Татьяна Коновалова
Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри — защитники земли Русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста
«Богатыри - защитники земли Русской»
Цель: продолжать знакомить дошкольников с русской культурой, закреплять коммуникативные умения через ознакомление с устным народным творчеством.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Богатыри. Конспекты занятий
- Богатырские забавы. Сценарии к 23 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
способствовать формированию представления детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
познакомить детей с полотном художника В. М. Васнецова «Богатыри»;
способствовать умению отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, закрепить названия элементов костюма русского богатыря, названия оружия русского воина;
приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
формировать умение разгадывать загадки;
повторить пословицы и поговорки,
побуждать детей включаться в совместную с взрослым игровую ситуацию, обогащать знаниями, способствующими усвоению определенных норм морали, нравственности, патриотизма.
Развивающие: способствовать развитию у детей эмоционального восприятия, отзывчивости, добрых чувств, умению согласовывать ритм движений с музыкальным сопровождением, развивать конструктивные умения.
Воспитательные: способствовать воспитанию смелости, решительности, чувства товарищества, уверенности в своих силах и настойчивости в преодолении препятствий; воспитанию чувства гордости за богатырскую силу России и своего края, уважения к русским воинам, желание им подражать, воспитывать интерес к истории России.
Оборудование: Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т. д.) изображения - камень на распутье, три дороги, лес, картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»
Предварительная работа: Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», карта мира, России. Чтение отрывков о былинных богатырях : «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей». Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист - Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ход НОД:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться - доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
I. Мотивационно - ориентировочный этап:
Воспитатель: Ребята, вы помните, что нам недавно пришло письмо от гномика Васи? (Да).
Воспитатель: А о чём вас просил Гномик Вася? (Гномик Вася очень маленький, но он хочет вырасти и стать большим и сильным, как русский богатырь. Он попросил нас помочь ему).
Воспитатель: Как вы решили ему помочь? (Мы расскажем и покажем Гномику Васе, кто такие богатыри, и что нужно делать, чтобы стать богатырём).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри? (Богатыри – это люди, которые защищали нашу Родину от врагов, силачи, воины, борцы, добрые люди).
II. Поисковый этап
Воспитатель: Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги? (Да).
Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий и опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но, перед тем как отправиться в дальний путь, исполним песню, потому что мы - богатыри в поход без песни не ходили.
Исполняют песню «Богатырская наша сила»
На экране слайд - изображение камня на распутье.
Воспитатель: В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нё м написано:
Прямо пойдешь,
На заставу к богатырям попадешь!
Направо пойдешь,
Честь и славу найдешь!
Налево пойдешь,
Коня найдешь! Да! Задача не из легких, ведь богатырю и честь нужна, и слава, и конь, и на заставе бы надо побывать.
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти все три дороги. Согласны, ребята?
III.Практический этап
На экране слайд - картина В. М. Васнецова «Богатыри».
Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Вот картина «Богатыри», написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов, он изобразил защитников в виде сказочных героев. Посмотрите, как они выглядели. Кто помнит имена богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
Воспитатель: Какими словами можно описать богатырей? Какие они? (Богатыри сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные, решительные, героические). (Описание их внешнего вида)
Воспитатель: Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов – стояли на заставе. Слайд - застава богатырей.
Как вы думаете, с кем они боролись? (С врагами, Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, татарами, монголами, печенегами, хазарами).
Воспитатель: Дети, а каких еще богатырей вы знаете? (Святогор, Садко, Никита Кожемяка, Вольга Всеславович, Микула Селянинович, Руслан, Дунай Иванович, Пересвет).
Воспитатель: Вы все сказали правильно. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым.
Воспитатель: А сейчас представим, что мы - богатыри.
Физкультминутка
Дружно встанем раз-два-три (Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам приставим, (Руку правую подносим козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим, (Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево – вправо (руки на поясе наклоны влево - вправо)
Получается на славу!
Звучит музыка. Выходит Богатырь в шлеме и кольчуге, на поясе у него меч.
Богатырь : Здравствуйте, добрые молодцы и красны девицы. Услышал я, что речь ведете обо мне. Решил зайти к вам в гости и послушать то, что вы знаете о богатырях. Итак, ваше первое испытание – отгадать загадки. Сейчас я загадаю вам загадки, а про что догадайтесь сами.
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
- Что за полотно, чтобы от ветра закрывать лицо? (Плащ)
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки разгадали.
Все ответы сопровождаются слайдами
Богатырь : Ребята, а какое еще древнее оружие вы знаете?
(Меч, булава, палица, копье, секира, топор, лук и стрелы, кинжал, цепи).
Общий слайд оружия богатырей
Богатырь : А во что еще были одеты богатыри? (Доспехи, сапоги, рубаха, латы).
Общий слайд одежды богатырей
Воспитатель: Молодцы, ребята, много вы знаете о древних защитниках земли Русской.
Воспитатель: Ваше второе испытание называется «Построй крепость». Сейчас ребята проявят свои навыки в строительстве. А ну, добровольцы, выходите, свое мастерство покажите.
Игра «Построй крепость».
А дальше путь наш лежит через болото, впереди топкие грязи – повыше ноги поднимайте и шире шагайте.
Давайте покажем, какие мы наездники. Спина прямая, руки на поясе, поскакали прямым галопом. (Запись - ржание коня, на экране слайд богатырский конь).
Богатырь : Смотрите, какого мы с вами коня добыли, молодцы! А сейчас наш путь лежит направо. Вот и задание для будущих богатырей, ведь они не только сильные и отважные, но и умные. Предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье Родины - дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Богатырь : Мне пора прощаться с вами. А на прощание хочу вам оставить грамоту, в сей грамоте, богатыри завет оставили своим потомкам. Всего вам доброго.
Воспитатель: Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили о богатырях – защитниках земли русской. Все вы молодцы, хорошо справились с испытаниями, были внимательными, ловкими, смелыми. Давайте прочтем грамоту оставленную богатырем :
Завет потомкам.
Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь - не шатается!
И века простоит - не шелохнётся!
А преданья старины забывать вы не должны.
Слава русской старине! Слава русской стороне!
Воспитатель: Ну, что ж, будем помнить наказ богатырей.
VI. Рефлексивно - оценочный этап
Воспитатель: Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие, вам понравилось путешествие? (Да) Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Гному Васе мы рассказали и показали кто такие богатыри, и что нужно делать, чтобы стать богатырём. Вы хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. (Далее- оценка личностных качеств детей)
Рефлексия: «Флаги на башнях». Изображение: две башни разные по размеру (высокая и низкая, флажки цветные из бумаги по количеству детей). Оцените свою работу сегодня. Если вы старались и всё получилось, поставьте флаг на крыше высокой башни, в знак того, что вы сегодня сделали всё легко и весело. А если не всё получалось, вы испытывали трудности или тревогу, боялись ошибиться, то поставьте свой флаг на крыше невысокой башни, в знак того, что вам есть к чему стремиться и стараться еще лучше на следующем занятии.