Ангелина Клейманова
Конспект интегрированной ООД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие к Вулканам»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие к Вулканам
Образовательная область: «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Тема занятия: «Путешествие к Вулканам».
Возрастная группа : старшая группа.
Цель занятия: формирование знаний детей о явлении природы- вулкан.
Задачи занятия:
Образовательные:
Публикация «Конспект интегрированной ООД по экологическому воспитанию в старшей группе „Путешествие к Вулканам“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
• Сформировать представления детей о видах вулканов, об извержении вулкана, его строении, опасностях, которые он несет.
• Познакомить детей с профессией вулканолога.
Развивающие: продолжать развивать у детей внимание, память, мышление, воображение, познавательный интерес, связную речь.
Воспитательные : продолжать воспитывать у детей интерес к природе, любознательность, стремление помогать, доброжелательные и уважительные отношения к другим детям в совместном деле.
Словарная работа: «вулканолог», «жерло», «кратер», «лава».
Подготовительная работа: беседа «Вулкан», «Явления природы», рассматривание картинок вулкана, чтение стихотворений о вулкане.
Материалы и оборудование: презентация «Вулканы. Вулканолог», смайлики желтого, зеленого, красного цвета, макет вулкана для эксперимента, средство для мытья посуды, сода, уксус, гуашь красного цвета, картинка Незнайки, вулканолога.
Методы и приемы: словесные (беседа, вопросы детям, художественное слово, рассказ воспитателя, педагогическая оценка и самооценка, пояснения и объяснения, наглядные (демонстрация презентации картинок, игровые (сюрпризный момент, загадывание загадки, игровая ситуация-путешествие, дидактическое упражнение, практический (опытно-экспериментальная деятельность, создание проблемной ситуации, репродуктивный метод повтора приема воспитателя, образец воспитателя.
Ход ООД:
1. Вводная часть (организационно-мотивационный этап) :
Художественное слово-приветствие:
Ты мой друг, и я твой друг, (показать на себя, на других людей)
Вместе, дети, встанем в круг. (встать в круг)
Крепко за руки возьмемся (взяться за руки)
И друг другу улыбнемся. (улыбнуться)
-Присаживайтесь на стулья.
-Ребята, слышите, кто-то стучится. К нам сегодня в гости пришел сказочный герой, а какой, нам нужно отгадать загадку:
Все в Цветочном городишке
Знают этого мальчишку.
Коротышку и зазнайку,
Беззаботного … (Незнайку) (показ картинки Незнайки)
2. Основная часть:
• Этап постановки проблемы:
-Ребята, Незнайка пришел к нам не просто так. Он говорит, что сегодня вместе со своим другом Пилюлькиным читали рассказ про вулканы и рассматривал картинки, в рассказе было написано, что вулкан может извергаться. Незнайке стало интересно, а как извергается вулкан. Незнайка пришел к нам, чтобы мы помогли ему в этом разобраться.
-Ребята, давайте поможем Незнайке. Вы согласны? (Да)
• Этап овладения новыми знаниями:
-А для этого мы с вами отправимся в путешествие к вулканам и скажем волшебные слова, закрываем глаза:
Влево, вправо покружились,
У вулканов очутились.
(показ картинки вулканов)
-Посмотрите, ребята, вот мы и в долине вулканов, здесь мы увидим как извергается вулкан. А для начала давайте расскажем Незнайке, что такое вулкан? (гора с лавой)
-Верно, это гора, наполненная лавой. Ребята, как вы думаете, а где может образоваться вулкан?
(показ вулкана в воде и на суше)
-Да, посмотрите, вулканы есть на суше, и даже в воде.
-Посмотрите внимательно на этот вулкан, какой формы вулкан, на что он похож?
-Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
(показ картинки строения вулкана)
-Ребята, давайте посмотрим, как называются части вулкана :
Наверху- это жерло- красновато – оранжевая пасть, уходящее глубоко в землю. Внутри вулкана-огненная жидкость, выходящая из него. Это Лава. Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. А на что он похож? (чашу, дыру, миску и т. д.)
-Давайте вместе назовем части вулкана : «жерло», «кратер», «лава»
(показ картинки видов вулкана)
-Ребята, а вы знали, что вулканы бывают нескольких видов: есть потухшие-это вулканы, которые больше не будут никогда извергаться. Спящими называют вулканы, извержение которых давно не происходило, но всё же оно возможно. А есть действующие – это вулканы, которые сейчас извергаются.
-А сейчас, ребята, давайте посчитаем, сколько видов вулканов существует.
(Дети считают виды вулканов, представленные на экране. Ответ: три вида)
Физкультминутка
(дети выполняют движения по тесту)
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
-Ребята, посмотрите, пред нами вулкан, который начинает извергаться. Посмотрим извержение?
(показ видео с извержением вулкана)
-Сначала из кратера поднимается столб дыма и пепел, потом каменный дождь обсыпает склоны гор и начинается извержение.
- А почему же он извергается, расскажите Незнайке.
