Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Тульский пряник»

Наталья Стешенко
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Тульский пряник»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Тульский пряник»

Цель: формирование интереса к истории, обычаям и традициям русского народа, родного края.

Задачи:

- расширение знаний и представлений об истории, обычаях и традициях русского народа. (через знакомство с Тульским пряником);

Темочки:

- развитие мышления, творческого воображения, памяти, внимание, обогащение словарного запаса;

- развитие мелкой моторики, графических умений и навыков;

- воспитание любви к малой Родине (родному краю, воспитание уважения, любви к народным и семейным традициям, народному искусству, преемственности поколений.

Оборудование: презентация «Тульский пряник», ИКТ: сеть интернет, проектор, экран, ноутбук, заготовки пряников, пряничное тесто, влажные салфетки, бумажные салфетки, доска для работы

Предварительное работа: подбор материала, связанный с обычаями и традициями пряников на Руси, поговорки и пословицы о прянике, подготовка презентации.

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Здравствуйте, мои дорогие, маленькие и большие! Здравствуйте, дорогие гости!

Предлагаю вам отгадать мои загадки:

В поле родился, на заводе варился.

В чашке на столе растворился (Сахар).

В воде родится, а воды боится (Соль).

Мнут и катают, в печи закаляют,

А потом за столом нарезают (Тесто).

Хоть задрал он кверху нос, но это не всерьёз.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет – убедиться (Чайник).

В небо дыра, в землю дыра,

А в середине - огонь да вода (Самовар).

Воспитатель:

- Как вы думаете, все отгадки как-то связаны между собой?

Дети:

- Да, нет (воспитатель должен подвести к Тульскому прянику).

Воспитатель:

-Все они относятся к теме нашего занятия.

Вот вам еще одна загадка:

Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце (Пряник)

Воспитатель:

- Правильно! Сегодня речь пойдет о прянике.

Пряник – кондитерское изделие, круглой, овальной или прямоугольной формы, изготавливаемое из специального пряничного теста, начиненное сгущенкой или фруктовым повидлом с возможным добавлением изюма, меда и орехов. Для придания индивидуальности на пряник наносят рельефный рисунок. А затем покрывают сахарной глазурью для того чтобы поверхность стала гладкой и красивой.

Кто из вас не пробовал Тульский пряник? Наверное, здесь нет таких людей.

- Хотите узнать побольше о Тульском прянике?

Дети:

- Да!

Сейчас мы спустимся в музыкальный зал и посмотрим презентацию об истории тульского пряника.

- Мы с вами сегодня узнаем об истории Тульского пряника и побудем с вами мастерами пряничных дел.

А пока мы смотрим презентацию моя помощница Ариша приготовит тесто.

- Предлагаю посмотреть презентацию:

«История русского пряника».

2 слайд

Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце (Пряник)

3 слайд

История пряников.

Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом» и появились еще около IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять пряности, привезенные из далёких стран (Индии и Ближнего Востока, Так пряник получил свое название. Слово «пряник» происходит от русского слова пряности. Ещё пряности называли сухими духами. Обычно в пряничное тесто клали 7-8 видов пряностей, например: корица, гвоздика, кардамон.

4 слайд

Виды пряников

По способу изготовления пряники делят на три вида :

1. Лепные («козули», «тетёрки») – самые древние.

2. Печатные – самые популярные.

3. ВЫРЕЗНЫЕ (силуэтные) – самые красивые.

5 слайд

Пряники лепные

Лепить пряники — самый древний способ; особенно распространен был на Севере.

Фигурки – олени с раскидистыми рогами, коньки, бычки, коровки, козлики, птички - имеют общее название - «козули». Козули – это не только праздничные съедобные пряники, это, в первую очередь, обереги, которые делали, дарили и хранили целый год. Считали, что козули, находящиеся в доме, охраняют его от злых духов, недобрых гостей.

Существует три вида козуль:

- объёмные (напоминающие глиняные фигурки) - их лепят из теста, так же как игрушки из глины.

6 слайд

- "Тетёра" или "тетёрка" - это особое витое печенье. Его готовят из теста, скатаного в жгуты, и выкладывают в виде волн или петель, спиралей, решёток, кругов, растений, фигурок птиц, животных.

7 слайд

Силуэтный - и расписные плоские козули-пряники. Для их изготовления используется или картонный шаблон, или металлический штамп. Это самый простой и эффективный способ приготовления. Уже готовые и остывшие козули покрывали глазурью с добавлением природных красителей.

8 слайд

Пряник печатный

Пряники с картинками назывались печатными, потому что их печатали также как печатают картинки или буквы.

9 слайд

В «Сказке о рыбаке и рыбке есть такие строки:

«За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре, да дворяне,

Наливают ей заморские вины,

Заедает она пряником печатным…»

10 слайд

Печатный – самый распространенный способ изготовления. Печатали пряники с помощью пряничной доски, или "пряницы”, сделанной из дерева твердой породы, как рельефный оттиск на тесте.

11 слайд

Разнообразие печатных пряников

Без пряников не проходило ни одно событие.

Их дарили в знак чести, любви. В подарок невесте и молодой даме дарили пряник в виде корзины цветов, сердечка, целующихся голубков, лебедей, павлинов с соответствующими случаю надписями: “Знак любви”, “Знак верности”, “Знак памяти”, “Знак дружбы”, “Кого люблю, тому дарю”, "В день ангела”.

Пряники, конечно, были излюбленным лакомством и для детей. Для них выпекали небольшие фигурные пряники в форме домашних животных, птиц, зверей, с именами, с отдельными буквами.

По случаю больших торжеств выпекались специальные пряники, которые назывались “подносные” или “заздравные”. Они не только поражали своими размерами (от 50 см до 1 м и более) и весом (от 5 до 15 фунтов, а в некоторых случаях до 1 пуда, но и выделялись особой изощренностью и сложностью рисунка.

12 слайд

Тульские пряники

«Чай пить- не дрова рубить»- гласит русская пословица. А чай ещё и с пряником и вовсе замечательное занятие. Всемирную известность приобрели тульские пряники. Тула- это город известный своими оружейными мастерами и мастерами пряничного дела. Именно тульские мастера придумали пряничные доски, с помощью которых делали печатные пряники.

13 слайд

Рецепт приготовления пряников строго держался в секрете в семьях пряничников, передавался по наследству.

Ни один из мастеров никогда не пользовался гирями, на которых написан вес, чтобы "шпионы" не смогли вызнать, сколько по рецепту требуется муки, сколько мёда и т. д.

Пекари пользовались разновесами - камушками, кусочками железа, которые прятались в укромное место под замок, чтобы, не дай Бог, никто их не нашёл, не взвесил и не вычислил их собственный рецепт.

14 слайд

В городе Туле есть музей «Тульский пряник» Музейными экспонатами являются разнообразные пряничные доски различной формы, многие из которых ранее принадлежали знаменитым кондитерам, пряничные упаковки, фотографии и предметы быта тульских пряничников, а также сами пряники, среди которых самый маленький и самый большой в России.

В самом центре Тулы установлен памятник прянику. Памятник исконному тульскому лакомству вылит из бронзы, его диаметр составляет 2 с половиной метра, а весит он больше тонны.

На лицевой стороне памятника тульскому прянику написано "На счастье. Тульский пряник известен с 1685 года", а на тыльной стороне нанесена надпись "Слава тульским умельцам" и четверостишие:

"Тульский пряник - Государь,

испекли его, как встарь

Этот пряник предки ели

и нам велели!"

2. Основная часть

Воспитатель:

- О прянике много сложено пословиц и поговорок. Ребята! А какие вы знаете поговорки и пословицы о пряниках? А поможет мне сегодня моя помощница Ариша. (Ответы детей, если гости не знают поговорки и пословицы про пряник, Ариша подсказывает)

Поговорки и пословицы:

“Ребенку дорог пряник, а старцу – покой”.

“Ломается как пряник”.

“Тарас есть пряники горазд, а - Филат и каше рад!»

“Без работы пряников не купишь”.

Воспитатель:

Физкультминутка

Воспитатель:

Что-то гости заскучали!

Вы, наверное, устали?

Я тогда прошу Вас встать!

Не пора ли поиграть?

Игра «Пряник»

Дети становятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры, а также рассказывает, что на Руси пряник был не только лакомством, но его еще и использовали в играх.

В центре – водящий. Пока звучит мелодия, участники передают друг другу пряник. Музыка останавливается, и у кого в руках оказывается пряник, выполняет какое-либо задание (читает стихи, поет, танцует).

Практическая работа.

Стряпуха Ариша: (рассказывает как она готовила тесто с показом технологических карт)

- Как приготовить тульский пряник, не выходя из дома? Берем сахар, соду, яйца, мед и корицу и тщательно все перемешиваем. Добавляем подтаявший маргарин и ставим все на водяную баню приблизительно на 10 минут. Не забывайте постоянно помешивать вашу смесь. В полученную воздушную массу кладем стакан просеянной муки, тщательно перемешиваем ложкой и остужаем. В теплое тесто постепенно всыпаем оставшуюся часть муки, хорошо взбиваем при помощи вилки, а потом вымешиваем тесто руками.

Раскатываем его в тонкий пласт и разрезаем на одинаковые квадраты. На серединку каждого кладем немного повидла и хорошенько защепляем бока. Выкладываем их на смазанный маслом противень и выпекаем в духовке 10 минут при температуре 200°С.

Пока идет процесс приготовления тульских пряников, мы займемся с вами глазурью для них. Для этого берем сахар, насыпаем его в ковш, добавляем немного молока и ставим на слабый огонь. Ждем пока весь сахар тщательно раствориться, доводим до кипения и кипятим в течение 5 минут, постоянно помешивая. Смазываем горячие пряники сваренной глазурью и даем им хорошо остыть и высохнуть

Стряпуха:

- Вот и тесто готово (демонстрирует).

Детям раздаётся тесто формочки, дети готовят пряники.

Воспитатель:

-Ребята, вот и пряники наши готовы, сейчас мы отнесём их на кухню и поставим в печь.

После выпекания покрываем пряники глазурью.

Этапы работы:

1. Расположить заготовку пряника по горизонтали.

2. Вырезать с помощью формочки 2 фигурки.

3. На одну фигурку положить повидло и накрыть другой фигуркой, защипнув края.

Воспитатель:

- Вот какие пряники замечательные у нас получились! У кого-то они совсем белые (не пожалели глазури, а у кого-то поменьше глазури. (Подводит итоги).

Музыкальная пауза. Танец «Самовар»

Воспитатель:

- Надеемся, что вам понравился наша сегодняшняя встреча, и вы узнали много нового интересного.

А сейчас приглашаем всех на чаепитие! Да с Тульским пряничком!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 156 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СКАЗКА» С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

Конспект интегрированного занятия в старшей комбинированной группе

на тему: «Тульский пряник»

Подготовлен:

воспитателем

первой квалификационной категории

Стешенко Натальей Юрьевной.

Новосибирск 2017 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы» в старшей группеКонспект интегрированного занятия «Зимующие птицы» в старшей группе Конспект интегрированного занятия на тему: «Зимующие птицы», в старшей группе Цели: воспитывать бережное отношение к птицам. Задачи: Развивающие:.

Конспект интегрированного занятия «Осень» в старшей группеКонспект интегрированного занятия «Осень» в старшей группе Конспект интегрированного занятия «ОСЕНЬ» в старшей группе. ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ:. Закрепление представлений об осени и её приметах.. Расширение.

Конспект интегрированного занятия «Салют Победы» в старшей группе Цель: Формировать у детей знания о Великой Отечественной войне, ее защитниках и подвигах. Научить изображать салют. Развивать композиционные.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Морское путешествие»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Морское путешествие» Интегрированное занятие «Морское путешествие»Старшая группа Музыкальный руководитель Сидорова М. В. Тип занятиятематическое, сюжетно-игровое,.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Осенняя пора»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Осенняя пора» Интеграция образовательных областей:познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Методические задачи: совершенствовать.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Здравствуй, лес!» Задачи: Расширять знания детей о природе, о лесе. Формировать у детей предпосылки экологического отношения к природе, к окружающему миру.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в космос»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в космос» Воспитатель старшей группы Селюкова В. С. с. Гостищево Цель: Рассказать детям о важности работы космонавтов. Уточнять и расширять представления.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Ветер-невидимка»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Ветер-невидимка» Цель: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; Задачи:.

Конспект открытого интегрированного физкультурного занятия в старшей группе КОНСПЕКТ открытого интегрированного физкультурного занятия по реализации образовательных областей «Физическая культура». «Безопасность».

Мастер-класс для педагогов «Тульский пряник»Мастер-класс для педагогов «Тульский пряник» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр образования №32», строение 4 Городское методическое объединение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Тульский пряник»
Опубликовано: 28 августа 2020 в 08:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Тульский пряник»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Стешенко (УИ 148971) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД