Елена Маликова
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Правила безопасного поведения на железной дороге».
▼ Скачать + Заказать документы
Правила безопасного поведения на железной дороге
Цель:
Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил поведения и безопасности на железной дороге.
Программное содержание:
Задачи образовательной области «Познание»:
Формировать знания детей об окружающем мире – железной дороге, вокзале, видах железнодорожного транспорта, правилах поведения на железной дороге;
Публикация «Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе „Правила безопасного поведения на железной дороге“,» размещена в разделах
- Безопасность на железной дороге
- Железная дорога, поезд
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Подготовительная группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Рассмотреть в сравнении 2 поезда: пассажирский и грузовой;
Обобщить знания детей о назначении различных вагонов грузового поезда, грузах, ими перевозимых;
Задачи образовательной области «Коммуникация»:
Пополнить словарный запас детей словами: цистерна, вагон-платформа, полувагон;
Учить детей строить предложения, выражающие правила поведения на железнодорожном транспорте;
учить отвечать полным ответом на заданные вопросы;
Задачи образовательной области «Художественное творчество»:
Развивать творческие способности дошкольников, воображение, умение пропорционально правильно разместить изображение на листе.
Задачи образовательной области «Социализация»:
Развивать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе;
Способствовать развитию любознательности;
Воспитывать вежливое, культурное поведение на железнодорожном транспорте.
Обогащение словаря: вокзал, платформа, купе, плацкартный вагон, вагоны грузового поезда : крытый вагон, полувагон (открытый вагон, цистерна, вагон-платформа
Предварительная работа:
экскурсия в мини-музей детского сада; рассматривание иллюстраций об истории развития Российских железных дорог; чтение рассказов, стихов (С. Я. Маршак «Багаж», цикл рассказов «Железная дорога» Б. С. Житкова, сказок о железной дороге; отгадывание загадок; беседы с детьми о железнодорожном транспорте, о профессиях железнодорожной магистрали; рисование на тему «Мои родители – железнодорожники»; сюжетно-ролевые игры «Путешествие на поезде», «Переезд», «Машинист», игры из строительного материала на железнодорожную тематику;
Оборудование:
Демонстрационный материал: презентация с иллюстрациями поездов, вагонов, картинки на правила поведения на железнодорожном транспорте;
Дидактическая игра «Собери поезд»; детская железная дорога, «билеты» на поезд с цифрами, мультимедийная презентация «Правила безопасности на вокзале и в вагоне», материал для рисования (кисти, бумага, краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры, книги о железной дороге;
Ход занятия:
Организационный момент (имитация звука вокзала)
Воспитатель:
Тут грохочут поезда,
Шумно тут почти всегда.
Если едем на край света,
Покупаем тут билеты.
-Где же мы с вами ребята? (ответы детей)
Правильно, на вокзале, и сегодня я предлагаю отправиться вам в путешествие. А поедем мы поездом.
1. Обобщение знаний детей о правилах поведения на вокзале.
Время у нас есть, и я предлагаю вам осмотреться. (На доске висит плакат «Вокзал», где изображены ситуации нарушения правил безопасности.)
Внимательно посмотрите, все ли правильно изображено на плакате?
Дети находят несоответствия и формулируют правила безопасности на перроне:
o Не прыгай с пассажирской платформы на железнодорожные пути!
o Каждый ребенок должен знать : у края платформы нельзя играть!
o Не прислоняйся к стоящим вагонам!
o Не ходи по железнодорожным путям!
o Находясь рядом с железнодорожными путями, при приближении поезда отойди на безопасное расстояние!
o Не бегай по пассажирской платформе рядом с прибывающим или отправляющимся поездом! Не устраивай различные подвижные игры!
o Обнаружив посторонние и/или забытые предметы, сообщи об этом взрослым!
o На перроне теснотища,
Дочка маму, папу ищет:
Она за маму не держалась,
Потому и потерялась
До отравления поезда осталось 5 минут. Рассаживайтесь согласно приобретенным билетам. (Дети “рассаживаются” в поезд на места с номерами, соответствующим цифрам билета).
Воспитатель:
– Вот она, сторона отправления,
До свидания, домашний уют,
Вот она, сторона удивления,
За которой открытья встают.
2. Познавательное развитие.
Воспитатель: Посмотрите как красиво у нас в вагоне.
Слайд 2.
- Есть в купе окно и стол
Полки – их четыре.
Две внизу и две вверху
Все не как в квартире.
Слайд 3. А так выглядит плацкартный вагон.
Слайд 4.
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая? (электричка)
Ребята, а как называются люди, которые едут в поезде? (пассажиры)
И чтобы в пути комфортно было всем пассажирам, необходимо тоже соблюдать правила.
Правила эти железнодорожные -
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно,
В жизни помогут они обязательно.
Слайд 5.
Не имей при себе предметы, которые могут травмировать граждан!
Нельзя также бегать, кричать, приставать к другим пассажирам в вагоне.
Слайд 6.
