Папки-передвижки

Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Я и моя семья»

Виктория Шабалина
Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.

Задачи:

Обучающие:

• Познакомить детей с генеалогическим деревом семьи, историей возникновения имен, фамилий.

• Учить строить элементарные родственные связи, ориентироваться в родственных отношениях.

• Формировать умение моделировать схему родственных отношений, учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи.

• Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи „Я и моя семья“» размещена в разделах

• Закреплять знания детей о том, что у каждого человека есть свое имя, отчество, фамилия.

• Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье (генеалогическое древо, родословная, прадедушка, прабабушка, фамилия, отчество, семья).

Коррекционно-развивающие:

Развивать психические процессы (логическое мышление, связную речь, память, внимание).

• Развивать общую и мелкую моторику.

• Развивать умение рассуждать и доказывать, развивать мышление.

• Побуждать открыто и искренне выражать свои чувства.

• Звуковая культура речи: четко и внятно произносить все звуки родного языка.

Воспитательные:

• Воспитывать у детей интерес к истории своей семьи, доброжелательное отношение к родным и близким.

• Вызывать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

Оборудование:

Раздаточный материал: схема родословного древа, карточки со схематическими изображениями членов семьи.

Демонстрационный материал:

плакат с изображением генеалогического древа, фотографии группового коллектива, мяч, куклы, лэпбук «Семья» (кармашек с характеристиками имен детей в художественном оформлении); групповой «Альбом ласковых имен»

Предварительная работа воспитателя:

- работа с родителями по составлению характеристик имени ребенка;

- создание лэпбука «Семья»;

- составление семейных альбомов, группового альбома «Ласковые имена»;

- изготовление атрибутов для занятия (плоскостное изображение родословного древа; схематичные картинки «членов семьи», «древа жизни» для практической деятельности детей);

- подбор стихов о родственниках.

Предварительная работа с детьми:

- составление рассказов о своей семье;

- рисование на тему: «Моя семья», «Портрет моей мамы», «Мой родственник»;

- рассматривание семейных альбомов с фотографиями;

- чтение художественной литературы;

- изготовление подарков для родителей, бабушек и дедушек к праздникам;

- заучивание стихотворений о семье, родственниках;

- беседы с детьми о семье;

- дидактические игры: «Моя семья», «Кто старше?», «Скажи ласково», «От младенчества до старости», «Собери цепочку», «Где-то в большом городе…»;

- игры с мячом «Кто ты?», «Назови ласково», «Назови отчество» и т. д. ;

- сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семейные хлопоты»;

- просмотр мультипликационного фильма «Мама для мамонтенка».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

(воспитатель звонит в колокольчик, дети встают в круг)

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

А теперь не зевай – свое имя называй!

(дети передают колокольчик друг другу и называют свои имена)

2. Основная часть.

Воспитатель: Вот как много красивых и разных имен. А знаете ли вы, как появилось имя у человека?

- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим об именах, фамилиях, о семье.

- У наших имен есть своя история и, чтобы ее узнать, мы отправимся на экскурсию в музей, где вы узнаете много интересного, а я буду вашим экскурсоводом.

- Пройдемте к этому столу (на столе – куклы со светлыми и темными волосами, фотография коллектива группы, лэпбук «Семья», «Альбом ласковых имен»)

- Посмотрите, у нас в музее есть фотография нашей группы.

- Как можно назвать того, кто изображен на фото? Как вы обращаетесь друг к другу? (по имени)

- Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека и обращаться к нему по имени. В Древней Руси имен было много, они отмечали особенности человека: светлые волосы – звали Светлана, темные – Чернава. А еще Пискун, Прыгунок, Рева.

- Как вы думаете, какого ребенка могли так назвать? (ответы детей)

- Ребята, почему человек стал придумывать имена? (ответы детей)

- Скажите, а кто выбирает имена детям? (родители)

- Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители хотят видеть ребенка сильным, умным, здоровым. Давайте посмотрим, что же означают ваши имена.

(воспитатель читает в лэпбуке значение имен присутствующих детей)

- Кроме имени у каждого человека есть отчество, оно переходит к нам от отца. Когда к человеку относятся с уважением, называют его по имени-отчеству. А знаете ли вы свое отчество, мы сейчас проверим.

