Авилкина Людмила Игоревна
Конспект интегрированной НОД «Зимушка-зима» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
интегрированной НОД
«Зимушка — зима»
Участники НОД: дети и воспитатель старшей группы № 7.
Цель: создавать условия для уточнения и закрепления знаний детей о зиме.
Задачи:
Развивающие:
- развивать мышление, творческое воображение, устойчивое внимание, наблюдательность;
- способствовать развитию мелкой моторики кистей рук и общей моторики;
- развивать диалогическую речь;
Публикация «Конспект интегрированной НОД „Зимушка-зима“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- развивать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы;
- развивать графические навыки.
Образовательные:
- обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы;
- обогащать и расширять знания детей о зиме, о месяцах зимы - декабре, январе, феврале, используя разные жанры устного народного творчества;
- обогащать словарь дошкольников старинными названиями месяцев - лютень, студень, стужайло, просинец, ветродуй, вьюговей;
- формировать умение использовать полученные знания на собственном опыте.
Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность к природным явлениям, любовь к родной природе, умение видеть красоту природы;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на язык музыки;
- воспитывать чувство коллективизма.
Методы и приемы:
- прием сравнения,
- прием точных установок,
- пояснение,
- загадки, пословицы,
- поэтические стихи,
- музыкальное сопровождение.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Материал для НОД:
Демонстрационный:
- Зрительный ряд:
Сказочный герой «Зимушка», презентация с изображением русской природы зимой: репродукции картин зимних пейзажей: И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», И. И. Шишкин «Зима»; фотографии зимней природы.
- Музыкальный ряд:
Музыка П. И. Чайковского «Зимнее утро», песня: «Зимы я вовсе не боюсь» сл. Н. Бакай, муз. И. Кадомцева; звуки природы «Зимняя вьюга».
- Литературный ряд:
стихотворение М. Пожарова «Разукрасилась зима», пословицы о зиме, загадки.
- Раздаточный:
картинки с изображением на них игр детей зимой, зимние пейзажи по месяцам, письмо от Снеговика, ажурные снежинки, варежки, изображение снежинок по точкам, карандаши.
Предварительная работа: Наблюдения за зимними явлениями природы; рассматривание репродукций картин и беседы о зиме; чтение сказок о зиме; отгадывание и заучивание загадок и пословиц о зиме; подготовка аудиозаписи с музыкой Чайковского «Зимнее утро».
Звучит музыка П. И Чайковского «Зимнее утро». Воспитатель перевоплощается в зиму, разбрасывает снежинки, читает стихотворение М. Пожарова «Разукрасилась зима».
В: Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
-Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
В: - Здравствуйте, ребята! Я к вам очень спешила, принесла с собою снег, морозы, стужу, вьюгу, веселый праздник «Новый год» и конечно же детские забавы! А вы меня узнали? Кто я? (Ответы детей - зима).
В: Правильно, я Зимушка-зима.
Ребята! Давайте с вами поздороваемся. Возьмитесь за руки и громко скажите друг другу и всем присутствующим: «Доброе утро!»
А кто знает про меня стихотворение?
Максим: Ох, ЗИМА! Ох, ЗИМА!
Сколько снега намела!
Реки все сковала льдом.
В снежной шапке
Каждый дом.
В: Скажите, а зима какая? Со снегом, значит - снежная, с морозами - морозная, с холодами - холодная.
В: Посмотрите на волшебный экран. Полюбуйтесь, какая сказочная красота! Скажите, пожалуйста, что вы видите на экране? (Дети смотрят презентацию на тему «Зима»)
Дети: Зиму.
В: А вам нравится зимнее время года?
В: Сколько зимних месяцев вы знаете?
Дети: Три месяца.
В: Назовите их, пожалуйста.
Дети: Это декабрь, январь, февраль.
В: - Первый месяц зимы какой? – декабрь. Говорят, что декабрь – зиме начало. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колит».
А я к вам не просто так пришла. Я загадку принесла.
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
Дети: Это мороз.
В: А как говорят про мороз в народе?
Ребё нок: «Мороз не велик, да стоять не велит»
В: Как вы думаете, почему так говорят?
Дети: Когда мороз даже не очень сильный, всё равно на месте не устоять, потому что
замёрзнешь. Нужно ходить, бегать, прыгать.
В: А вы знаете загадки про признаки зимы?
