наталья винокурова
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В каждой крошке хлеба — труд»
Цель:
формирование у детей представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания дошкольников о значении хлеба в жизни человека, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба; о последовательности этапов выращивания хлеба.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, наблюдательность;
- развивать умение анализировать, сравнивать;
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „В каждой крошке хлеба — труд“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать связную речь, побуждая детей отвечать на вопросы воспитателя
полными предложениями;
- активизировать в речи детей прилагательные, характеризующие свойства хлеба, зерна, колосьев, муки;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к людям, которые его выращивают. Материалы и оборудование:
настоящий хлеб на подносе, мультимедийная презентация, экран для презентации; диапроектор, иллюстрации колосков пшеницы и ржи, тарелки с ржаной и пшеничной мукой, образцы (кусочки) ржаного и пшеничного хлеба, картинки с изображением хлебобулочных изделий, салфетки, клеенки, поварские колпаки, фартуки, готовое тесто.
Предварительная работа : беседа о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций; чтение литературных произведений по теме, лепка: «Хлебные и кондитерские изделия», «Булочки, баранки».
Обогащение словаря: комбайн, элеватор, хлебороб, хлебозавод, пекарь, трактор, тракторист, мельник, пахота, сев, плуг, чан, хлебобулочные изделия.
Интеграция образовательных областей:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Познавательное развитие;
План занятия:
I. Вводная часть:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, с помощью которой они узнают, о чем они сегодня будут говорить:
Загадка:
Отгадай легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелым. (Хлеб)
(ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей и задает вопросы:
- Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак?
- А что вы кушаете на обед? (ответы детей)
Воспитатель говорит о том, что меню все время меняется, но среди названных продуктов есть тот, который присутствует на столе утром за завтраком, в полдень на обед, вечером на ужин, и просит детей назвать его. (ответы детей)
Воспитатель подводит детей к мысли о том, что хлеб – это главный продукт на нашем столе и задает детям вопросы:
- Ребята, а вы любите хлеб?
- Какой хлеб вы любите? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Какой хлеб».
Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Цель: подбор определений к существительному.
Описание игры: дети, построившись в круг, передают друг другу мяч и называют определения, характеризующие хлеб: например, хлеб - румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Воспитатель обобщает ответы детей о том, что хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный, и спрашивает о том, знает ли кто-нибудь, откуда пришел хлеб. (ответы детей)
Выслушав ответы детей, воспитатель сообщает, что для того, чтобы хлеб появился на прилавках магазинов нашего города, ему нужно пройти долгий путь и предлагает детям заочно совершить вместе с хлебом это путешествие. Постановка цели.
(Дети вместе с воспитателем подходят к мультимедийной доске)
II. Основная часть:
Просмотр презентации «Этапы выращивания хлеба»
1 слайд «Поле для пахоты».
- Дети, что вы видите на экране?” (ответы детей)
Воспитатель поясняет, что это только начало пути хлеба.
- Что надо сделать с этой землёй и почему? (ответы детей)
Воспитатель словесно поощряет детей и предлагает отгадать еще одну загадку:
Загадка:
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Пять плугов тащит. (трактор)
(ответы детей)
2 слайд «Трактор пашет землю».
- Кто управляет трактором?
(ответы детей)
(Словарная работа: «тракторист»).
3 слайд «Сев в поле».
Воспитатель рассказывает детям о том, что к трактору прикрепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна.
Физкультминутка «Из зёрнышка – колосок»
Педагог предлагает детям представить себя «зернышками» и выполнить движения в соответствии с текстом стихотворения.
Дети вместе с воспитателем выходят на середину группы, встают в круг, говорят слова:
- Мы маленькие зёрнышки совсем не видно нас,
- А я буду ухаживать и разбужу всех вас. слова педагога
-И зёрнышко растёт, растёт,
превращаясь в стебелёк,
а потом и колосок!
