НАТАЛЬЯ ХАСЯНОВА
Конспект интегрированной ОД по познавательному развитию в старшей группе «Не будем играть с хлебом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию
Тема: «Не будем играться хлебом»
Выполнила : Хасянова Н. Г.
Цели: закрепить знания детей о последовательности сотворения нашего мира Богом;
формировать понятие у детей о появлении хлеба;
подвести детей к мысли о том, что бережное отношение к хлебу – это проявление уважения к заботе Бога и труду человека;
Публикация «Конспект интегрированной ОД по познавательному развитию в старшей группе „Не будем играть с хлебом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
обогатить словарный запас детей новыми словами: соха, борона,
раскрыть душевные качества детей: уважение к труду людей и благодарность Богу за то, что он дает людям хлеб.
Оборудование: картинки: небо, звезды, Земля, насекомые, птицы, свет, день, ночь, вода, растения, солнце, луна, рыбы ;
Запись песни «Хлеб всему голова»
Презентация «Откуда взялся хлеб»
Шапочка: «каравай»
Соленое тесто на каждого ребенка, доски для лепки
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент:
В-ль:
Сколько в ваших глазках
И тепла и света!
Сколько в ваших ласках
Чистого привета
Дети! Вам желаю
Вырасти большими,
Но душой остаться
Навсегда такими.
Я предлагаю вам продолжить знакомство с окружающим нас миром. Мы с вами не раз говорили, что он прекрасно устроен.
А сейчас посмотрите внимательно на эти картинки и скажите, что на них изображено?
Дети:
Небо, звезды, насекомые….
В-ль:
Все, что вы сейчас перечислили, как можно назвать одним словом?
Дети:
Божьи творения
В-ль: А Бог сразу все создал?
Дети:
Нет. По дням творения
В-ль:
Давайте в правильной последовательности выложим все картинки?
Что Бог создал в первый день творения?
Дети:
Свет. День. Ночь.
В-ль:
На второй день?
Дети:
Небо.
На третий день – Земля. Вода. Растения.
На четвертый – Солнце. Луна. Звезды.
На пятый – Птицы. Рыбы. Насекомые.
На шестой – Человек. Животные.
В – ль:
Как вы думаете, все, что сотворил Бог, важно для человека?
Дети:
Важно. Человек не может жить без воды, земли, растений и т. д.
В – ль: Сегодня мы с вами поговорим тоже о чем-то важном для человека.
А вот о чем мы будем говорить, вы мне сами скажете после того, как послушаете песню.
( Дети садятся и слушают песню: «Хлеб всему голова»
Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
Дети:
О хлебе!
Какие главные слова звучали в этой песне?
Дети: Хлеб всему голова
В – ль:
Так говорят с давних времен. А как вы думаете, почему так говорят?
Дети:
(затрудняются)
В – ль:
А ответить на этот вопрос нам помогут стихи о хлебе.
(дети читают стихи)
Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.
Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.
Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.
Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.
И ныне кормит хлеб людей -
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень!
Ольга Стратонович
В – ль: Как вы думаете много люди трудятся, чтобы получить хлеб?
Дети: Да. Сначала зерно на поле сеяли. Оно проросло. Тогда его собрали, смололи на зерно. Затем зерно перемололи и получили муку. В пекарне вымесили тесто и испекли хлеб.
В – ль: А теперь давайте посмотрим как люди выращивали хлеб в давние времена.
Я вам предлагаю посмотреть презентацию: «Откуда взялся хлеб». Будьте очень внимательны, вам будут встречаться новые слова. Постарайтесь их запомнить.
1 слайд:
Подготовка земли к посеву.
Землю надо было вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой. После того как поле вспахано, его надо «причесать». Делали это при помощи бороны. Борона – это решетка из четырех брусьев к которым крепились деревянные или железные зубья. При бороновании все камни разбивались, а земля становилась рыхлой готовой для сева.
«Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот кто с сохой ходит»
2 слайд:
От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.
«Посеешь в пору – соберешь зерна гору»
3 слайд:
С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу. «Земля кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками. Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, они подъедали корни. Приходилось бороться и с насекомыми.
Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь;
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень
Поливай весь день.
4 слайд:
Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб : рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели. Убирали зерновые косами и серпами.
«Некогда лежать, когда пора жать – а урожай соберем, хоровод заведем»
В – ль:
Ребята, а мы давайте тоже хоровод заведем.
Дети исполняют хоровод под муз. :
5 слайд:
Перед молотьбой снопы везли сушить. Готовое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался. Молотили и осенью, и в начале зимы.
«Ломота в спине – зато хлеб на столе.»
6 слайд:
Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть. С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер.
Весь мир кормит, сама не ест.
Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может. (Мельница)
7 слайд:
В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе. Готовое тесто отправляли в печь. Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.
Мешено, квашено, валяно, в печь поставлено. (Тесто)
8 слайд:
Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе. Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.
Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
В – ль:
Ребята, легко ли человеку достается хлеб?
Дети:
Нет. Нужно приложить много усилий…
В – ль:
Кого человек благодарит за урожай?
Дети:
Человек благодарит Бога.
В – ль:
А почему человек благодарен Богу за урожай?
Дети:
Потому что Бог – творец всего, что растет на земле.
В – ль:
А как человек просит хлеб у Бога?
Дети:
Люди просят у Бога хорошей погоды для того, чтобы уродился хлеб, потом благодарят Бога за это. Просят, чтобы хлеб у них был каждый день. После каждого завтрака, обеда, ужина благодарят Бога.
В – ль: Как Бог помогает человеку в выращивании хлеба?
Дети:
Бог посылает на землю дождь, солнце. Дает людям силы для такой трудной работы.
В – ль:
В день веселых именин
Выпекают хлеб один
И поют все: «Выбирай
Кого хочешь, … ?»
Давайте поиграем в игру «Каравай»
Дети делятся на две команды, а один игрок садится в середину. По одному ребенку с каждой команды готовятся, а остальные говорят слова. По окончании слов 2 ребенка бегут и дотрагиваются кто вперед до того кто сидит в середине.
Слова: Вот какой высокенький,
Вот какой румяненький,
Вот какой он мягенький
Режь его, да ешь.
Дети садятся
Ребята, мы недавно читали с вами рассказ: «Не будем играться хлебом»
О чем этот рассказ?
Дети:
О том как детям приснился сон, что шалуны игрались с испеченным караваем. И им стало стыдно, потому что этот поступок был похож на их поступок.
Как вы думаете, как мы должны относиться к хлебу?
Дети:
Мы должны беречь хлеб. Не надо выбрасывать остатки хлеба. Лучше покормить птиц. Нельзя играться хлебом.
В – ль:
Если мы будем беречь хлеб, какие мы будем проявлять чувства?
Дети:
Чувство уважения к труду людей, благодарность Богу за выращенный хлеб.
В – ль:
Ребята, а как называется профессия человека, который печет хлеб, и различные хлебобулочные изделия
Дети: Пекарь
В – ль:
Я вам буду показывать разные хлебобулочные изделия, а вы говорите как они называются. (на экране)
В – ль: Правильно. А теперь я вам предлагаю самим изготовить каждому свой каравай. У каждого будет каравай украшен по своему.
(Воспитатель предлагает образцы как можно украсить каравай)
Дети выполняют работу
Воспитатель подводит итоги: рассматривают получившиеся караваи, оценивают.