Ирина Капранова
«Музыкальный рисунок». Конспект интегрированной НОД, ОО «Художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Актуализировать знания детей о соотношении цвета с музыкой, опираясь на различные наиболее яркие средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм и т. д.);
Продолжать приобщать детей к музыкальной и изобразительной культуре, развивать чувство цвета посредством интеграции музыки и рисования;
Темочки:
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Рисование. Конспекты
- Темочки
Продолжать обогащать художественные и музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки и пейзажной живописи различного характера;
Мотивировать детей к творчеству посредством импровизации с цветовым пятном;
Формировать мотивационно - коммуникативные навыки, умение правильно формулировать и доказывать (при необходимости) правильность своих убеждений, умение анализировать свои работы и работы товарищей;
Воспитывать интерес к художественно-эстетической деятельности, развивать художественный вкус, любовь к родной природе через восприятие музыкальных и художественных произведений.
Методы и приемы: словесные: беседа, вопросы к детям; наглядные: просмотр слайдов; практические: самостоятельная деятельность детей по выполнению практических заданий.
Материал и оборудование:
демонстрационный материал: показ слайдов «Музыкальный рисунок», ленты разных цветов по количеству детей.
Предшествующая работа:
Прослушивание классических и народных мелодий на музыкальных занятиях в сочетании со звуками живой природы на музыкальном центре из серии «Волшебные голоса природы» Малыш на острове», ЗАО «СБС-рекордз», 2005; рассматривание пейзажей известных русских художников;
Технические средства, оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, слайды «Музыкальный рисунок»; слайды с изображением репродукций художников И. И. Шишкина «Дубы», И. И. Левитана «Поздняя осень», К. А. Коровина «Тройка»; аудио записи: соловьиная трель в сочетании с мелодией Ф. Шуберта «Серенада», И. Штраус «Весенние голоса», П. И. Чайковский «Осенняя песнь», оркестр народных инструментов «Метелица» «Русская зима», П. И. Чайковского «Мелодия».
Раздаточный материал: альбомные листы формата А4; краски акварель на каждый стол; кисти мягкие двух размеров, салфетки, баночки с водой.
Ход НОД
Музыкальный руководитель :
- Ребята, сядьте удобно, закройте глаза, прислушайтесь к звучащей музыке (вниманию детей предлагается звукозапись с пением птиц, шумом воды, а теперь расскажите, что вы почувствовали, представили, слушая эти звуки природы?
- Что почувствовала и представила ты Катюша? О чем думала, слушая эту музыку Света ( Активизация речи детей и их ответы: прогулку по лесу, по парку, по берегу реки, моря и т. д.)
- Как вы думаете, если бы вы попали рано утром в лес, то многообразие каких звуков вы могли услышать? Миша, чтобы ты услышал? Какие звуки послышались Вике?
( Активизация речи детей и их ответы: шелест листвы, перекликание и посвистывание птиц, кукование кукушки, журчание лесного ручья, и т. д.)
- Правильно, ребята, не только вы, но все это человек слышал еще в глубокой древности. (Слайды с изображением древних музыкальных инструментов).Сначала он начал подражать услышанным звукам, а потом стал сочинять разные мелодии. Однажды человек срезал тростник и подул в него, получился необычный красивый звук. Так стали появляться первые музыкальные инструменты, которые помогли человеку исполнять придуманные им мелодии. И родилось прекрасное искусство-музыка. Я предлагаю вам послушать соловьиную трель в сочетании с классической мелодией композитора Ф. Шуберта "Серенада".
Слушание аудиозаписи соловьиной трели в сочетании с мелодией Ф. Шуберта «Серенада»
- Ребята, кто из вас запомнил, мелодию какого композитора мы только что прослушали? А как думает Леша, правильно ответила Настя? (Ответы детей)
Все согласны с мнением ребят? Действительно, все вы правы это «Серенада»Ф. Шуберта.
- Музыку можно просто слушать, не задумываясь над тем, что хотел выразить композитор. Но если вслушаться в мелодию, можно понять, о чем эта музыка, какие чувства и настроения она передает. Что вам хочется сделать, услышав радостную, звонкую мелодию?Чтобы сделала Аня? А чтобы делала Катя?
( Ответы детей: петь, танцевать, веселиться и т. д.)
- А если мелодия медленная, грустная? Как поступит Рома, Коля?
( Ответы детей: тихо посидеть, подумать, погрустить и т. д.)
- Верно, чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать ее, но и слышать. Вот сейчас мы и проверим, как вы слышите музыку, я раздам разноцветные ленточки и включу известную уже вам музыку Ф. Шуберта.
Динамическая пауза: Музыкальная импровизация с ленточками
- Ребята, открою вам большой секрет: музыку можно не только послушать, но и нарисовать. Ведь музыкальные звуки похожи на разные оттенки цвета. Если музыка веселая, радостная, задорная какими оттенками цветов мы воспользуемся? Маша, как ты думаешь? Миша, а ты как считаешь?
( Ответы детей: легкими, прозрачными, нежными, яркие, насыщенные и т. д.)
- А если музыка печальная, грустная, задумчивая?Катя, какие краски ты возьмешь для своего рисунка? Леша, а ты?
( Ответы детей: серые, блеклые и т. д.)
- Правильно, ребята. А сейчас я хочу предложить вам рассмотреть репродукции картин художников в сопровождении с музыкой, а вы прислушайтесь к своим ощущениям и скажите, соответствует ли изображение настроению музыки. (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ и их анализ педагогом)
(Показ слайдов с изображением репродукций русских художников в сопровождении с музыкальными произведениями известных композиторов: И. Штраус «Весенние голоса», П. И. Чайковский «Осенняя песнь», оркестр народных инструментов «Метелица» «Русская зима» и художников : И. И. Шишкина «Дубы», И. И. Левитана «Поздняя осень», К. А. Коровина «Тройка»)
- Итак, ребята, как вы уже догадались, мы сегодня с вами будем рисовать музыку. Я включу вам произведение известного композитора П. И. Чайковского «Мелодия» под звуки этой мелодии можно изобразить то, что вы чувствуете или представляете.
(Дети рассаживаются за столы)
- Проверили осанку. Каждый из вас может передатьна листе бумаги то, что чувствует, слушая данную мелодию. Кто-то представит картинку природы и нарисует лес или поле, усеянное цветами. А кто-то из вас захочет изобразить свой мелодичный рисунок в виде разнообразных линий – прямых, волнистых, зигзагообразных, тонких и толстых, свернутых в спиральки. Также можно нарисовать музыку красочными пятнами, цветовое решение, будет зависеть от вашего отношения к музыкальному произведению.
Самостоятельная деятельность детей
(Процесс рисования сопровождается композицией композитора П. И. Чайковского «Мелодия»)
В ходе самостоятельной деятельности детей – индивидуальная работа педагога с детьми:
- Можно заполнить лист цветовыми пятнами полностью, не оставляя не закрашенных пространств, при этом можно наложить пятна одного цвета в разных местах, а лишь затем набирать на кисть новый цвет.
(В конце занятия работы детей вывешиваются на мольберты)
- Посмотрите, какие красивые и разные по цветовому решению получились у вас музыкальные рисунки. Вот, оказывается, сколько разноцветных ноток пряталось в музыкальном произведении, а мы с вами и не догадывались.
(Дети рассматривают работы друг друга)
- Рома, чей рисунок тебе понравился больше всего, почему?
- Какое задание вызвало у вас затруднение?
- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? (Ответы детей)
- Молодцы, ребята, результат вашего рисования удивил и порадовал нас и наших гостей, ведь вы не только сегодня послушали музыку, но смогли ее изобразить.