-Да. Внутри Земли очень высокая температура, лава бурлит и пытается вырваться наружу, что ей и удается через трещины в земной коре.
-Вот мы и увидели извержение вулкана, давайте попробуем рассказать Незнайке, опишем, какой вулкан.
(Воспитатель задает вопрос детям : Вулкан какой? Дети описывают вулкан, подбирая прилагательные: страшный, опасный, большой, конусообразный, огромный, красивый и т. д.)
-Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой? Чем это грозит? (показ картинки землетрясения)
-Да, перед извержением происходит землетрясение- опасность для людей. Именно человек, занимающийся вулканами, может подсказать людям о наступающем извержении вулкана. Посмотрите на него. Эта профессия называется вулканолог. Давайте повторим «вулканолог»
(показ картинки вулканолога)
-Этим ученым иногда удается предупредить людей об надвигающейся опасности и жители могут покинуть места вблизи вулкана и спастись. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется». Посмотрите, какая это опасная профессия, ведь извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле.
Гимнастика для глаз «Догоним вулканолога»
Ход: Воспитатель держит в руках изображение вулканолога и перемещает его вверх, вниз, влево, вправо, по кругу. Дети глазами следят за перемещающимся вулканологом, будто "догоняют".
-А сейчас я предлагаю нам с вами превратиться в маленьких ученых-вулканологов и попробовать сделать извержение вулкана. Но сначала нам как вулканологам нужно сделать свой вулкан, который мы будем исследовать. Посмотрите, перед вами лежит пластилин, доски, стеки. Сейчас мы будем лепить наш вулкан. Но перед этим разомнем пальцы:
Пальчиковая гимнастика «Пальчики гуляют»
Раз, два, три, четыре, пять- (руки в кулаке, разгибаем пальцы обеих рук по очереди)
Вышли пальчики гулять. (сжимаем и разжимаем пальцы)
Раз, два, три, четыре, пять- (загибаем пальцы обеих рук по очереди)
В домик спрятались опять. (показать крышу дома руками)
-Итак. Сейчас мы будем вместе лепить вулкан. Какой он нас формы? (конусообразной) А цвета? (коричневого и черного)
Воспитатель показывает прием лепки вулкана :
-Берем пластилин коричневого цвета. Раскатываем большую колбаску. Теперь сплющиваем нашу колбаску в широкий пласт. Делаем форму конуса и сглаживаем швы. Вот так.
(Воспитатель оказывает индивидуальную помощь при необходимости. Закрепляет название частей вулкана)
-Перенесите наши вулканы на этот стол, где будет долина вулканов
- Теперь у нас есть много вулканов, целая долина. Но сначала нам нужно добраться по трудной каменистой дороге к вулкану, как настоящие вулканологи пробираются к вулканам.
(Дети проходят по массажной дорожке из камней до уголка опытно-экспериментальной деятельности)
Опытно-экспериментальная деятельность
«Извержение вулкана»
Цель: ознакомление детей с процессом извержения вулкана
Материалы: макеты слепленных вулкана для эксперимента, средство для мытья посуды, сода, уксус, гуашь красного цвета, стаканы.
Ход:
-Для этого мы возьмем наши макеты вулканов, которые мы с вами слепили, и оживим их! У меня есть специальные ингредиенты, давайте их рассмотрим.
(Достает соду, средство для мытья посуды и уксус с запрещающим знаком)
- А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Дети, что это за знак (детям нельзя трогать)
-это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.
-Внимательно слушаем меня и выполняем: в стакан кладем чайную ложку соды, каплю моющего средства, немного красной гуаши. Перемешиваем аккуратно. После чего содержимое стаканов выливается в жерло вулкана, и я сама добавляю уксус.
-Ребята, кажется, наши вулканы «оживают» и из них выходит, пузырясь лава. Расскажите, как извергается ваш вулкан
(Дети наблюдают извержение вулканов и описывают)
-Молодцы, ребята, вы были настоящими вулканологами. Но нам пора возвращаться в сад. Закроем глаза.
Вправо-влево покружились,
В детском саду мы очутились.
3. Заключительная часть:
Рефлексия:
-Ребята, куда мы с вами путешествовали?
-Ребята, теперь мы скажем Незнайке, сколько видов вулканов существует? Какие это виды?
-Что еще нового мы узнали?
-Молодцы, ребята. Мы помогли Незнайке и теперь он знает, что вулканы бывают потухшими, действующими и спящими. Он благодарит вас и прощается с вами. Скажем ему: «До свидания»
-Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии больше всего?
-Было ли что-то трудным?
-Давайте оценим себя. Если считаете, что справились очень хорошо, то возьмите в руки зеленый смайлик, если у вас были затруднения, то желтый, а если вы считаете, что не справились на занятии, то возьмите красный смайлик. Я считаю, что вы молодцы! Вы были очень внимательны, хорошо отвечали на вопросы и создали свой вулкан. Молодцы! Не забудьте убрать свои рабочие места, чтобы мы могли поиграть в настольные игры.
(дети убирают рабочие места)