Елена Амелько
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Планета Земля — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие в старшей группе
Тема: «Планета Земля – наш дом»
Образовательная область: Ребёнок и природа. Ребёнок и общество. Искусство (рисование)
Программные задачи:
формировать представления детей о модели Земли в виде глобуса;
углубить знания о карте, акцентировать внимание, что большая часть Земли покрыта водой;
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Планета Земля — наш дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
развивать мышление, воображение, память, речь, внимание;
воспитывать познавательный интерес к природе, стремление и навыки бережного отношения к ней.
Предварительная работа: чтение детской энциклопедии «Планета Земля», рассматривание иллюстраций «Береги природу», дидактические игры, разучивание стихотворений, рассматривание карты мира и Беларуси, труд с детьми на экологической тропе, наблюдения в природе.
Материалы и оборудование: глобус; карта мира; карта Беларуси; картинки одежда, обувь; мяч; два обруча; фонарик; картинки экологических цепочек; гуашь; палочки для рисования; влажные салфетки.
Ход занятия.
Воспитатель приносит в группу глобус :
На столе передо мной
Закружился шар земной.
Арктика, экватор, полюс…
Уместил всю землю…. (глобус)
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть глобус, задавая вопросы:
Что изображает глобус? (Планету Земля)
Какую форму имеет Земля? (форму шара) Земля – огромный шар. Он вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды.
Воспитатель, используя фонарик, демонстрирует смену дня и ночи на Земле. – Посмотрите на глобус, он крутится вокруг себя, вокруг своей оси. Если представить, что наш фонарик – Солнце, то его лучи могут осветить только одну сторону глобуса – Земли : куда попадают лучи – там день, на противоположной стороне – ночь, а так как Земля постоянно вращается, вокруг своей оси, происходит смена дня и ночи.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что большая часть земного шара покрыта водой: океанами, морями, реками, озерами. Кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди. Так же на поверхности Земли расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.
Как вы думаете, каким цветом изображены на глобусе моря, реки, океаны? (голубым и синим). Горы? (коричневым). Леса? (зеленым). Пустыни? (желтым)
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка. Там – зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где – то снег лежит горой,
А где – то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть.
Одно у них названье есть:
Леса и горы, и моря –
Все называется Земля!
Глобус неудобно брать с собой в путешествие, поэтому люди изобрели карту, по которой можно найти дорогу в любую страну мира.
Кому больше всего нужны карты? (морякам, рыболовам, летчикам и космонавтам, геологам и строителям, туристам и путешественникам)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть карту мира.
Воспитатель сообщает детям, что на земле есть холодные и жаркие края.
В этих краях разный климат: в холодных краях – холодная и длинная зима, а лето холодное и прохладное, в жарких краях зимы нет, жаркое лето, в средней полосе – не очень холодная зима и нежаркое лето.
Игра «Собери вместе»
Воспитатель предлагает детям выбрать и разложить картинки с изображением различных предметов, одежды, обуви, которые необходимы людям на Севере и на Юге. Дети объясняют свой выбор.
Воспитатель: ребята, на карте есть много стран, но есть одна страна, которая похожа на кленовый лист. Как вы думаете, что это за страна? (Беларусь)
Воспитатель: в какой стране мы живем? (Беларусь.) Кто мы с вами? (беларусы)
Воспитатель показывает карту – макет Беларуси.
Кто знает, какой самый главный город нашей страны? (Минск.) Это наша столица.
Воспитатель показывает на карте, где находится Минск, обращая внимание, что он в центре карты.
Ребята, как вы думаете, что обозначают голубые линии и пятна на карте? (реки и озера)
Воспитатель: у нас много красивых озер и рек, и нашу страну называют «синеокой».
Стихотворение (читает ребенок) :
Небо чистое и голубое,
И березовый чистый рой –
Беларусь моя, синеокая,
Беларусь моя – родной дом.
Игра с мячом «Один - много».
В море не одна акула, а много… (акул, не один морской конек, а много… (морских коньков, не один дельфин, а много… (дельфинов, не одна водоросль, а много… (водорослей); в пруду не один карась, а много… (карасей, не одна кувшинка, а много (кувшинок); в реке не одна щука, а много… (щук, не один окунь, а много… (окуней, не один ерш, а много… (ершей) и т. д.
Воспитатель: каким цветом на карте обозначают лес? (зеленым, обращая внимание детей на преобладание на карте зеленого цвета.
Воспитатель: Почему мы называем лес богатством? (лес очищает воздух, дает кислород, из леса изготавливают мебель, делают бумагу, книги, в лесу растет много растений, живут птицы и животные.)
Игра «Экологические цепочки»
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, составить экологические цепочки из картинок с изображением различных растений и животных. Побеждает команда, которая составит больше экологических цепочек.
Физкультминутка
Вот Земля, наш общий дом. (Поднимая руки кверху, разводят в стороны)
Много есть соседей в нем.
И пушистые козлята, (Приставляют указательные пальцы обеих рук к голове)
И веселые котята, (Прыгают)
И извилистые речки, (Соединяют ладони вместе, выполняя волнообразные движения)
И кудрявые овечки. (Вращают указательными пальцами вокруг ушей)
Травка, птички и цветы, (Приседают)
И, конечно, я и ты. (Встают, показывая на себя и на соседа)
В этом славном доме нужно
Жить со всеми очень дружно. (Кладут руки друг другу на плечи)
Никого не обижать.
Всех соседей уважать. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: дети, представьте, что на Земле исчезли все водоемы, рыбы, животные.
Словесная игра «Что было бы, если бы…»
Что было бы, если бы на Земле исчезли все насекомые?
Что было бы, если бы высохли все водоемы?
Что было бы, если бы все животные стали травоядными?
Что было бы, если бы на Земле исчезли все леса?
Воспитатель обобщает, что человек – это часть природы. Что бы вырасти счастливыми, гармоничными людьми, в окружении различных животных и растений, радуясь солнышку, нужно уметь дружить с природой. А как стать ее другом? (Дети высказывают свои предложения)
Воспитатель предлагает детям изготовить природоохранительные знаки.
В конце занятия дети, держа знаки в руках, читают стихи «Земля – наш общий дом».
Я очень удивилась,
Узнав, - Земля – наш общий дом!
Живут в нем звери, птицы,
И мы с тобой живем.
Земля – наш дом огромный,
В нем много этажей
Для жителе подводных
И для лесных ужей.
Для всех квартир хватило:
Для буйволов и коз,
Для сов и крокодилов,
Для зайцев и стрекоз.
Земля – наш дом огромный,
И пусть сооружен
Он не из плит бетонных,
Но суть совсем не в том.
А в том, что мы – соседи,
И мы должны сберечь
Оленей и медведей.
Об этом наша речь!
Итог занятия.
Как называется наша планета? (Земля)
Как называется наша страна? (Беларусь)
У нас много озер и рек, значит, она какая? (синеокая)