Воспитатель говорит о том, что для того, чтобы вырастить хороший урожай, нужно внимательно следить за всходами и спрашивает у детей, как называют людей, которые выращивают хлеб на полях нашей Родины? (ответы детей)
Словарная работа «хлеборобы»
4 слайд «Хлебное поле».
- Что вы видите на экране? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям узнать из загадки, с помощью чего убирают урожай:
Он идёт, волну сечёт,
Из трубы зерно течёт.
Что это за машина? (комбайн)
(ответы детей)
5 слайд «Комбайн в поле».
Ситуативная беседа о том, что с утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время - осыплется зерно, пропадет урожай. Хоть и собрано зерно, да не хлеб ещё оно;
6 слайд «Элеватор»
Затем зерно доставляют на элеватор - в помещение, где хранят зерно.
Словарная работа «элеватор»
Там оно может храниться много лет.
Художественное слово:
Слышен, летом до заката
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор.
Урожай грузовики.
7 слайд «Мельница»
- С элеватора, зерно везут на мельницу. Здесь такое с ним творится:
В оборот зерно берут.
В порошок его сотрут.
Воспитатель спрашивает у детей, что это за порошок?
(ответы детей)
- Кто работает на мельнице?” (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям подойти к столу, где стоят тарелки с разной мукой и рассмотреть ее, потрогать руками, определить, какого она цвета, высказать свои предположения, из какого она зерна и как она будет называться (пшеничная, ржаная) Воспитатель показывает детям ржаной и пшеничный хлеб и предлагает им назвать, чем они отличаются. (Ответы детей.)
Ситуативная беседа о том, что есть злаковые растения — рожь и пшеница. (Воспитатель показывает колосья.) Из зёрен ржи получается мука серого цвета, и при выпечке хлеб имеет тёмный цвет. А из зерна пшеницы — мука белая, с желтоватым оттенком. Из такой муки получаются изделия золотистого цвета. Но это не значит, что ржаной хлеб хуже пшеничного. В ржаном хлебе содержатся почти все питательные вещества, которые нужны человеку. Поэтому, если есть ржаной хлеб, всегда будете сыты и здоровы.
Воспитатель говорит о том, что дальше муку везут в пекарню.
- Кто работает в пекарне? (пекари)
(ответы детей)
Словарная работа «пекари»
8 слайд «Пекарня, хлеб».
Воспитатель рассказывает о том, что на хлебозаводе стоят огромные чаны. В чан добавляют муку, соль, сахар, воду, и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. Другие машины режут тесто на одинаковые части, подают в большие печи для выпечки хлеба.
- Что еще пекут из муки, кроме хлеба? (ответы детей)
- А как все эти продукты называются одним словом?
- Они называются хлебобулочные изделия.
Словарная работа «хлебобулочные изделия»
- Назовите хлебобулочные изделия, которые вы видите на экране.
Пальчиковая гимнастика
Бублик
(Большой и указательный пальцы образуют круг.)
Баранку,
(Большой и средний пальцы образуют круг.)
Батон
(Большой и безымянный пальцы образуют круг)
И буханку
(Большой и мизинец образуют круг.)
Пекарь из теста
Испёк спозаранку.
(Имитация лепки хлеба)
Педагог предлагает вернуться из путешествия назад в садик и превратиться в пекарей: попробовать самим изготовить («слепить») хлебобулочные изделия.
Лепка (индивидуальная работа). Дети выполняют задание самостоятельно, педагог использует индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку. Воспитатель предлагает детям организовать из их «хлебобулочных изделий» выставку.
III. Заключительная часть.
Педагог подводит итог занятия, обращая внимание на то, что дети узнали:
какой долгий и сложный путь прошел хлеб, чтобы попасть к нам на стол и сколько людей разных профессий вкладывают в него свой труд.
В качестве домашнего задания воспитатель предлагает детям вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о хлебе.
Список использованной литературы:
Голицина Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. - М. : Мозаика - Синтез», 2004.
Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м. : ТЦ Сфера,
2012.