Эмилия
Конспект ИД в старшей логопедической группе по экспериментированию в изодеятельности «Волшебница — вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательной активности детей путём экспериментирования в процессе изодеятельности.
Задачи:
1. Формировать и систематизировать знания детей о воде. 2. Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь-отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре. 3. Познакомить детей с техникой рисования на воде – Эбру. 4. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев. 5. Обогащать словарный запас детей.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
Предварительная работа: Чтение художественной литературы М. Пришвин «Живая вода», М. В. Гумилевская «Рассказ о водяной капельке», Н. Рыжова «История одного пруда», «Как люди речку обидели», «Вы слыхали о воде?», К. И. Чуковский «Мойдодыр». Беседы о воде, её роли в жизни человека, «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде». Наблюдения за водой в быту и природе. Дидактические игры «Четыре стихии», «Ходят капельки по кругу». Слушание классической музыки, музыкальных произведений.
Материалы и оборудование: Для опытов: одноразовыестаканчики, сосуды разной формы, коктейльные трубочки, ложки, вода, лёд, сахар, сахарница, соль, солонка, краски, кисти.
Для рисования: лотки со специально подготовленной водой, палочки для рисования, салфетки, краски, листы бумаги, фартуки.
Ход занятия.
Вводная часть. Организованный момент.
«С голубого ручейка начинается река, ну а наше занятие начинается с улыбки!». Ребята, посмотрите, как много гостей к нам пришло. Давайте поприветствуем их, улыбнёмся и подарим хорошее настроение всем гостям.
Педагог приглашает детей занять места на стульчиках. Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила вот эту капельку. Она пришла не одна, а со своими подружками и принесла нам загадки, но её подружки потерялись, нам нужно помочь их найти. Но для этого нам нужно отгадать загадки.
1. Бежит, бежит не выбежит, течёт, течёт, не вытечет. (Река)
2. Пушистая вата плывёт куда – то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако).
3. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (Дождь).
(Воспитатель включает запись журчания воды. Ребята, что вы услышали?
Ребята, как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить сегодня на занятии?
Конечно, мы сегодня будем говорить о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть, экспериментировать. Давайте вместе с водичкой поиграем: откроем кран с холодной водой – произносим звук С, с тёплой водой – звук Ш. Как вы думаете, где в природе можно встретить воду? Ответы детей: реки, озера, моря, дождь, роса, лёд, пар.
Дидактическая игра: «Какая вода». Вода в море –морская, вода в океане – океаническая, в озере, в речке, болоте, в водопроводе.
Для чего и кому нужна вода? Где мы её используем? Ответы детей: (Вода нужна растениям, животным, насекомым, людям. В воде живут рыбы и морские животные. Вода нужна человеку для стирки и уборки, для приготовления пищи. Вода работает на гидроэлектростанциях – вырабатывает электрический ток. Вода – это дорога, по воде на кораблях можно путешествовать и перевозить грузы). Все правильно, вода необходима всем живым организмам. А вы хотите побольше узнать о свойствах воды? А что для этого нужно сделать? Провести опыты. Сегодня мы с вами узнаем новые свойства воды и попробуем порисовать.
Но прежде чем мы с вами приступим к работе, я предлагаю поиграть в игру. Я буду мама Тучка, а вы будете капельками. Жила – была мама Тучка и были у неё детки капельки, весёлые, озорные шалунишки. Капелькам пора отправляться в путь (звучит музыка напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает, что им делать. Пролилась тучка дождем и полетели капельки на землю. Весело было капелькам, они прыгали, кружились, скучно им стало поодиночке веселиться, собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками – парами, встретились ручейки и стали большой речкой, соединяются в одну цепочку. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла река и попала в большой океан, перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу. Плавали капельки в океане, вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и солнышко пригрело, стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.
Основная часть. Познавательно – исследовательская деятельность.
Приглашаю детей занять свои места. Начинаем проводить опыты со свойствами воды.
Опыт 1. «Вода – жидкость». Дать детям два стакана: один пустой, другой с водой. Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Вывод: Вода льётся, она жидкая.
Опыт 2: «Вода не имеет собственной формы». Переливаем воду в разные сосуды, вода принимает форму того предмета, куда её нальют, во что её нальют. Вывод: Вода не имеет формы.
Опыт 3: «Вода прозрачная». На столе два стакана: один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить камушек в стакан с водой и в стакан с молоком. Что заметили? В стакане с молоком камушка не видно, а в стакане с водой – видно. Вывод: Чистая вода – прозрачная.
Опыт 4: «Лёд – твёрдая вода». Если положить лёд на ладошки детей, что произойдёт? Вывод: Лёд и снег – твёрдая вода.
Опыт 5: «В воде одни предметы растворяются, другие нет». У детей два стакана с водой. В один положим обычный песок и попробуют размешать его ложкой. В другой насыплем сахарный песок, размешаем. В каком стаканчике песок растворился?
Ну, а теперь самое интересное. Как вы думаете, можно рисовать на воде?. Давайте попробуем. Предложить каждому ребёнку размешать акварельные краски в тарелочках с водой. Получилось порисовать? Получилось много цветной водички, краска просто растворилась в воде.
Физминутка «Мы играем на гармошке».
Я всё таки хочу научить вас сегодня порисовать на воде, хотите? Конечно это можно сделать с помощью нетрадиционной техники рисования, которая называется Эбру. Искусство такое необычное зародилось в Турции. Краски плавают на поверхности воды и не растворяются, а смешиваются между собой, образуя красивые узоры. А потом эти узоры переносятся на лист бумаги. Как говорится лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Перед работой разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Все мы знаем».
Для работы нам понадобится: лоток со специально подготовленной водой с загустителем. Он сделан из растения, горной колючки и называется – гевен. Краски, тоже необычные для этой техники, они словно живые. Кисточки, острые палочки, салфетки, потому что при соприкосновении с водой краса должна быть чистой. Поработали одной краской, протираем палочку и работаем дальше с краской другого цвета. Работать нужно только на поверхности воды, не прокалывая воду. Краски добавляем в любой последовательности. Палочкой набираю краску и опускаю её на воду, только чуть – чуть прикасаясь к воде, капля краски растекается по поверхности воды. Затем вновь вытираем палочку и опускаем в краску другого цвета. На один цвет ложится другой, это похоже на магию. Цветные капельки не растворяются, а кружатся, как будто танцуют. Когда рисунок готов нам нужно отпечатать его на листе бумаги. Для этого опускаем лист бумаги на воду и произносим волшебные слова : 1, 2,3,4,5. Будем чудо в гости звать. Мы листочек опускаем и волшебный забираем! 1,2,3 - посмотри!
Предлагаю занять свои места и начать работу.
Заключительная часть. Рефлексия. «Волшебный мешочек». Ребята, вы такие молодцы, мне оченьпонравилось как вы занимались. Посмотрите, у меня есть волшебный мешочек, давайте соберём в него всё самое интересное, увлекательное, что было сегодня на занятии.