Игра «Рамка»

(«рамка» сделана из мягких модулей в виде арки)

Воспитатель: Ребята, нам нужно перейти в другой зал музея, а попасть туда мы сможем, если пройдем вот в эту «регистрационную рамку». Она пропустит только тех, кто назовет свое имя и отчество (дети называют и проходят, садятся на стульчики)

- Мы попали в следующий зал музея. Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Ее никто не выбирает, она переходит к нам от отца. А как появилась у человека фамилия, на то есть своя история. Послушайте внимательно и подумайте, зачем человеку фамилия?

Воспитатель: Когда-то, очень давно, людей на земле было мало и, чтобы различать друг друга, у каждого было имя. Но людей становилось все больше, они стали жить семьями. А, чтобы отличить одну семью от другой, придумали фамилии. Некоторые придумали фамилию по имени отца: сын Ивана – Иванов; или по профессии: кузнец – Кузнецов, пастух – Пастухов; а некоторые по названию села, где жили: село Бабино – Бабины, село Пушкино – Пушкины.

В фамилиях различных лиц

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисютин, Раков, Рыбаков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

- И вот исстари фамилии стали переходить от отца к детям.

- Без фамилии не получишь документы. Какие? (паспорт, свидетельство о рождении)

- А без документов – никуда: не попадешь в детский сад и школу, не устроишься на работу.

- Так зачем же человеку фамилия? (ответы детей)

Воспитатель: Фамилия в переводе с латыни означает семья. Мир ребенка начинается с его семьи. А, что такое семья? (Семья – это очень близкие, родные люди, которые любят и заботятся друг о друге)

Ребенок: Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Игра с мячом «А ты мне кто?»

Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку, бросает ему мяч и спрашивает: «Я – мама (я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т. д., а ты мне кто?». Ребенок ловит мяч и отвечает (Дочка, сын).

Воспитатель: Семьи бывают большие и маленькие, полные и неполные (один папа или одна мама). Но главное в семье всегда должно быть что? (любовь, забота)

Физкультминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй (шаг на месте)

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает (приседания)

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом)

А я сам бегу трусцой

И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем музее растет необычное дерево (дети подходят к плакату с изображением генеалогического дерева)

- Чем оно необычно? (изображены люди)

- Это генеалогическое древо. Оно помогает нам увидеть состав нашей семьи, ее историю – или нашу родословную.

- Как называется дерево? Что мы видим на нем?

Психогимнастика

Представьте себе, что вы сморщенное семечко (дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).

С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети начинают медленно подниматься).

У него раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянут вверх).

Растет стебелек (вытягивается тело).

Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент – бутоны лопаются. (резко разжимаются кулачки).

Росток превращается в цветущее дерево.

Воспитатель: У каждого в семье есть корни. Это наши предки – прадедушки и прабабушки. Повторите кто наши предки?

Смотрите на дерево: нижние ветки - это дети прабабушек и прадедушек - наши бабушки и дедушки.

- Сколько у нас бабушек и дедушек?

- Верхние ветки – это наши родители. Кто? (папа и мама)

- Кем приходятся мама и папа для бабушек и дедушек? (детьми)

- И самая макушка – это вы, дети. Вот такая дружная семейка живет на нашем дереве.

Гимнастика для глаз «Стрекоза»

(дети выполняют упражнения по тексту, стоя)

Воспитатель:

Это что за стрекоза, как горошины глаза,

Влево, вправо и вперед – ну совсем, как вертолет.

Мы летаем высоко, мы летаем низко.

Мы летаем далеко, мы летаем близко.

- Ребята, а хотите составить для истории свою родословную? Садитесь за столы и наклейте карточки с родственниками на ваши родословные дерева.

(дети выполняют работу)

Воспитатель: Кто расскажет нам о своей семье: сколько в ней человек, как их зовут, какие традиции у вас в семье? (рассказы детей)

3. Итог.

- Ребята, где мы сегодня побывали? (в музее)

- Что интересного вы узнали на экскурсии? (ответы детей)

- А что такое семья?

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, а из ваших деревьев мы в группе посадим сад, чтобы все видели какие у нас дружные семьи.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Конспект НОД по развитию речи «Дружная семья» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Дружная семья» в старшей группе Цели: способствовать накоплению и обогащению представлений о семье, о празднике «День семьи, любви и верности», о его символе - ромашке;.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Я и моя семья»
Опубликовано: 25 февраля 2022 в 10:16
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Я и моя семья»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Шабалина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД