Елена Воронина
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Подводное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Подводное путешествие»
Воспитатель:
Воронина Елена Евгеньевна
МБДОУ детский сад №32
г. Кинешма Ивановской области
Цель: развивать у детей интегративные качества : любознательность, самостоятельность, активность. Овладевать и развивать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развивать способность решать интеллектуальные и личностные задачи проблемного характера.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Подводное путешествие“» размещена в разделах
Задачи:
Обучающие и развивающие:
Учить детей решать вопросы, требующие актуализации знаний, развивать умение анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
Развивать умение высказывать свою точку зрения, побуждать делать сравнения, выводы, сопоставлять факты.
Развивать интерес и активность детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Уточнять и обобщать знания детей о подводном мире, о морских обитателях; расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Подводный мир».
Совершенствовать характер действий поискового характера.
Развивать психические процессы: память, воображение, мышление, речь.
Развивать мыслительные способности: сравнение, обобщение, логическое мышление.
Воспитательная:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе.
Воспитывать способность внимательно и терпеливо слушать других.
Учить творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций.
Ход НОД:
Приветствие:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмись
И друг другу улыбнись.
Ребята, посмотрите под этой красивой коробкой находится какой – то таинственный, загадочный предмет. Как вы думаете, что там находится? (предположения детей). Вы назвали много интересных вариантов, что может быть под коробкой. Для того, чтобы проверить ваши предположения, я вам предлагаю отгадать мою загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Что это? (глобус)
Да, этот таинственный, загадочный предмет – глобус. (достаем глобус)
Как вы думаете, что такое глобус и зачем он нам нужен? (ответы детей) Хорошо, вы правы.
Да, это модель нашей планеты Земля и он нужен для изучения морей, океанов и суши.
А на какую фигуру похож глобус? (шар)
А теперь посмотрите внимательно, в какие цвета окрашен глобус? (ответы) Почему на глобусе больше всего синего и голубого цвета?
Синим и голубым цветом обозначена вода. Это все реки, моря и океаны.
Как вы думаете, почему где – то темнее синий цвет, а где – то светлее (ответы детей) Любопытные ответы!
Оказывается, дети, чем темнее цвет воды, тем глубже в этих местах. (это моря и океаны)
Ребята, а вы можете назвать, какие моря и океаны вы знаете (ответы)
Дети, у меня есть мечта. А как вы считаете, зачем нужна мечта (ответы)
Очень интересно отвечаете.
А вы можете мне назвать свою мечту? (ответы детей)
А я всегда мечтала отправиться в подводное путешествие, опуститься на морское дно, мне хотелось окунуться в подводный мир. Вы мне поможете осуществить мою мечту? Что для этого нужно сделать?
А на чем можно путешествовать по воде? (ответы) Как назвать одним словом? Это водный транспорт. Как вы предполагаете, на чем можно спуститься под воду? (ответы)
Я вам предлагаю сейчас совершить путешествие на батискафе. Вы знаете, почему эта техника называется батискафом?
(СЛАЙД 1)
Батискаф - это небольшой легкий подводный аппарат из металла с окнами – иллюминаторами. Батискаф используют для изучения подводного мира, в нем есть место для людей и необходимого оборудования. Батискаф имеет несколько мощных прожекторов.
Наше путешествие начинается.
Что можно сделать, чтобы понять как батискаф опускается под воду?
(ответы детей). Чтобы услышать, как мы погружаемся, я предлагаю вам провести опыт «Подуем в стакан с водой через трубочку». Вот такой звук издает батискаф, спускаясь под воду.
Детский сад наш изменился,
В океан преобразился.
Мы отправимся гулять
Дно морское изучать.
Покружились, покружились и на коврик опустились (сели на ковер).
Ну, а что на дне морском
Кто живет там, чей там дом
На подводном на ковре
Поживем чуть – чуть на дне.
(СЛАЙД 2) ВИДЕО «Морские обитатели»
Ребята, а кого вы видели в подводном мире (ответы)
Почему под водой так много обитателей?
Что вы хотите узнать об обитателях моря?
1. Морская звезда. (СЛАЙД 3)
Как вы думаете, почему их так называют? У них разнообразная окраска: красная, оранжевая, зеленая. Тело у них усыпано мелкими или крупными колющимися наростами. Морская звезда очень прожорлива: она питается устрицами, мидиями и другими съедобными ракушками. С помощью своих рук – лучей она умеет открывать створки крупных ракушек, умеет ползать и закапываться в песок. Так как морские звезды обитают на самом дне, где очень темно, то она может светиться зеленовато – голубым цветом, а на её пяти конечностях цвет самый яркий.
СЛАЙД 4.
Посмотрите, а вот и друзья морской звезды.