Не играй с огнеопасными и воспламеняющимися веществами!
Слайд 7.
Кушать в вагоне нужно аккуратно, не сорить, после еды собрать весь мусор.
Слайд 8.
Нельзя ничего выбрасывать в окно. Бросать мусор нужно в мусорные ящики.
Слайд 9.
– Жарко в вагоне, проветрюсь немножко, –
Высунул голову Лешка в окошко.
– Что же ты делаешь! Вот озорник!
Сядь-ка на место, – сказал проводник, –
Впредь так не делай, прошу, никогда,
Чтобы с тобой не случилась беда.
– Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!
Воспитатель:
Правила запомнил –
В тайне не держи:
Всем друзьям, знакомым
Знаешь – расскажи!
Ребята, а что можно делать в поезде? (сидеть, лежать, спать, кушать, смотреть в окно, играть).Конечно, дорога длинная, можно и поиграть.
3. Физкультминутка. «Поезд»
Мы в вагончиках сидим, Повороты головы вправо, влево Мы сидим, мы сидим
И в окошко мы глядим
Весело глядим
Едет, едет паровоз согнуть руки в локтях,сжать пальцы
в кулак, круговые движения рук вперед-назад Чух-чух-чух, чух-чух-чух
Ребятишек он повез
Чух-чух-чух, чух-чух-чух
А колесики стучат – Ударить ладонями по коленям
Так-так-так, так-так-так,
Будто с нами говорят
Так-так-так, так-так-так.
Громко подаем гудок: согнуть руки в локте, сжать
в кулак, поднять и опустить руку
Ту-ту-ту, ту-ту-ту,
Подъезжает паровоз
Ту-ту-ту, ту-ту-ту.
4. Д/и «Собери поезд» (пазлы).
Как вы думаете, поезда все одинаковые или нет? (Нет).
Правильно, все поезда отличаются друг от друга. Одни везут людей, другие – грузы. Есть еще пожарные и ремонтные поезда.
Перед вами пазлы. Ваша задача собрать их и определить какой поезд вам достался. (пассажирский - везет людей; грузовой - который перевозит разнообразные грузы, поэтому и вагоны у него различные; пожарный - помогает при пожаре; ремонтный – используется при ремонте или прокладке новых путей).
5. Беседа о разных поездах с показом слайдов. (После того, как дети собрали пазлы)
Так чем же отличается пассажирский поезд от грузового? (пассажирский поезд везет людей, в нем можно сидеть, спать, есть проводница; а грузовой – различные грузы, он состоит из разных вагонов) (слайд № 11, 12)
(Рассматривание вагонов грузового поезда и называние их: крытый вагон, полувагон (открытый вагон, цистерна, вагон-платформа) (слайд № 13, 14, 15, 16).
--Чем похожи грузовой и пассажирский поезд? (В составе много вагонов, главный вагон – локомотив, управляет поездом – машинист, поезда едут по рельсам).
Ребята, как вы много знаете о пассажирских и грузовых поездах, и правилах поведения в вагонах и на вокзале.
К сожалению, некоторые взрослые и дети забывают о правилах безопасности на железной дороге. Поэтому предлагаю вам нарисовать памятки безопасного поведения на железной дороге.
6. Художественно-творческая работа.
Дети рисуют, используя краски, карандаши, восковые мелки.
Ксения Х. "Не устраивай различные подвижные игры на железной дороге!
"
Настя М. "Находясь рядом с железнодорожными путями, при приближении поезда отойди на безопасное расстояние!"
.София С. "Находясь рядом с железнодорожными путями, при приближении поезда отойди на безопасное расстояние!"
Леша В. "Не подлезай под пассажирскими платформами и железнодорожным подвижным составом!"
Лиза Б. " Не высовывайся из окон вагонов при движении поезда!"
Итог занятия. Вопросы для закрепления знаний.
Замечательные работы. Вы все молодцы, хорошо постарались.
Какие ситуации безопасного или может быть, опасного поведения на железной дороге вы изобразили? (ответы детей)
– Где следует ожидать прихода электропоезда и почему?
– Почему нельзя играть стоять или ходить рядом с железнодорожными путями?
– Дайте понятие терминам «плацкартный вагон», «крытый вагон».
– Почему нельзя переходить железную дорогу, если виден приближающийся поезд?
Список литературы
• Арон, К. Едем, плаваем, летаем [текст] / К. Арон, С. Сахарнов. - М. : Издательство «Детская литература», 1993. – 58с.
• Блохина, Е. В. Программа «Железнодорожные традиции в воспитании дошкольников» [текст] /Е. В. Блохина, Т. В. Якунина. – М. : Издательство «Гном и Д», 2008. – 190с.
Сташкова, Т. Н. Мы – будущие железнодорожники [текст] :Конспекты занятий и сюжетно-ролевые игры с детьми ДОУ/ Т. Н. Сташкова, Л. Н. Шеболдина. – М. : Издательство «Гном и Д», 2007. – 176с.
Отдельное спасибо Герасимовой Ольге Николаевне.