Людмила Веренич
Познавательно-исследовательская деятельность «Зимушка, зима — мы тебя встречаем», старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни диких и домашних животных.
Формировать умение устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона. Развивать связную речь, умение говорить правильно, можно с использованием эпитетов, сравнений.
Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Материал. Презентация «Зимушка, зима – мы тебя встречаем»
Ход.
I. Организационный момент
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Зимушка, зима — мы тебя встречаем“, старшая группа» размещена в разделах
- Зима
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
- Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам!
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
- Какой месяц?
(ответы детей)
II. Введение в тему
1-й слайд
- Календарный год состоит из четырех сезонов, иначе их еще называют «времена года» - из зимы, весны, лета и осени. Давай узнаем поподробнее о зиме.
2-й слайд
Итак, ЗИМА….
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
3-й слайд
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
4-й слайд
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно….
5-й слайд
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
6-й слайд
Труженик – крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки… (И. З. Суриков).
- Чем отличается зима от других сезонов? (ответы детей)
- Верно! Во-первых, коротким световым днем. Утром солнышко поздно встает, а вечером рано садится. Поэтому на часах вроде бы и немного времени, а за окном уже темно и мы не можем, как летом, долго гулять.
7-й слайд
- Во-вторых, зима отличается низкой температурой воздуха. Поэтому все люди, тепло одеваются.
- Что вы надеваете, собираясь на улицу? (Шапку. Варежки. Джемпер. Куртку на меху или пуховик. Теплый комбинезон. Сапоги на меху)
- Вот как я экипирован! Уходи, мороз суровый!
8-й слайд
- В- третьих, зимой идет снег. А какой снег?
- Снег состоит из ледяных кристаллов разной формы – снежинок. По форме снежинки чаще всего бывают либо в виде шестиугольных пластинок, либо в виде шестилучевых звездочек.
Мы белые снежинки,
Летим, летим, летим.
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим.
Покружимся над садом
В холодный день зимы
И тихо сядем рядом
С такими же, как мы.
Танцуем над полями,
Ведем свой хоровод,
Куда, не знаем сами,
Нас ветер понесет.
- Порой снега выпадает так много, что образуются снежные завалы - сугробы.
9-й слайд
- В- четвертых, зимой природа отдыхает. Деревья еще осенью сбросили свой наряд из листьев и сейчас спят, укрытые снегом.
10-й слайд
- Водоемы (речки, пруды, озера) замерзли – покрылись толстым слоем льда.
11-й слайд
- Многие птицы улетают на юг, в теплые страны. Во время перелета они собираются в стаи и вытягиваются клином – так легче преодолеть сопротивление воздуха, а также заметить хищника, например, ястреба или сокола, и подать сигнал тревоги.
12-й слайд
- Некоторые звери (барсуки, сурки, медведи) залезают в снежные норы – берлоги и на всю зиму впадают в спячку.
13-й слайд
- Тем не менее, зима – замечательное время года, ведь зимой и только зимой возможны многие забавы и игры. Например, катание на санях или на санках. (Санки). Или на коньках по скользкому льду (Коньки). Или на лыжах (Лыжи). Или на сноуборде – специальной доске для катания по снегу (Сноуборд). Еще можно лепить снеговика, строить крепость, играть в снежки.
Физкультминутка
Давай, дружок, смелей, дружок, - идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежный
Кати по снегу свой снежок. ком
Он превратится в снежный ком, - «рисуют» обеими руками большой круг
И станет ком снеговиком. - «рисуют» снеговика из трех комков
Его улыбка так светла! - широко улыбаются
Два глаза, шляпа, нос, метла. – показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,
дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держа
воображаемую метлу
Но солнце припечет слегка – - медленно приседают
Увы! – и нет снеговика. – разводят руками, пожимают плечами.
(В. Егоров)
14-й слайд
- Зима состоит из трех месяцев. Первый месяц зимы – декабрь. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Все реки покрывает он прочным гладким льдом.
И Рождество справляют, и Новый год встречают
Все люди этим белым морозным декабрём. (Т. Керстен).
- Второй месяц зимы – январь.
Январь - начало года,
Силён его мороз.
Уснула вся природа.
Теперь уж не до гроз.
Под снежным покрывалом
Покоится земля.
В краю большом и малом
Всё белые поля.
Бери скорее санки,
Из дома выбегай.
Поедем спозаранку
Кататься в снежный край. (Т. Керстен).
- И последний месяц зимы – февраль вьюжный, снег сменяется холодным ледяным дождем.
Зима недаром злится.
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
- В этом месяце, а именно 23 февраля, мы отмечаем День защитника Отечества.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье. (С. Маршак).
15-й слайд
- Ну, теперь и вы, наверное, со мной согласитесь, что зима – это очень интересное время года.
Мама, глянь-ка из окошка-
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама?
Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей, гулять!» (А. А. Фет).
16-й слайд
- Итак, зимой бывают самые короткие дни и самые длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюги.
Реки, озера покрываются льдом. Подо льдом живут рыбы, они уходят на дно и спят.
Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зеленые иголки. Под снегом зимуют семена трав, луковицы, корни.
Насекомые не летают, они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю.
Мало птиц, большинство из них живет около жилья человека. Люди подкармливают птиц, помогают выжить в это голодное время года. Перелетные птицы улетели в теплые края.
По-разному в лесу живут звери: зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается запасами орехов, желудей, грибов. Лиса в основном в это время охотится на мышей. Медведь, барсук, накопив жир в своем теле, спят в берлогах. Ежик тоже спит.
О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовье, дают корм.
Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины на улицах.
А вот ребятам нравится зима! Чем она вам нравится? ( Дети перечисляют зимние развлечения: санки, лыжи, снежки, катание с горы, постройки из снега)
17-й слайд
Дидактическая игра «Природа и человек».
- Ребята, человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, пользуется плодами природы. И в то же время люди должны бережно относятся к природе: охранять леса от пожаров, очищать пруды, озера, реки, охранять зверей и птиц.
- Ребята, перед вами картинки созданные природой и человеком. Задание такое, нужно выбрать картинки с изображением того, что сделано человеком? (Дома, дороги, одежда, машины)
- Назовите оставшиеся картинки, (Лес, реки, горы, облака, животные)
- Это то, что создано природой.
III. Итог.
- О каком времени года мы говорили? (О зиме.)
- Зима – длится три месяца. Какие это месяцы, назовите их? (Декабрь, январь, февраль.)
- Как изменилась природа зимой?
-Какая погода?
-Как зимуют растения?
-Почему мы не встречали насекомых?
-Что изменилось в жизни птиц зимой, в их поведении?
- Как зимуют домашние животные?
-Как зимуют дикие животные?
-Как заботятся люди зимой о птицах и животных? Почему?