2. Осьминог. (СЛАЙД 5)
Дети, вы знаете сколько ног у осьминога? Да, восемь ног. Зачем ему столько ног? (ответы детей) Все они снабжены присосками, которые служат ему для передвижения по грунту и ловле добычи. Голова похожа на шляпу гриба или зонтик. Любимая еда осьминога –лангусты. Они охотятся после наступления темноты или на рассвете, подкрадываются к рыбам и внезапно нападают на них. Осьминог может менять окраску, которая зависит от его настроения. Если осьминог победил в схватке, он становится красным, от испуга он сильно светлеет и выпускает облако черной жидкости и исчезает под его прикрытием. А когда ложится на дно, то принимает его окраску и становится невидимым.
СЛАЙД 6 у осьминога тоже есть друзья.
3. Акула (СЛАЙД 7)
Да это же самый крупный хищник морских глубин. Акула может быстро передвигаться. У акулы много острых зубов треугольной формы, они растут в три ряда. Зачем им столько зубов? Акулы очень прожорливы и нередко глотают все подряд: консервные банки, тряпки, мелкие обломки кораблей. Акулы очень хорошо ориентируются в пространстве и видят ночью лучше, чем днем. Питаются акулы в основном рыбой, могут нападать на самых добрых обитателей дельфинов. Акулы опасны для человека. Почему?
СЛАЙД 8 акула с друзьями
4. Краб. (СЛАЙД 9)
Тело краба покрыто прочным панцирем. Вы знаете, для чего крабу такой прочный панцирь? (чтобы не напали враги) Панцирь нужен крабу для защиты. Но его панцирь не растет вместе с крабом и когда панцирь становится слишком тесным, краб сбрасывает его, оставшись без своей защитной одежды. Краб становится беззащитным и вынужден прятаться среди камней, пока не вырастет новый панцирь. У краба 10 ножек. Передние ножки называются клешни. Для чего нужны клешни, кто знает? (кушать) С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот.
СЛАЙД 10 два краба неразлучные друзья
5. Черепаха. (СЛАЙД 11)
У черепахи тело покрыто панцирем. Зачем черепахе нужен панцирь? Передние лапы – это мощные ласты. Они нужны, чтобы черепаха могла плавать легко и свободно. Черепахи бывают очень маленькими и очень большими. Любят они пещеры, где можно спрятаться и отдохнуть. Черепахи очень хорошо ориентируются в воде. Почему?
Вы обратили внимание, что у всех морских обитателей есть друзья, только черепаха одна. Как вы думаете, почему она одна и что она чувствует (грусть, тоска, печаль)
Как мы можем ее развеселить? Да, давайте порадуем черепаху, сделаем для неё друзей. Как мы можем сделать и что нам для этого понадобится? (рисунок, поделка)
А поможет нам игра «Колумбово яйцо». У нас есть схемы для игры «Колумбово яйцо». Вам надо, пользуясь схемой собрать черепаху, затем поменяться местами и проверить задание друг у друга. (работа в парах)
Обратите внимание и у черепахи появились друзья (СЛАЙД 12)
Она благодарит вас и приглашает поиграть.
Физкультминутка «Море волнуется».
Пока мы с вами играли, в подводном мире случилась беда. (СЛАЙД 13)
Как вы думаете, что здесь произошло?
(Набежали волны, начался шторм и всех морских обитателей выбросило на берег).
Как вы думаете, они могут жить без воды? Почему?
Как им помочь (опустить в воду) Вы готовы им помочь?
Давайте им все вместе поможем. Смотрите, все морские обитатели на берегу. Мы с вами дружные ребята и им поможем. Надо бережно взять в руки животных и сначала назвать у кого кто, а затем опустить на дно нашего моря. Дети называют и опускают в гидрогель.
Почему вы светитесь от счастья? Вы рады, что спасли всех морских обитателей?
Мокрым ехать не пристало, салфетки есть у нас, вытрем руки тот же час.
Ну что ж, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Напомните, как будем всплывать (опыт).
Покружились, покружились, в детском саде очутились. Здравствуй, здравствуй, детский сад! Мы оказались в стенах нашего красивого, уютного, теплого детского сада.
Вам понравилось наше путешествие? Почему? На чем мы путешествовали? Каких морских обитателей мы видели? Что вы о них узнали? Кому мы помогали? Сложно было собирать черепаху? Вы хотели бы ещё раз отправиться в путешествие?
Как сделать, чтобы наше путешествие осталось у нас в памяти?
У меня есть идея для вас. Давайте вместе с вами выполним работу из цветного риса, которую назовём «Наше маленькое море».
Мне без вашей помощи не справиться!
Как сделать аппликацию из цветного риса? Я буду наносить клей, а вы правой рукой засыпать рис. Возьмём горсть риса и насыпаем на белый лист бумаги. Ладошками прижмём, чтобы приклеился, а оставшийся рис стряхнем.
Вот какое удивительное, загадочное, таинственное море получилось. Оставим картину сохнуть, а потом вставим в рамку и украсим нашу группу этой картиной.
А на память я вам хочу подарить ракушки.