Ольга Трещейко
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Познавательное развитие
по патриотическому воспитанию в старшей группе
Подготовила:
воспитатель
Трещейко О. С.
Программное содержание: Формирование представление о государственных символах России гимне, флаге, гербе, представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине.
Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Познакомить детей с полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.
Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, использовать в речи синонимы и сравнения.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Активизация словаря: Богатырь, кольчуга, доспехи, снаряжения, россияне былины, меч, булава, палица копьё, лук и стрелы, ножи, кинжал.
Предварительная работа: Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях. Чтение былин.
Оборудование: Иллюстрация картины В. М. Васнецова «Богатыри» карточки с изображением доспехов богатырей, оружие современных воинов. Иллюстрация герб России, макет флага, фонограмма гимна.
Ход занятия: дети входят в зал под фонограмму песни «Родина моя» Педагог. Добрый день, дорогие друзья! Приветствую Вас, маленькие россияне! А вы знаете, почему я вас так назвала?
Дети: Потому - что мы все живем в стране, которая называется Россия. Педагог. Совершенно верно. Россия – самая большая страна мира. А что такое Родина для вас?
Дети: Это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна! Педагог. Молодцы ребята. А какие государственные символы имеет Россия?
Дети: флаг.
Ребенок читает стихотворение о флаге.
Педагог. А что обозначают цвета нашего флага?
Белый – облако большое
Синий – небо голубое
Красный – солнышка восход.
Новый день Россию ждет.
Символ мира, чистоты.
Это флаг моей страны.
Педагог. А какой еще символ страны вы знаете?
Дети. Герб.
Ребенок читает стихотворение о гербе.
Герб,страны – орел двуглавый.
Гордо крылья распустил
Держит скипетр, державу
Он Россию сохранил.
На груди орла щит красный
Дорог всем: тебе и мне
Скачет юноша прекрасный на серебряном коне.
Развевается плащ синий,и копье в руке блестит.
Побеждает всадник сильный.
Злой дракон у ног его лежит.
Подтверждает герб старинный.
Независимость страны.
Педагог. Еще один символ
Дети: Гимн (звучит куплет гимна)
Педагог. Ребята, а почему вы встали, когда заиграл гимн?
Ответы детей.
Педагог. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна. А люди знают, что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знаменами, гербами выстояли в самых тяжелых испытаниях. С историей не спорят, с историей живут, Она объединяет на подвиг и на труд! Едино государство, когда един народ, Когда великой силой он движется вперед. Наша история неустанно движется вперед, но сегодня я хочу предложить вернуться немного в прошлое.
Педагог. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
Педагог. народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.
Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской?
Дети. Богатыри.
Педагог. Кто такие богатыри?
Дети. Силачи, воины, борцы.
Педагог. А какие они были?
Дети. Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.
Педагог. Ребята, давайте мы покажем какие сильные и смелые Богатыри.
Физкультминутка. «Богатыри».
Дети стоят в кругу.
Богатырь – вот он каков :
Он силен, он здоров, (Показываю силача)
Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)
На границе стоял, (Показывают)
Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)
Станем, как богатыри! (Руки на пояс)
Педагог. А откуда вы знаете о богатырях?
Дети. Из былин, русских народных сказок.
Педагог. А что такое былина? От какого слова оно происходит?
Дети. Быль, правда – то, что происходило на самом деле.
Педагог. Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?
Дети. Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.
Педагог. Молодцы, ребята, много вы знаете о древних защитниках земли Русской. Сегодня я хочу познакомить с очень интересной картиной.
На доску выставляется репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Педагог. Это картина художника В. Васнецова «Богатыри».
Педагог. Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?
Дети. Русские богатыри.
Педагог. Их имена Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.
Педагог. Как изображены богатыри?
Дети. Художник изобразил богатырей в виде сказочных героев.
Педагог. Ребята посмотрите, как одеты богатыри, какое у них оружие?
Педагог. Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей.
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч, Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Педагог. Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери доспехи»
Педагог. На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.
Педагог. Давайте еще поиграем
Дидактическая игра «Собери оружие богатырей».
Педагог. Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с заданием и правильно нашли оружие богатырей.
Педагог. А какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?
Дети.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли – умри, не сходи!
За край свой насмерть стой!
За правое дело стой смело!
Жить – Родине служить.
Счастье Родины – дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет!
Педагог. Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена.