Павленко Айгуль Минниаксановна
Конспект НОД в подготовительной группе «Богатыри — защитники земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе
"Богатыри — защитники земли русской"
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
Задачи:
1. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче…
2. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Богатыри — защитники земли русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.
4. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
5. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
6. Развивать мышление, память, воображение.
7. Учить устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками.
8. Вызвать удовольствие детей от получения результата.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально — художественная. Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской», рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», Слушание фрагментов произведений: А. Бородин «Богатырская симфония», М. П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила», чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Садко» и др., слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей.
Активизация словаря:Богатырь, былина, сказитель, нараспев, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, ножны.
Материалы и оборудование: Иллюстрации богатырей Древней Руси: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит, музыкально- художественные пособия, а также материалы для продуктивной деятельности: шаблоны, клей, пластилин, клеёнка, салфетки, ножницы, цветные карандаши. Дубовые листья из бумаги.
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется – Россия.
Воспитатель. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы понимаете слово Родина?
Дети: Родина – значит родная.
Воспитатель: Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина?
Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.
Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой?
Дети. Она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.
Воспитатель: Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина.
Посмотрите вокруг, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: Мы будем говорить прошлом нашей Родины, потому что изображена карта Руси. А ещё о богатырях, т. к. здесь книги о богатырях, картины, богатырская одежда.
Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы перенесемся в прошлое России. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
Выходит девочка в русском национальном костюме.
Девочка: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы!
Дети здороваются.
Девочка: Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов… Только неспокойно стало в царстве — государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…
Раздаются звуки воя, Свиста, топота коней, крики (музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Ребята! Беда — то какая! Нечисть на нас напала. А что бы узнать кто это, нужно отгадать загадки:
Свист соловьиный
Взор орлиный
Не зверь, не охотник
А (соловей разбойник)
Из-за сопок и полей
Показался некий зверь
В ноздри он дышал огнем
Ночью стало словно днем
Он украл забаву
Потащил в дубраву
(Змей Горыныч)
Девочка: Что же нам делать? Кто же нам теперь поможет?
Раздается звон колокола (музыкальное сопровождение).
Ребенок: Позвоним сейчас в набат, будем богатырей звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится — сразу звонит, на помощь всех зовет…
Слышится музыка, начинается песня «Богатырская» А. Пахмутовой (музыкальное сопровождение).
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это?
Дети: Это богатыри…
Воспитатель: А кто такие богатыри?
Дети: Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов.
А сейчас представим, что мы богатыри!
Игра – упражнение «Богатыри»
Дружно встанем раз-два-три- (Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам представим, (Руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим, (Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво. (Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево- вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)
Получается на славу! (Руки вверх)
Воспитатель: Ребята, а каких богатырей вы знаете?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Воспитатель: Откуда мы узнали об этих богатырях?
Дети: Из былин, сказок.
Воспитатель: Что такое былина?
Дети: Былина произошла от слова быль, было.
Воспитатель: Кто слагал Былины о богатырях?
Дети: Сказитель.
Воспитатель: Как сказитель рассказывал Былину?
Дети: Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах.
Воспитатель: Расскажите о богатырях, которых вы знаете.
Воспитатель: Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти…
Воспитатель: А сейчас вместе сделаем разминку.
Физминутка
Богатырь он вот каков…
Он силен, он здоров…
Он из лука стрелял…
Метко палицу бросал…
На границе стоял …
Зорко – зорко наблюдал …
Подрастем мы и смотри
Станем как богатыри!
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки.
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Воспитатель: Зачем она нужна богатырям?
Дети: Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.
Воспитатель: Кольчуга весила 7 килограммов.
2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Воспитатель: Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Воспитатель: Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все вы знаете, все умеете. Присаживайтесь за столы, вас ждет очень увлекательное задание.
Продуктивная деятельность "Богатырь":
Воспитатель предлагает изготовить богатыря.
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас лежит шаблон богатыря. Выберите цвет бумаги и пластилина для своего богатыря. Кольчугу мы будем делать из пластилина, а все остальное из цветной бумаги. Работы у нас с вами очень много, поэтому нужно работать аккуратно и очень внимательно. По мере затруднения воспитатель помогает. Когда богатырь готов рисуют глаза и рот. Дети встают полукругом со своими поделками.
Рефлексия.
Воспитатель: Спасибо, ребята, было очень приятно с вами работать. А вам понравилось наше мероприятие? Что вам больше всего понравилось? А что бы вы хотели изменить?
Девочка: А сейчас я подарю вам талисман «Листок дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.
В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.
Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.