человеку относятся с уважением, называют его по имени-отчеству. А знаете ли вы свое отчество, мы сейчас проверим.
Игра «Рамка»
(«рамка» сделана из мягких модулей в виде арки)
Воспитатель: Ребята, нам нужно перейти в другой зал музея, а попасть туда мы сможем, если пройдем вот в эту «регистрационную рамку». Она пропустит только тех, кто назовет свое имя и отчество (дети называют и проходят, садятся на стульчики)
- Мы попали в следующий зал музея. Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Ее никто не выбирает, она переходит к нам от отца. А как появилась у человека фамилия, на то есть своя история. Послушайте внимательно и подумайте, зачем человеку фамилия?
Воспитатель: Когда-то, очень давно, людей на земле было мало и, чтобы различать друг друга, у каждого было имя. Но людей становилось все больше, они стали жить семьями. А, чтобы отличить одну семью от другой, придумали фамилии. Некоторые придумали фамилию по имени отца: сын Ивана – Иванов; или по профессии: кузнец – Кузнецов, пастух – Пастухов; а некоторые по названию села, где жили: село Бабино – Бабины, село Пушкино – Пушкины.
В фамилиях различных лиц
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисютин, Раков, Рыбаков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.
- И вот исстари фамилии стали переходить от отца к детям.
- Без фамилии не получишь документы. Какие? (паспорт, свидетельство о рождении)
- А без документов – никуда: не попадешь в детский сад и школу, не устроишься на работу.
- Так зачем же человеку фамилия? (ответы детей)
Воспитатель: Фамилия в переводе с латыни означает семья. Мир ребенка начинается с его семьи. А, что такое семья? (Семья – это очень близкие, родные люди, которые любят и заботятся друг о друге)
Ребенок: Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Игра с мячом «А ты мне кто?»
Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку, бросает ему мяч и спрашивает: «Я – мама (я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т. д., а ты мне кто?». Ребенок ловит мяч и отвечает (Дочка, сын).
Воспитатель: Семьи бывают большие и маленькие, полные и неполные (один папа или одна мама). Но главное в семье всегда должно быть что? (любовь, забота)
Физкультминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй (шаг на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)
Папа бодро приседает (приседания)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом)
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем музее растет необычное дерево (дети подходят к плакату с изображением генеалогического дерева)
- Чем оно необычно? (изображены люди)
- Это генеалогическое древо. Оно помогает нам увидеть состав нашей семьи, ее историю – или нашу родословную.
- Как называется дерево? Что мы видим на нем?
Психогимнастика
Представьте себе, что вы сморщенное семечко (дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).
С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети начинают медленно подниматься).
У него раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянут вверх).
Растет стебелек (вытягивается тело).
Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).
Наступает радостный момент – бутоны лопаются. (резко разжимаются кулачки).
Росток превращается в цветущее дерево.
Воспитатель: У каждого в семье есть корни. Это наши предки – прадедушки и прабабушки. Повторите кто наши предки?
Смотрите на дерево: нижние ветки - это дети прабабушек и прадедушек - наши бабушки и дедушки.
- Сколько у нас бабушек и дедушек?
- Верхние ветки – это наши родители. Кто? (папа и мама)
- Кем приходятся мама и папа для бабушек и дедушек? (детьми)
- И самая макушка – это вы, дети. Вот такая дружная семейка живет на нашем дереве.
Гимнастика для глаз «Стрекоза»
(дети выполняют упражнения по тексту, стоя)
Воспитатель:
Это что за стрекоза, как горошины глаза,
Влево, вправо и вперед – ну совсем, как вертолет.
Мы летаем высоко, мы летаем низко.
Мы летаем далеко, мы летаем близко.
- Ребята, а хотите составить для истории свою родословную? Садитесь за столы и наклейте карточки с родственниками на ваши родословные дерева.
(дети выполняют работу)
Воспитатель: Кто расскажет нам о своей семье: сколько в ней человек, как их зовут, какие традиции у вас в семье? (рассказы детей)
3. Итог.
- Ребята, где мы сегодня побывали? (в музее)
- Что интересного вы узнали на экскурсии? (ответы детей)
- А что такое семья?
- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, а из ваших деревьев мы в группе посадим сад, чтобы все видели какие у нас дружные семьи.