- загадка (ребёнок) :
С неба он летит зимой, Не ходи теперь босой, Знает каждый человек Что всегда холодный ….
- загадка (ребёнок) :
Он когда-то был водой, Но сменил вдруг облик свой. И теперь под новый год
На реке мы видим…
- загадка (ребёнок) :
Не сосите, сорванцы, ледяные леденцы! Сам глотаю я пилюльки, потому что ел….
В: А можно ребятки сосульки сосать? (Нет) Почему? (заболеешь)
Так вот чтобы не болеть, тело надо разогреть!
Все встаём в кружок.
«Выпал снег, но вот досада
Не готовы мы к зиме.
Простужаться нам не надо, сделаем массаж себе!
Чтобы горло не болело – мы его погладим смело,
Чтоб не кашлять, не чихать – надо носик растирать.
Лоб мы тоже разотрём – ладошку ставим козырьком.
Знаем, знаем! Да, да, да! Нам простуда не страшна!»
Вот теперь нам точно никакая простуда не страшна!
В: Сыграем в игру? (Зимние слова)
Хлопните в ладоши, если слышите слово, связанное с зимой. (Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи). Какие вы мододцы!
В: Ребята вы знаете, меня снеговик попросил вам конверт передать, но он заколдован. Чтобы его расколдовать нам нужно снеговика нарисовать, но не карандашами, а нашими пальчиками! Рисуем в воздухе указательным пальцем правой руки сначала маленький кружок, потом побольше, ну и самый большой. И морковку!
Расколдовали письмо!
Открываю конверт…. А здесь какая-то неразбериха написана…. И задание: исправь ошибку.
А давайте сделаем так – если то, о чём я прочитаю – правда, вы поднимите правую руку, а если ложь, то будете топать ногами. Договорились? Слушайте внимательно.
«Второй зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню. Зима – чудесное время года!»
Ребята, а вы согласны со всем, что написано в этом письме? (Нет) А что неправильно?
В: Молодцы! Второй месяц зимы – январь. В народе называют январь - просинец. В этом месяце уже чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народная поговорка гласит: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг».
А у меня ещё загадка есть!
Две сестрички, две плетёнки,
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять – их надевать, чтоб не мёрзли пять да пять.
Варежки носят по одной? Нет, конечно, их носят парой. Вот только наши варежки перепутались. Ребята, помогите найти пару одинаковых варежек. (Из 5 варежек ищут 2 одинаковые)
Какие вы внимательные!
В: В январе дети часто играют в разные игры. Расскажите мне о своих любимых зимних забавах? Чем вы любите заниматься зимой на улице? (дети называют зимние забавы)
В: Кабы не было зимы
В городах и сёлах,
Никогда б не знали вы
Этих дней весёлых!
В: Давайте мы тоже поиграем. Встанем в круг. И под музыку кто хочет катайтесь на лыжах, на коньках, лепите снежки и бросайтесь ими,катайтесь на санках.
Ух! Употела! Как здорово мы повеселились!
В: Последний месяц зимы – февраль. В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей. Такие непохожие названия. Что бы это значило?
Дети: Ветродуй – потому что в феврале дуют сильные ветры. Вьюговей – потому что в феврале часто бывают вьюги. Как дуют ветра? (дети дуют)
В: Ещё, ребятки, я принесла для вас снежинки, но они не простые. Вообще снежинки какие? (Белые, холодные, резные)
А сейчас я хочу пригласить вас в снежную мастерскую. Вы хотите там побывать?
В: У меня есть волшебная снежинка, которая поможет нам быстро добраться до мастерской. Но для этого нужно сказать такие «волшебные» слова:
«Ты лети, лети, снежинка,
Покружи вокруг Земли,
Покружи вокруг Земли,
В мастерскую приведи!»
Присаживайтесь. Перед вами листы бумаги, на которых нарисованы точки. Нужно эти точки соединить и у вас получатся волшебные снежинки! Приступайте.
Какие прекрасные снежинки у вас получились! Вы мне их подарите?
Я предлагаю вам взяться за руки, … осторожно пожми руку соседа, а затем он передаёт следующему. Так мы передадим тепло своих ладошек друг другу.
Спасибо вам большое! Ну вот, ребятки, мне пора уходить, потому что у меня ещё много дел. А с вами, ребята, я не прощаюсь. Мы обязательно ещё встретимся!
До встречи!